Смекни!
smekni.com

Закон композиции и пропорциональности 2 (стр. 1 из 2)

3. Закон композиции и пропорциональности

В основе закона композиции и пропорциональности лежит ф илософия гармонии. В окружающем нас мире все приспособлено для совместного сосуществования. Все лишнее, избыточное постепенно уходит, а недостаточное постепенно развивается, достигая некоторого временного равновесия - гармонии. В таких случаях говорят о центростремительных (объединительных) и центробежных (разъединительных) процессах. В древнегреческой философии идеалом гармонии (от греч. < harmonia > - стройность, соразмерность) являлась космическая система с ее абсолютным порядком и организованностью. Синонимами слова <гармония> являются стиль, красота, счастливая семья, преуспевающая организация, музыкальные созвучия.

В середине XIX в. экономисты Ф. Бастиа (Франция) и Г.Ч. Кэри (США) создали теорию гармонии интересов, в которой капитализм изображался как гармоническое общество, основанное на оказании различными классами взаимных услуг, причем услуги оказывают не только рабочие, но и капиталисты и землевладельцы. Гармония предполагает наличие совокупности элементов, процессов и их соотносительность (пропорциональность). На Земле, на Луне и даже на Марсе есть все необходимые элементы для живого организма: вода, кислород, углекислый газ и т.д. Однако только на планете Земля их соотношения приемлемы для его существования. Если какие-то пропорции этих составляющих существенно изме-нятся, например, уменьшится озоновый слой атмосферы, то про-изойдут серьезные изменения во флоре и фауне.

Гармония - это естественный эволюционный процесс, происходящий на всех уровнях мировой цивилизации: государств, отраслей, организаций, семьи и даже одного человека.

Гармонию следует рассматривать только субъективно (гармония для кого, для чего). Гармонизация элементов организации для получения прибыли существенно отличается от гармонизации элементов для комфортной работы персонала и т.д. Если конкретная цель не поставлена, то гармонизация все равно идет для какой-то неформальной цели. Гармонизацию остановить нельзя, а напра-вить можно.

Основная задача просвещенного человека состоит в том, чтобы не тормозить этот процесс. Торможение приводит к накаплива-нию несбалансированности элементов. Эта несбалансированность после достижения критической точки вызывает неестественный, революционный процесс гармонизации, предсказать результаты которого практически невозможно, можно лишь гадать. Примеров сколько угодно в нашей российской истории. Основная же задача профессионального менеджера состоит в том, чтобы помогать этому процессу, а еще - лучше упреждать его путем устранения причин возможного дисбаланса. Таким образом, гармония имеет системное начало, она объективна и не зависит от воли и желания человека, который мо-жет либо помочь ей, либо испортить естественный ее ход.

Закон композиции и прапорциональности формулируется так: каждая материальная система стремится сохранить в своей структуре все необходимые элементы (композицию), находящиеся в заданной соотносительности или заданном подчинении (пропорции).

Сознательная реализация закона композиции и пропорциональности в организации требует обязательного использования набора принципов планирования, координации и полноты.

Принцип планирования: каждая организация должна иметь обоснованный план деятельности и развития.

Пла-нирование связано с выработкой целей организации, согласован-ных с целями развития внутренней и внешней среды (работника, рынка, общества).

Принцип координации: каждая организация должна следить за стратегическими, тактическими и оперативными изменениями и вносить соответствующие коррективы в механизм выполнения. Этот принцип реализует достаточные условия закона.

Принцип полноты : каждая организация должна выполнять весь набор функций производства и управления на своем участке деятельности либо своими силами, либо с помощью привлеченных организаций. Этот принцип реализует необходимые условия закона.

Вывод. Практика использования закона состоит в обоснованном выборе необходимых элементов организации и обеспечении требуемой их пропорции.

Закон композиции и пропорциональности (гармонии)

Закон гармонии — один из основных законов Приро­ды. В Природе царит гармония. Гармония — соразмерность, соединение компонентов объекта в единое органичное целое. В древнегрече­ской философии гармония понималась как организованность кос­моса, мировой порядок, изначально установленный Богом. Все должно подчиняться этому установленному порядку.
Все законы природного мира обеспечивают в конце концов реализацию закона гармонии. Вспомним, например, закон динами­ческого равновесия, который базируется на оптимальном соотноше­нии между элементами системы, а также между целым и ее частя­ми, т.е. обеспечивает стабильность и жизнеспособность системы с помощью создания необходимых композиций и пропорций как ме­жду системой и внешней средой, так и внутри самой системы.
А.А. Богданов, рассуждая о сущности хорошо организованного комплекса, утверждал, что главной особенностью такого комплекса является «гармоническое сочетание частей, т.е. такое объединение их функций — специфических активностей— сопротивлений, при котором они взаимно усиливают друг друга, отчего реальная их сумма и возрастает».
Не случайно в эстетике и искусстве гармония рассматривается как существенная характеристика красоты, а то и ее синоним, а многие ученые считают красоту (гармонию) важнейшим критерием правильности научной теории. У экономистов, управленцев, менед­жеров стремление к гармонии ассоциируется со стремлением к оп­тимальной организации и эффективности. О роли красоты и гармо­нии в современном производстве основатель и бывший президент компании «Вакол» сказал так: «Стремление к красоте присуще всем сердцам, всему обществу, всему мировому сообществу. Оно является естественным желанием любого человека. Это касается и меня. До тех пор, пока я буду жив, я буду стремиться к красоте».

В своей книге «Сделано в Японии» А. Морита, президент фирмы «Со­ни», описывает случай, который произошел с ним в 1975 г. во время его пребывания в Советском Союзе. На одной из встреч в Госкомитете по науке и технике его попросили высказать мнение о продемонстрирован­ном тут же транзисторном телевизоре советского производства, который предполагалось продавать в Европе. А. Морита, уточнив, может ли он высказать свое личное мнение, и получив разрешение, сказал: «В Совет­ском Союзе есть замечательные, талантливые мастера искусств. У вас великие музыканты, балет — великое художественное наследие, а ваши исполнители славятся во всем мире. Это счастье, что ваша страна обла­дает и техникой, и искусством. Но почему же этого не видно в вашем телевизоре? Если у вас в Советском Союзе есть и искусство, и техника, почему же вы не сочетаете их, чтобы делать прекрасные вещи? Если го­ворить откровенно, господа, судя по тому, что мы знаем о рынке и вку­сах потребителей, мы не думаем, что такой некрасивый телевизор можно будет продать».

Гармония — это согласованность, стройность, соразмерность в со­четании чего-либо. Каждая сложная система стремится к гармонии — состоянию, когда композиция и пропорции оптимальны. Говоря о композиции, имеем в виду соотношение и взаимное расположение частей исследуемого целого. Пропорциональность — это определен­ное количественное соотношение, соответствие с чем-либо (напри­мер, размер ноги по отношению к росту человека или количество управленцев по отношению к общему количеству работающих в фирме). Пропорциональность часто понимается как соразмерность. Закон композиции и пропорциональности в наиболее явной форме применяется в архитектуре и искусстве. Художник, работая над картиной, стремится к гармонии, используя известные приемы, на­пример, «правило золотого сечения». В экономике использование закона помогает решать проблемы планирования, производства, распределения, учета, стимулирования и пр. Хороший менеджер через достижение композиции и пропорциональности стремится создать гармоничное предприятие. В каждодневной деятельности мы наблюдаем это всеобщее стремление к гармонии: каждый че­ловек хочет достичь определенной композиции благ (заработная плата, дом, жена, дети, машина и пр.). Машину он выбирает про­порционально или соразмерно доходам, жену — согласно со свои­ми внутренними духовными или физическими потребностями и т.п. Так же поступает и руководитель организации: в соответст­вии с финансовыми возможностями, поставленными целями и задачами подбираются офис, кадры, транспорт и пр. Зачастую в офисах можно видеть богатую роскошную мебель и устаревшую орг­технику, плохо организованные профильные для фирмы процедуры. В таком случае можно говорить о кризисе руководства.
В природе все гармонично: все, что не работает на высшую цель, отсекается; все, что избыточно, постепенно отмирает, достигая опти­мальной композиции и пропорциональности. Посмотрите на дерево: корни, ствол, ветви, листья — все находится в идеальной пропорции и композиции.
Закон композиции и пропорциональности (гармонии): каждая система стремится к оптимальному взаимному расположению частей и к опти­мальному количественному соотношению между ними.

Закон композиции и пропорциональности в организации отража­ет необходимость согласования целей элементов системы с ее глав­ной целью, а также необходимость определенного соотношения между частями целого — их соответствие, соразмерность или зави­симость. Достижение необходимых пропорций, соразмерности и соответствия в границах организации равнозначно повышению жизнеспособности, повышению уровня самосохранения системы.
Несоответствие между частями, элементами системы называется диспропорцией. Диспропорции снижают эффективность организации и способствуют ее разрушению.

Реализации закона композиции и пропорциональности спо­собствуют разработанные на основании научных исследований и организационного опыта нормы и правила. Например, уровни ие­рархии связаны с нормами управляемости. Диапазон контроля и норма управляемости — это максимальное число непосредственно подчиненных, которыми эффективно может управлять руководи­тель. Считается, что у руководителей низшего уровня норма управ­ляемости может достигать 30 человек (для высшего уровня управ­ления, как правило, — не более 7 человек).