Смекни!
smekni.com

Философско-культурные основания эзотерической версии знания (стр. 2 из 7)

Посвященный в эзотерическое знание был обязан хранить его в тайне. Отступничество не поощрялось. Сегодня эзотерику можно обозначить как обобщающее название современного учения или, точнее, представления о мире и человеке как единстве макрокосма и микрокосма, не ограничивающегося рассмотрением одних только их материальных характеристик, метод познания "внутренней сущности" всех вещей, мерой которых акцентированно выступает человек.

Слово "Эзотерика" окончательно прижилось после Второй Мировой войны как термин, заменивший два аналогичных и, в общем, синонимических термина, значение которых к тому времени изменилось: герметизм и оккультизм. Все три термина в конечном счете обозначают одно и то же: в философском плане — определенный взгляд на мир, предполагающий, что непознанное и даже признанное непознаваемым требует столь же уважительного отношения и строго научного подхода, как уже познанное или признанное познаваемым, в практическом же плане — совокупность дисциплин, изучающих законы, общие для того и другого.

Эзотеризм появился на свет как "внутренняя" часть многих религий. Он постулирует, что Вселенная устроена намного сложнее, чем это кажется на первый взгляд — кроме видимого, известного нам мира, существует другой, невидимый, который в неменьшей степени влияет на происходящее вокруг. И человек должен учитывать это, соотнося свое поведение с определенными закономерностями. Именно эти знания, исходившие от людей, которых впоследствии стали называть пророками, мессиями, аватарами, учителями, служили причиной возникновения всех мировых религий.

Одним из основополагающих моментов эзотерики является то, что вся Вселенная живет по одним общим законам и все во Вселенной взаимосвязано. Эта связь осуществляется за счет энергии, наполняющей и пронизывающей собой все миры. Когда человек в процессе жизни совершает какие-то действия, он тем самым влияет на окружающий мир. Причем к действиям относится не только то, что человек совершает в материальном мире, но также мысли, эмоции, желания, настроения, которые наделены особыми видами энергии и несут в себе информацию. Когда сознание производит их, оно совершает действия в других пространственных планах, следствием чего является влияние на внешний мир и на дальнейшую судьбу человека. От этого мир немного изменяется и, в свою очередь, воздействует на человека, меняет обстоятельства его жизни. Человек конкретными действиями сам определяет, программирует свое будущее. Некоторые действия незамедлительно сказываются на судьбе, другие — через много лет, а есть и такие, которые влияют только на будущие жизни ( Карма; Сансара; Инкарнация; Реинкарнация; Метемпсихоза; Перевоплощение).

Первые упоминания о ранних эзотерических школах относятся к 8—10-му тысячелетиям до н.э., к Древнему Египту (есть мнение, что древние египтяне, Гермес Трисмегист, — в свою очередь, получили эти знания от атлантов). Эзотерика складывалась в качестве обобщенного синтезированного учения о мире (и человеке в нем), как о некоем едином пространстве, устроенном и живущем по единым законам, где познанное и непознанное, макрокосмос и микрокосмос требуют единого подхода к изучению.

Эзотеризм формировался как учение, позволяющее познать "внутреннюю сущность" вещей и явлений в их скрытой взаимосвязи и конечном предназначении; как учение, приближающее нас к понимаю истины, мудрости, разума и любви; как учение, доказывающее факт всеприсутствия божественного начала. Эзотерика постулирует, что до тех пор, пока человек живет в неведении относительно действующих вселенских (а значит и земных, и человеческих) законов, он невольно будет их нарушать, и, как следствие, иметь все то, что он имеет сегодня в избытке: болезни, страдание, ненависть, войны и т.д.

Эзотерика дает в руки человека очень мощные инструменты, поэтому мистики всегда хранили свои знания в тайне, поскольку, если их неверно понять или неправильно использовать, можно навредить и себе, и окружающим. Для приверженца эзотерики важно получить мистический опыт, а не соблюдать обряды и ритуалы, базирующиеся на определенных религиозных догмах и правилах. При этом эзотерики, мистики благодаря непосредственному переживанию познают глубочайшие истины. Предполагается, что им удается напрямую прикоснуться к сокровенным тайнам Вселенной и человека не вследствие слепой веры, а посредством собственного опыта. Поэтому между настоящими эзотериками, даже принадлежащими к различным традициям и школам, никогда не было разногласий и уж тем более противоборства, — мистический опыт зависит от фундаментального устройства человека и Вселенной, а эти вещи одинаковы для любого народа и времени. Догматическая неортодоксальность есть важнейший признак Эзотерики.

Глава 1. Онтологический статус эзотерического знания.

§1. Понятие эзотерического знания.

Эзотеризм имеет глубокие корни в человеческой истории. На Западе и Востоке он проявляется по-разному, однако есть основания говорить об эзотеризме вообще, так как его проявления обладают и существенными сходными характеристиками. Истоки современного эзотеризма включают в себя религиозные практики т.н. “примитивных” обществ: магию, шаманизм и пр. Сюда же подпадают религии, мифологии, мистерии цивилизаций Древнего мира: Вавилона, Египта, Индии и Китая, Греции и Рима. Другим источником, значительно более “возвышенным” и имеющим право называться “учением” в полном смысле слова, является определенная часть религиозной философии Востока и Запада. В первую очередь, это гностицизм. На античном Западе это орфизм, пифагореизм, стоицизм, неоплатонизм.

Бытует мнение, что все истинные учения, религии и философии от древности и до наших дней говорят одно, сходны в главном. С позиции современной исторической науки, обладающей богатым фактическим материалом, документальными свидетельствами древних культур, такое заявление будет, по меньшей мере, необоснованным. Близкий к современному вид “таинственного” синкретического учения появился только в начале нашей эры.

Существенной причиной возникновения “тайного знания”, было, как предполагает наука, взаимодействие и смешение культурных и религиозных традиций разных народов в Римской империи. Около начала первого тысячелетия возникает герметизм, вобравший в себя гностические элементы, египетскую магию, частично мифологию, греческую философию и библейские истории. Герметизм обладал огромным весом в общественной мысли Европы вплоть до XVII века, когда швейцарский ученый Исаак де Казабон доказал, что, судя по особенностям языка, автор большинства книг “Герметического корпуса” жил не ранее I века и никак не мог быть современником Моисея, как считали ранее.

В Средние века на европейскую философию большое влияние оказывала мусульманская и еврейская литература, в том числе научная и эзотерическая. Многие трактаты мусульманских мистиков, астрологов и алхимиков были не просто известны, но и пользовались популярностью. Многие приписывались Аристотелю и Платону. Каббалистические тенденции в философии и в массовом сознании были также весьма сильны. На этой почве, а также вследствие развития собственно европейской науки в эпоху Возрождения, возникла масса течений и трудов. Термин “оккультизм” возникает в Средние века и включает в себя традиционный набор “тайных наук”: астрология, алхимия, магия, теософия и пр. Церковь и государство довольно долго не выражали однозначного отношения к этим “наукам”, и костры инквизиции загорелись, когда оккультизм стал неотъемлемой частью жизни всех слоев общества. Эпоха Возрождения – это время возрождения античного (языческого) мироощущения не только в элитарном искусстве, науке и философии, но и в личном религиозном мироощущении человека.

Астрология претерпела длительную эволюцию, и обобщенно можно выделить два основных этапа этого процесса: астротеология и астромифология. Первый этап подразумевает поклонение звёздным богам. Второй включает в себя огромный период, когда влияние звёзд на человека обосновывалось в рамках того или иного учения о космосе. Здесь следует различать веру в то, что звёзды делают судьбу человека, и веру в то, что звёзды сообщают своим положением, какова будет его судьба. Критика астрологии ведет свою историю также из древности. Еще античные философы задавались вопросом, почему люди с разными гороскопами могут утонуть на одном корабле; или: если вор украл под влиянием звёзд, то виновен ли он? Астрология выполняет в системе эзотеризма роль космологии, общего учения о природе. А внутрь земли углубляется алхимия. Это учение не моложе первого, и основывается оно на учении о Первоматерии, которая, будучи ближе всего к источнику бытия, обладает совершенными свойствами: всё делает прекрасным и цельным, то есть исцеляет от всех болезней человека, металл же превращает в золото (истинное, здоровое состояние металла), которое приносит счастье не только владельцу, но и многим бедствующим людям. Конечно, алхимические процессы и символы можно понимать как духовное преображение человеческой личности. Однако, обычно обе эти трактовки безболезненно сосуществуют в одном сознании.

Магия – один из древнейших и распространенных видов попыток человека воздействовать на окружающий мир, сделать его благоприятным для жизни. В классификации Корнелия Агриппы фон Неттесхеймского магия является обобщающим понятием для всех видов оккультизма, а также вбирает в себя современную Агриппе науку и даже христианское богословие. И, хотя сам он отказался от своего же обобщения, и сейчас можно встретить сходную точку зрения.