Смекни!
smekni.com

Философия круг ее проблем и роль в жизни человека и общества (стр. 1 из 3)

РЕФЕРАТ

ФИЛОСОФИЯ, КРУГ ЕЕ ПРОБЛЕМ И РОЛЬ В ЖИЗНИ

ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА

1. Философия и мировоззрение.

Философия является одной из основных и древних форм мировоззрения. Со временем ее роль не уменьшается, а, наоборот, возрастает. Слово философия греческого происхождения (phileo – любить, sophia – мудрость), что буквально означает любовь к мудрости.

Однако данное этимологическое значение не исчерпывает содержание философии. В философии речь идет о способности человека понять сущность мира, в котором он живет и свою собственную сущность, подняться до осознания смысла своего бытия. Именно осознание сущности мира, своего бытия и своей сущности, своего места в мире, смысла жизни и составляет понимание мудрости.

Термин «философия» впервые встречается у выдающегося философа и математика Пифагора, который считал, что от философии «рождается три плода»: дар хорошо мыслить, хорошо говорить, хорошо делать. Согласно Пифагору, смысл философии – в поиске истины. Позднее Платон придает этому понятию новое значение: наука, которая изучает мир в целом и место человека в этом мире.

Философия зародилась в VI – V веках до н.э. в Индии, Китае, Греции в ус­ловиях углубления разделения труда, разрушения традиционных связей родового общества, а также в результате общественно – исторической необходимости развития познания, становления научного мировоззрения.

Мировоззрение – это совокупность наиболее общих взглядов на мир и ме­сто в нем человека. Мировоззрение это система принципов и знаний, идеалов и ценностей, надежд и верований, взглядов на смысл и цель жизни, которые опре­деляют деятельность индивида или социального субъекта и органично вплета­ются в его учения и нормы мышления. Субъектами мировоззрения может быть отдельный человек, социальные или профессиональные группы, этнические или религиозные объединения, классы, общество в целом. Таким образом, мировоз­зрение выступает в качестве своеобразной интегративной целостности знания и ценностей, разума и чувств, интеллекта и деятельности.

В структуре мировоззрения выделяют следующие элементы:

· Миропонимание

· Мироощущение

· Мироотношение

Таким образом, мировоззрение интегрирует познавательную, ценностную и побудительно – действенную установки человеческой жизнедеятельности.

Разновидностями миропонимания являются жизненно – повседневное и теоретическое мировоззрение.

Жизненно – повседневное мировоззрение включает опыт, известные на­выки, традиции, «память веков». Оно имеет стихийный, эмоциональный, несистематизированный характер, недостаточно защищено от ошибок. В отличие от него, теоретическое мировоззрение – это более систематизированный комплекс представлений, оценок, установок, которые обеспечивают целостное видение мира и места в нем человека, его жизнен­ные позиции, определяющие деятельность человека.

Мировоззрение – одна из общественных форм отражения действительно­сти человеком. Его специфика заключается в том, что оно отражает действитель­ность целостно; то есть не только природно – общественный мир жизни и деятельности чело­века; но и его общественные отношения и жизненные интересы. Мировоззрение – неотъемлемый атрибут человеческого сознания. Его спецификой является то, что оно, во-первых – форма общественного самосозна­ния человека, во-вторых – способ духовно – практического овладения действи­тельности.

Философия, исследуя отношение сознания к объективному миру, мышле­ния к бытию, делает своим предметом круг проблем, которые возникают на основании развития мировоззрения как формы общественного самосознания. Отличие мировоззрения от философии состоит в том, что философия является не «духовно – практическим», а теоретическим освоением мира. Она возникает соответственно как система доказательств и знаний фундаментальных проблем мировоззрения.

Другими словами мировоззрение отличается от философии не предметным содержанием, а обусловленным им формой и статусом. Оно не только возникает на уровне теоретического знания, но и обязательно порождается всей общественно – исторической жизнью людей, их способом существования и поэтому представ­ляет собой духовно – практическую форму освоения мира и самопознания общественного человека. В связи с этим мировоззрение не сводится лишь к знанию о мире и не функционирует в виде знания, хоть и включает его. Оно выполняет функцию самопознания, то есть является духовным инструментом субъекта в его практическом самовыражении в общественной и природной действительности. Поэтому в истории общества возникают систематизированные, но не философские типы мировоззрение, такие как мифология и религия.


2. Предмет и функции философии

Первой исторической формой философского мышле­ния была натурфилософия, то есть философское учение о природе, философия при-

роды. Она представляла собой целостное знание о природе и ее развитии, фактически сливалась с природ­ными науками. Французский философ ХVII в. Р. Декарт сравнивал философию с де­ревом, корень которого метафизика, а ветви – все остальные науки. Такой широ­кий предмет философии объяснялся недостаточным развитием конкретных знаний.

В античном мире философия была «наукой наук», в ходе исторического развития от нее отделились специальные области научных знаний – астрономия, физика, математика, химия, история, социология, логика и т.д. Отделение фило­софии от специальных наук способствовало формированию специфического философского исследования: Что составляет сущность природы, Вселенной? В каком соотношении находятся сознание и внешний мир? Что такое человек и ка­ково его место в мире? Способна ли она познать и преобразовать мир, если да, то каким образом?

Зарождение философии исторически протекало с развитием научных зна­ний, с формированием потребности в теоретическом исследовании. Вначале философия отвечала на вопросы, которые уже были поставлены религиозно – мифологическим мировоззрением. Однако смысл разрешения этих проблем уже был другим, он базировался на теоретическом анализе этих вопросов, который включал логику и практику. Первые мыслители античного мира главным образом стремились уяснить происхождение разнообразных природных явлений.

С развитием философии возникают различные философские теории и дисциплины, формируется ее предмет, то есть круг вопросов, которые она изучает. Общая структура предмета включает в себя следующие разделы:

· Онтология – учение о бытии или о сущности всего существующего;

· Гносеология – теория познания;

· Логика – наука о формах последовательного мышления.

Кроме того, постепенно формируются специфические отрасли философ­ского знания. Это философия истории, предметом которой является выявление закономерностей исторического процесса, изучение специфики, природы и форм исторического знания, а так же выяснение смысла и направленности истории человечества. Специфической областью является философия культуры, которая исследует вопросы становления культуры, ее сущность и значения, а так же особенности и закономерности культурно – исторического процесса. Философия науки рассматривает про­блемы развития науки, которая создает и теоретически систематизирует объек­тивные знания о действительности. Объектом изучения этики является мораль как форма общественного сознания, одна из важнейших сторон жизнедеятельности человека, специфическое явление общественной жизни. Эстетика изучает два взаимосвязанных круга явлений: сферу эстетического как специфического выявления ценностного отношения человека к миру и сферу художественной дея­тельности людей.

Человек, человечество, человечность – вот основной спектр тех проблем, которые всегда волновали мыслителей. Немецкий философ Иммануил Кант воспринимал философию как отражение познавательного, практического и ценностного отношения к миру. Его триада звучит так: Что я могу знать? Что я должен делать? На что я могу надеяться?

Философия как сложившаяся система знаний имеет целый ряд вопросов, как общего, так и специфического характера. Например, общим вопросом, раскрывающим характер философского мышления, является вопрос о том, что первично: дух (духовное, идеальное) или материя (материальное). В зависимости от его решения выделяются такие крупные философские направления, как материализм и идеализм.

Деление на указанные направления существовало с самого начала разви­тия философии. Материализм понимает материю как первичную основу, как источник всего, идеализм объясняет возникновение материи из духа. Материа­лизм и идеализм неоднородны в своих проявлениях. С точки зрения историче­ского развития материализма можно отметить следующие его формы:

· материализм древнего Востока и Древней Греции – это форма материализма, в рамках которой предметы и окружающий мир рассматриваются сами по себе, независимо от сознания, как состоящие из материальных образований и элементов (Фалес, Левкипп, Демокрит, Гераклит и др.)

· метафизический (механистический) материализм Нового времени в Европе. В его основе лежит изучение природы. Все многообразие ее свойств и отношений сводится к механической форме движения материи (Г. Галилей, Ф. Бэкон, Дж. Локк, Ж. Ламетри, К. Гельвеций и др.)

· диалектический материализм, в котором представлены в органическом единстве материализм и диалектика (К. Маркс, Ф. Энгельс и др.).

Специфической формой материализма является деизм (от лат. deus – бог), представители которого хотя и признавали бога, но резко принижали его функции, сводя их к творению материи и сообщению ей первоначального импульса движения (Ф. Бэкон, Дж. Толанд, М.В. Ломоносов и др.)

Подобно материализму, идеализм так же неоднороден. Прежде всего, следует различать две главные его разновидности: объективный и субъективный идеализм. Первый провозглашает независимость идеи, бога, духа – вообще идеального начала, не только от материи, но и от сознания человека (Платон, Ф. Аквинский, Г. Гегель). Второй характеризуется тем, что утверждает зависимость внешнего мира, его свойств и отношений от сознания человека (Дж. Беркли, Д. Юм). Крайней формой субъективного идеализма является солипсизм (от лат. solus – один, единственный, и ipse – сам). Согласно последнему, с достоверностью можно говорить лишь о существовании моего собственного Я и моих ощущений.