Смекни!
smekni.com

Особенности этнонациональных отношений на Балканах по результатам эмпирического исследования (стр. 4 из 6)

Цыгане, несмотря на профессиональную ориентацию, без социальной дистанции или с маленькой дистанцией относятся к сербам. Влахи, как правило, относятся без дистанции, но нельзя упускать из виду, что определенный процент безработных (17,6%) имеет большую социально-этническую дистанцию по отношению к сербам.

Болгары в основном высказывают приязнь по отношению к сербам, хотя у тех, кто живет в поселках городского типа, наблюдается средняя дистанция (18,2%, табл. 23). Турки без дистанции или с маленькой дистанцией воспринимают сербов, невзирая на место жительство. Все-таки определенная нетерпимость присуща туркам, живущим в городе (6,3%). В среде цыган не наблюдается особая дистанция, а у влахов средняя дистанция появляется среди живущих в городе (20,0%).

Анализируя общую социально-этническую дистанцию, которая выражается в большей или меньшей степени по отношению к сербам, живущим в Македонии и Болгарии, ясно видно, что: македонцы, в основном (84,3%), воспринимают сербов без дистанции. Болгары несколько сдержаннее, поскольку 61,5% воспринимает сербов без дистанции, а около трети - с маленькой дистанцией, 7,9% - со средней и 2,0% - с большой дистанцией. Когда речь идет о македонцах, то здесь не наблюдается ни одного случая с большой дистанцией. Индикативным и потенциально опасным для международного сообщества и процессов интеграции является тот факт, что в Македонии албанцы выражают очевидную нетерпимость по отношению к сербам (около 50,0% – большая социальная дистанция, а около 20,0% - средняя и маленькая). Здесь необходимо подчеркнуть, что по результатам исследования, которое проведено в 15 городах на территории Сербии, социальная дистанция по отношению к албанцам наиболее выражена. Сербы не желают иметь албанцев в своем окружении. Следовательно, речь идет о взаимной нетерпимости[3]. Нетерпимость между сербами и албанцами существует и внутри самого государства Сербии и Черногории (особенно в Косово), что представляет политическую проблему.

Цыгане с маленькой дистанцией или без дистанции высказываются по отношению к сербам в Болгарии и Македонии, притом, что большая близость наблюдается в Македонии. Похожая ситуация и с соотношением общей дистанции между сербами, живущими в Болгарии, с одной стороны, и влахами и турками - с другой. Число влахов, воспринимающих сербов с маленькой дистанцией или без дистанции, одинаково. Турки в двое чаще, нежели влахи, высказывают маленькую социальную дистанцию по отношению к сербам, живущим в Болгарии.

Вывод

Данная работа представляет собой попытку рассмотреть возможность и готовность представителей различных этнических групп к формированию отношений социальной близости в направлениях, основанных на существующих социальных и этнических дистанциях. Сербы в Болгарии и Македонии показаны через этническую призму «других» с целью определить степень развитости сознания о возможностях совместной жизни, региональном идентитете, возможности сотрудничества, добрососедских отношений и интеграции в европейское и мировое содружество.

Основное предположение, которое было выдвинуто: этническая дистанция обусловлена оценкой тех особенностей, которые приписываются «другим», или, иначе говоря, готовность к определенным отношениям с сербами во многом зависит от положительных или отрицательных предположений и оценок, которые приписывают им «другие».

Основной вывод данного исследования заключается в том, что этническая дистанция и взаимная общественная дистанции связаны с отрицательными негативными этническими стереотипами. Степень предрассудков по отношению к сербам определяет степень социальной дистанции между сербами и «другими». Те народы, которые акцентировано негативно высказываются и склонны к отрицательным стереотипам о сербах, по отношению к ним выражают наибольшую социально-этническую дистанцию. Следовательно, в Македонии взаимная общественная дистанция самая большая между сербами и албанцами, поскольку албанцы приписывают сербам отрицательные особенности. Напротив, взаимная общественная близость существует между македонцами и сербами, поскольку македонцы воспринимают сербов, как правило, положительно.

В Болгарии мнение болгар о специфичных особенностях сербов не определенно либо положительно. Неопределенность, в данном случае, даже ярче выражена, нежели положительное мнение. То, что вызывает беспокойство - это довольно большой процент неопределенных и сдержанных ответов в подобразце из Болгарии, которые принадлежат цыганам, туркам и влахам. Такое положение может быть результатом незаинтересованного отношения к формированию некоторых качественных общественных конгломератов.

«Вечная неприязнь» между албанцами и сербами не уменьшается, что не дает возможности на данной основе формировать отношения европейского образца и возродить демократический дух. Тенденцию к сепарации земли и к переделу границ сопровождает националистическая идеология, основанная на исключительности и нетерпимости, что также не отвечает духу европейских процессов интеграции. Межэтнические столкновения и конфликты довольно часто провоцируются политиками националистического толка. Этническая дистанция превращается в показатель этнонациональной политики и делает из нее самостоятельный фактор генерирования этнических столкновений. Серьезные общественные противоречия, выражаемые в виде национальной нетерпимости, всегда обусловлены синтезом многочисленных факторов, среди которых экономический играет не последнюю роль.

Одновременно с нетерпимостью развиваются тенденции к сепаратизму и национализму. Этническую нетерпимость и социальное дистанцирование, которое выражается в негативной квалификации «других», подогревает сознание о «балканцах» и их «примитивности». Территория Балканского полуострова, являющаяся клином между Востоком и Западом, стоит перед выбором: погибнуть в мелких и крупных «измах» или пойти по пути развития цивилизованного общества, который включает в себя различные виды региональной интеграции и изменение разнообразных национальных стереотипов. Развитие и интеграция требуют утверждения принципа одинаковых возможностей, который подразумевает создание общественных, политических и юридических ситуаций для различных общественных групп, в которых они имеют одинаковый политический и правовой статус. Традиционализм, предрассудки, стереотипы, этническая исключительность и нетерпимость должны уступить место этнической толерантности, без которой невозможно включиться в процесс интеграции и присоединиться к европейскому и мировому сообществу.

Таблица 1

Отношение македонцев к сербам

Отношение македонцев к сербам Да Нет Нейтрально
Вступил бы в брак 82,1% 8,1% 15,6%
Дружил бы 95,5% 1,3% 3,1%
Жил бы по соседству 96,0% 1,8% 2,2%
Работал бы в одном коллективе 96,4% 1,8% 1,8%
Согласился бы иметь начальником 86,1% 7,6% 6,3%
Жил бы в одном городе 94,2% 2,7% 3,1%
Жил бы в одном государстве 95,5% 3,1% 1,3%

Таблица 2

Отношение албанцев к сербам

Отношение албанцев к сербам Да Нет Нейтрально
Вступил бы в брак 0,8% 96,7% 2,4%
Дружил бы 29,5% 63,1% 7,4%
Жил бы по соседству 23,6% 69,9% 6,5%
Работал бы в одном коллективе 37,4% 57,7% 4,9%
Согласился бы иметь начальником 15,6% 71,3% 13,1%
Жил бы в одном городе 28,5% 61,0% 10,6%
Жил бы в одном государстве 35,8% 60,2% 4,1%

Таблица 3

Отношение цыган к сербам

Отношение цыган к сербам Да Нет Нейтрально
Вступил бы в брак 41,8% 57,1% 1,0%
Дружил бы 95,6% 2,0% 2,0%
Жил бы по соседству 94,9% 2,0% 3,1%
Работал бы в одном коллективе 98,0% 2,0%
Согласился бы иметь начальником 91,8% 5,1% 3,1%
Жил бы в одном городе 99,0% 1,0%
Жил бы в одном государстве 99,0% 1,0%

Таблица 4

Отношение албанцев к сербам

Отношение албанцев к сербам Нет
Вступил бы в брак 96,7%
Согласился бы иметь начальником 71,3%
Жил бы по соседству 69,9%
Дружил бы 63,1%
Жил бы в одном городе 61,0%
Жил бы в одном государстве 60,2%
Работал бы в одном коллективе 57,7%

Таблица 5

Особенности сербов по оценке македонцев

Особенности сербов Позиция македонцев
не согласен не знаю согласен
Трудолюбивые 10,4% 19,8% 77,2%
Храбрые 2,0% 11,9% 86,1%
Умные 10,4% 19,8% 69,3%
Чувствительные 10,4% 21,8% 67,9%
Искрение 13,0% 26,5% 60,5%
Честные 15,0% 27,5% 57,5%
Культурные 6,0% 16,3% 77,7%
Чистоплотные 1,0% 9,9% 89,1%
Любезные 0,5% 13,5% 83,0%
Гостеприимные 3,5% 10,9% 85,7%
Миролюбивые 26,0% 23,4% 49,3%
Не эгоисты 14,4% 24,3% 61,4%
Цивилизованные 5,5% 20,9% 73,6%
Любят другие народы 27,2% 25,7% 47,0%
Гордые 2,5% 6,5% 91,0%

Таблица 6