Смекни!
smekni.com

Национальное самосознание и феномен национализма (стр. 1 из 4)

Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова

Кафедра философии.

Курсовая работа на тему:

Национальное самосознание и феномен национализма.

Подготовил:

Студент 1 курса ФПП

Марченко Дмитрий

211 группа

Научный руководитель:

Кандидат философских наук

Понизовкина И. Ф.

Москва 2010

Содержание:

Введение…………………………………………………………………………………….3

Глава I. Национальное самосознание. Основные факторы формирования и развития.

1.1. Генезис, сущность и развитие национального самосознания……………………..5

1.2. Факторы, способствующие формированию национального самосознания………8

Глава II. Национализм. Его значение и место в современном мире.

2.1. Феномен и черты национализма…………………………………………………….12

2.2. Подходы к изучению .… ……………………………………………………………15

2.3. Феномен Русского национализма. Хорошо или плохо?…………………………...18

Глава III. Национальное возрождение.

3.1. Способы решения этнических разногласий………………………………………..21

3.2 Связь и противоречия национального самосознания и национализма …………..23

Заключение………………………………………………………………………………..24

Список литературы……………………………………………………………………….25

Введение.

Этнокультурные проблемы и развитие национального самосознания в настоящее время приобретают особую значимость и глубину социально – философского осмысления. Это связано с теми социально – экономическими, общественно – политическими и историко – культурными процессами, которые происходят сейчас в стране.

В своей работе, которая посвящена этим процессам и феномену нацизма и национального самосознания в целом, я хочу провести анализ и сравнение двух этих не маловажных понятий, и объяснить их актуальность на сегодняшний день.

В условиях обновления всей сферы общественной жизни исследование основных закономерностей и специфических особенностей формирования этнокультуры имеет большое научно – теоретическое и практическое значение. На современном этапе роста национального самосознания и этнокультурных проблем межнациональных отношений приобрели актуальность и остроту. В связи с этим возникает необходимость всестороннего изучения этносоциальных и этнокультурных процессов.

В исследовании этих, безусловно, интересных и актуальных вопросов необходимо учитывать многие этнокультурные проблемы, которые включают в себя традицию, представляющую собой огромный комплекс культурных парадигм. Этнокультурная и национальная идеи мало исследованы, и потому они находятся в центре внимания ученых на современном этапе развития общества. Эти понятия связаны с этносом, с особенностями этнографической трактовки национальной культуры, национального мышления, с психологическим складом нации и сферами сознания человека. В период национального возрождения культуры проблема детерминации национального самосознания имеет особую значимость в связи с происходящими этнокультурными процессами, проявляющимися неоднозначно в российской действительности.

Первая глава называется: “Национальное самосознание. Основные факторы формирования и развития” и состоит из 2-х частей.

Вторая глава называется: “Национализм. Его значение и место в современном мире” и включает в себя 3 части.

Третья глава – заключительная. Она называется: “Национальное возрождение”. В ее состав входит 2 небольшие части.

Цель работы:

Проанализировать такие понятия, как национальное самосознание и национализм. Узнать их структуру и место, занимаемое в России и мире в целом.

Задачи работы:

1) Дать подробное описание термину “национальное самосознание”.

2) Дать характеристику феномену “национализм”.

3) Определить, какое отношение он имеет к России на сегодняшний день.

4) Сделать выводы о сходствах и различиях национального самосознания и национализма.

Глава I.

Национальное самосознание. Основные факторы формирования и развития.

Часть 1.1.

Генезис, сущность и развитие национального самосознания.

Начиная писать данную работу, я, само собой, задался вопросом: “А что же такое вообще, это национальное самосознание?”. Ожидая увидеть в различных источниках абсолютно разные трактовки этого словосочетания, я был приятно удивлен тем фактом, что практически везде, суть высказываний была одинакова, что не характерно для философской науки.

Пересмотрев несколько трактовок и объединив их главные мысли, я постараюсь дать внятное определение этому термину.

Национальное самосознание – это совокупность взглядов и отношений, мнении и оценок, выражающих представления членов какой-либо национально-этнической общности о своей истории и перспективах своего будущего развития, а также о своем месте среди других, аналогичных, групп.

Национальное самосознание включает в себя два компонента:

1. Рациональный (осознание себя частью какой-либо нации).

2. Эмоциональный (неосознавае­мое сопереживание своего единства с другими пред­ставителями национально-этнической группы).[1]

Национальное самосознание — ядро национально­го сознания. Оно выступает в качестве стержневой системы оценочных отношений и рационально-ценно­стных представлений, необходимых для соответствую­щего самоопределения человека в духовной и социаль­но-политической жизни.

В отличие от национального сознания, которое отражает обобщенные представления данной национально-этнической группы, национальное само­сознание является более индивидуальным по­нятием, выражающим прежде всего уровень, на котором член общности усвоил важность самосознания.

Разобравшись в основах понятия национального самосознания, я хотел бы затронуть следующую, немаловажную тему. Когда и как начал образовываться этот феномен.

Генезис национального самосознания представля­ет собой длительный исторический процесс, много­уровневый и весьма неравномерный по ходу своего развития. Первоначально, в историческом плане, по­явление зачатков национального самосознания проис­ходило на обыденном уровне. Оно было связано с действием одного из базовых социально-пси­хологических механизмов развития человеческого соз­нания в целом, с формированием и укоренением в пси­хике представителей той или иной общности антитезы «мы» и «они». Осознание себя как члена некой груп­пы, целостности («мы») как раз и строится через противопоставление представителям иной группы — неким «они».

Основу антитезы «мы» — «они»[2] обычно составляют один или несколько наиболее ярко выраженных признаков, характерных для «них» в отличие от «нас». Это может быть физический облик (иная внешность, черты лица и т. п.) или культурные признаки (иной язык, обычаи, традиции и т. п.).

Могут быть религиозные верования (иные идолы, тотемы боги, религия) или социально-экономическое устройство (иной способ общественного производства и способ жизни, кочевой или оседлый, земледельческий или ско­товодческий и т. п.). Такими признаками могут стано­виться и политическое устройство (иные способы уст­ройства власти и управления) или идеологическая доктрина (иные системы ценностей). Сочетание нескольких из этих признаков в одной, противоположной национально-этнической группе, автоматически возводит их в статус негативных (они отличаются от «нас», следовательно «они» плохие, а «мы» хорошие). И, как не прискорбно, такие взгляды абсолютно обоюдны для обеих сторон.

Позже, такая антипатия перерастает в ненависть на почве, допустим, религиозной. А это – один шаг до войны.

На политическом уровне примеров этого масса. Рассмотрим менее известный, но не менее типичный. Так, свой переворот в Аргентине в 1944 г. Х. Перон осуществил, опираясь на лозунг «национальной рево­люции», которая построит общество справедливости, имеющее силы противостоять как американскому империализму, так и международному большевизму. Он говорил об особом «обществе вертикальных проф­союзов», подчиненных национальному, а не классово­му принципу, и достиг победы.

Развитие национального самосознания oтличaeтся не прямолинейным, а скорее волнообразным, характером. Его подъемы и спады определяются фор­матом национально-этнической группы. Известно: чем меньше общность, тем более обостренно переживают­ся в ней проблемы национального самосознания, и тем более вероятны его резкие всплески. Наоборот, чем больше такая общность, тем увереннее чувствуют себя ее представители, тем меньше озабоченности данны­ми проблемами, и тем менее вероятно их внезапное обострение. Представители большой нации, как пра­вило, не нуждаются в необходимости постоянного подтверждения и самоутверждения их национально­го самосознания. Связанные с ним вопросы давно ре­шены на соответствующей государственно-политиче­ской основе. Поэтому, естественным считается их озабоченность более широким кругом национальных проблем.

Если говорить о смысле национального сознания в политическом плане, то он имеет двоякую роль. С одной стороны, это может стать прогрессивным процессом, ведущим к скорому развитию общности. Однако такая тенденция может привести к идеализации, абсолютизации нацией самой себя. Национально-этническая общность может начать ставить себя выше других и в конечном счете придет к мысли о том, чтобы уничтожить всех, в ком найдут хоть небольшие отличия. История знает несколько таких примеров.

В противном случае, с другой стороны, развитие национального самосознания может обернуться своей противоположностью — упадком ценностно-смысло­вых структур сознания к низшим уровням, отрицанием ценностей, принадлежащих общностям более высокого порядка — например, общечеловеческих, сведением сознания до узких рамок, таких как расизм.