Смекни!
smekni.com

Философия экзистенциализма 3 (стр. 3 из 3)

Концепция свободы воли развертывается у Сартра в теории “проекта”, согласно которой индивид не задан самому себе, а проектирует, “собирает” себя в качестве такового. Поэтому трус, например, ответственен за свою трусость, и для человека нет “алиби”. Экзистенциализм Сартра стремится заставить человека осознать, что он полностью в ответе за самого себя, свое существование и окружающее, ибо исходит из утверждения, что не будучи чем-то заданным, человек постоянно строит себя посредством своей активной субъективности. Он всегда “впереди, позади себя, никогда - сам”. Отсюда то выражение, которое Сартр дает общему принципу экзистенциализма: “...существование предшествует сущности...” По сути это означает, что всеобщие, культурные объективации, которые выступают как “сущности”, “природа человека”, “ценности” являются лишь отложениями, застывшими моментами деятельности, с которыми конкретный субъект никогда не совпадает. Экзистенция и есть постоянно живой момент деятельности, взятый в виде внутрииндивидуального состояния, субъективно. В более поздней работе ”Критика диалектического разума” Сартр формулирует этот принцип как принцип “несводимости бытия к знанию”. Но экзистенциализм Сартра не находит иной основы, из которой человек мог бы развить себя в качестве подлинно самодеятельного субъекта, кроме абсолютной свободы и внутреннего единства “проектирующего я”. В этом своем возможном развитии личность одинока и лишена опор. Место активной субъективности в мире, ее онтологическую основу Сартр обозначает как “ничто”. По мысли Сартра, “...человек без всякой опоры и помощи, осужден в каждый момент изобретать человека” и тем самым “человек осужден на свободу”. Но тогда основой подлинности (аутентичность) могут быть только иррациональные силы человеческого подполья, подсказки подсознательного, интуиции, безотчетные душевные порывы и рационально неосмысленные решения, неминуемо приводящие к пессимизму или к агрессивному своеволию индивида: “история любой жизни есть история поражения”. Появляется мотив абсурдности существования: Абсурдно, что мы рождаемся, и абсурдно, что мы умираем”. Человек, по Сартру, - бесполезная страсть.

Несмотря на гипертрофирование духовного начала в человеке, и сведения его более к иррациональному, экзистенциализм внес значительный вклад в развитие философских подходов к человеку как личности, к выявлению его сущности.

Экзистенциализм также внес вклад в построение целостного философского образа человека.

Философия экзистенциализма, несмотря на некоторые перегибы в рассуждениях, обозначила ту “пограничную ситуацию”, в которой сейчас находится человек и человечество. Своими выработанными принципами она указала на необходимость пересмотра ценностных ориентиров, которыми руководствуется человек как личность и общество.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Экзистенциализм нельзя рассматривать как философию бездействия. Экзистенциализм определяет человека через его поступки, он показывает, что все происходящие с ним изменения есть результат не внешних и механических воздействий, но жизненных и внутренних его принципов.

Экзистенциалистская философия — оптимистична, несмотря на пессимистическую окраску некоторых своих положений. Она оптимистична, так как учит, что становление человека происходит не тогда, когда он замыкается в себе, изолирован от других, а когда он преследует какую-либо цель вне себя. В этой связи именно экзистенциализм показывает, что человек должен обрести себя и убедиться, что ничто не может его спасти от себя самого. Экзистенциализм тем самым освобождает человека от всех надежд и иллюзий, что он может стать свободным благодаря чему-то вне себя самого. Именно экзистенциализм учит, что каждый человек должен внести свой индивидуальный, особый вклад в общее творчество и созидание совместной жизни людей. Только в этом случае деятельность всех людей может стать взаимно дополняющей, создающей единое целое, вместо повторения одних и тех же действий.

Оценивая в целом весомый вклад экзистенциализма в развитие философии человека, нельзя не видеть весьма существенного, присущего ей, недостатка. Рассматривая человека самосознающим существом, экзистенциализм, к сожалению, не учитывает ни естественной, ни общественной объективной истории его развития. Между тем, именно история создает людей и именно в ходе ее изменяется тот мир, частью которого являются все люди и социум, и природная среда, которым они обусловлены и сами его обусловливают. Поэтому философия экзистенциалистов по своему воплощению трансисторична, ибо формулируемые в ней принципы человеческого существования считаются действительными для любых времен. При таком подходе существование человека не связывается с конкретной исторической эпохой, что вполне естественно приводит к отрицанию природных и социальных "стартовых площадок" в развитии личности, реальных причин отличий ее бытия от бытия других людей.

Экзистенциализм отразил в своей философии состояние сознания, переживаний людей в современном мире, тем самым он во многом обнажил и объяснил те противоречия, с которыми сталкивается человек в этом мире.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. История философии. Учебник для высших учебных заведений. Ростов-на-Дону: "Феникс", 2001 - 576.

2. История философии: Учебное пособие для вузов /под ред. В.М. Мапельман, Е.М. Пенькова. – М.: ПРИОР, 1997

3. Лукач Г. Экзистенциализм/ Г. Лукач Интернет ресурс: http://mesotes.narod.ru/lukacs/existenzializm.htm

4. Радугин А.А. Философия: курс лекций. – 2-е изд. – М.: Центр, 1997. – 272 с.

5. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм – это гуманизм //Сумерки богов. – М.: Политиздат, 1989

6. Сартр Ж.П. Экзистенциализм — это гуманизм/ Ж.П. Сартр Интернет ресурс: http://www.scepsis.ru/library/id_545.html

7. Тузова Т.М. Экзистенциализм/ Т.М. Тузова Интернет ресурс: http://slovari.yandex.ru/dict/phil_dict/article/filo/filo-921.htm?text=

8. Философия: Курс лекций: Уч. Пособие для студ. вузов/ под общей ред. В.Л. Калашникова. – 2-е изд. – М.:ВЛАДОС, 1999. – 384 с.

9. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. – 6-е изд. – М.:Политиздат, 1991.- 560 с.

10. Экзистенциализм / Интернет ресурс: http://www.philsci.univ.kiev.ua /biblio/FIL_XX/23.html