Смекни!
smekni.com

В. Нюхтилин Шпаргалки по философии (стр. 56 из 83)

Интервал, в пределах которого при всех количественных изменениях единство качества и количества не нарушается, называется мерой. Таким образом, мера – это граница существования объекта в диапазоне его количественных изменений, возможно допустимых для его качества.

За границей меры накопленные количественные изменения вызывают изменение качества, а объект, приобретая это новое своё качество, перестает быть тождественным самому себе прежнему и становится тождественными самому себе новому.

Таким образом, при превышении меры, количественные изменения переходят в качественные изменения такого уровня, которые сразу же приводят к переходу наличного качества в другое устойчивое состояние.

То есть, качество объекта или явления меняется резким сломом прежнего своего состояния и мгновенной заменой его своим новым состоянием, то есть скачком. Скачок – это процесс коренного изменения наличного качества и рождения нового качества в результате накопления количественных изменений.

После скачка возникает новое качество, которое, в свою очередь, изменяет количественные характеристики объекта и образует новое единство количества и качества, то есть новую меру.

Следовательно, любое развитие объекта или явления связано с моментом изменения меры, с так называемой «узловой точкой изменения меры», а вообще любое развитие объекта или явления можно назвать, таким образом, историей узловых точек изменения меры.

Каждая узловая точка изменения меры содержит в себе:

1. Момент необходимого перехода количественных изменений в качественные при нарушении меры, и

2. Процесс необходимых новых количественных изменений, выражающих новое состояние качества.

Следовательно, говоря именно о необходимости основных процессов, происходящих в узловых точках изменения меры, можно говорить о некоем законе перехода количества в качества и обратно, поскольку любая необходимость свидетельствует о наличии некоего закона. Ведь любой закон есть не что иное, как именно проявление какой-то необходимости.

Таким образом, из необходимого характера внутренних процессов узловых точек изменения меры можно сформулировать закон перехода количества в качество и качества в количество:

Количественные изменения с необходимостью, после нарушения меры, переходят в коренные качественные изменения, которые, в свою очередь, с необходимостью приводят к новым количественным изменениям. Количественные изменения происходят поступательно, а качественные изменения происходят резко. Изменение качества происходит тогда, когда накопление количественных изменений достигает определенного предела, меры.

Этот законвскрывает наиболее общий механизм развития, носит объективный и всеобщий характер, но не является универсальным, поскольку развитие в одних случаях происходит точечным, моментальным скачком, а в других случаях медленным, эволюционным скачком.

Эволюция – это медленное, поступательное развитие, в котором каждое последующее состояние является более совершенным по качеству, чем предыдущее.

Особым видом скачка, характерным для общественного развития, является революция. Революция – это полный и внезапный кардинальный переворот в государственном и общественном устройстве.

Основные термины

ИЗМЕРЕНИЕ – сравнение какой-либо физической величины объекта познания с эталонной единицей этой величины.

КАЧЕСТВО – условие самой мыслимости объекта тем, что он есть в действительности.

КОЛИЧЕСТВО – понятие, объединяющее в себе все возможные характеристики действительности, которые могут измеряться в каких-либо величинах или характеризоваться различной степенью своего материального проявления.

МЕРА – граница существования объекта в диапазоне его количественных изменений, предельно допустимых для его качества.

РАЗВИТИЕ – целенаправленный, закономерный, поступательный и необратимый переход чего-либо в новое качество.

РЕВОЛЮЦИЯ – полный и внезапный кардинальный переворот в государственном и общественном устройстве.

СВОЙСТВО – внешнее проявление того или иного качества объекта, отличающее его от других объектов, или, наоборот, роднящее с ними.

СКАЧОК – процесс коренного изменения наличного качества и рождения нового качества в результате накопления количественных изменений.

УЗЛОВАЯ ТОЧКА МЕРЫ – момент изменения меры, наступающий после скачка.

ЭВОЛЮЦИЯ – медленное, поступательное развитие, в котором каждое последующее состояние является более совершенным по качеству, чем предыдущее.

Трудности

Трудность первая, лексическая – постоянные указания на некий «объект», в котором происходят количественные и качественные изменения. Зачастую это приводит к пониманию сферы применения закона перехода качественных и количественных изменений только для некоего вещественного объекта. Здесь надо помнить, что в философии объект – это не вещественное тело, а всё, что познается. А познаются и любого рода процессы, и мыслимые формы, и различного рода состояния и т.д. То есть, всеобщий механизм развития здесь предлагается для всего, что может быть познаваемо. Это и есть объект с его количественными и качественными характеристиками. Например, объектом может быть целое государство, или даже цивилизация, объектом может быть отдельная вещь или состояние процесса и т.д.

Трудность вторая – узловая точка меры. Её постоянно понимают как момент нарушения меры, за которым начинает скачком формироваться новое качество. Следует твердо запомнить – узловая точка меры это момент, когда скачок уже произошел, когда произошло развитие, когда сформировалось новое качество и началось соответствующее изменение количественных параметров под это новое качество. Узловая точка меры – это свидетельство произошедшего развития и формирования новой меры. Эта точка, таким образом, относится уже к новому объекту, появившемуся в результате развития, а не к старому, которого уже нет.


30. Категории тождества, различия, противоположности и противоречия.
Закон единства и борьбы противоположностей.

Тождествоэто равенство объекта, одинаковость объекта с самим собой или равенство нескольких объектов. Про А и Б говорят, что они являются тождественными, одними и теми же, если и только если все свойства и отношения, которые характеризуют А, характеризуют и Б, и наоборот.

Тождество, как таковое, как некое вообще абстрактное понятие, становится сразу же конкретным в приложении к какому-либо конкретному объекту, поскольку тождество объекта самому себе означает его равенство вот этим своим конкретным существенным свойствам, благодаря которым объект, собственно говоря, и есть именно то, что он есть.

Следовательно, конкретное тождество конкретного объекта самому себе – есть его самотождественность, которая ничем не формируется специально и является просто естественной данностью бытия. Таким образом, тождество объекта с самим собой всегда присуще конкретному объекту и всегда конкретно само.

Но при этом конкретное тождество всегда относительно, поскольку действительность постоянно меняется, и ни один объект не бывает абсолютно тождественным самому себе – ведь ни один объект никогда не бывает абсолютно тем, что он есть, постоянно изменяясь.

Исходя из этого, можно сказать, что тождество может быть абстрактным и абсолютным только относительно чего-то абстрактного или абсолютного, то есть – относительно абстрактных понятий разума и абсолютных выводов мышления. Что же касается конкретной, материальной, предметной действительности, то здесь тождество бывает только конкретным и относительным.

1. Рассмотрим, что означает конкретный характер тождества.

Прежде всего, следует признать, что конкретный характер тождества объекта самому себе, то есть, его самотождественность, отражает устойчивое пребывание данного объекта в бытии тем, что он есть. Таким образом, конкретность тождества объекта самому себе свидетельствует о его устойчивом бытии – это есть основное, что проистекает из конкретного характера тождества как такового.

Кроме того, конкретное тождество объекта самому себе, его самотождественность, одновременно является и его отличием от других объектов. Ведь объекты между собой отличаются именно тем, что у них у каждого своя собственная, непохожая ни на какую другую, самотождественность. И если данный объект конкретно самотождественен только самому себе, то он потому и отличается конкретно от любого другого объекта, что любой другой объект также самотождественен только самому себе.

Следовательно, само понятие тождества неотделимо от понятия различия, поскольку в самом смысле самотождественности объекта заключен главный фактор его различия с другим объектом.

Таким образом:

любое тождество всегда содержит в себе различие.

С другой стороны, различие объекта с другими объектами всегда содержит в себе тождество, поскольку различение объектов есть не что иное, как различение их самотождественностей. Следовательно, различие – это несходство самотождественности двух или более объектов, проявляющееся внешне в наличии у них тех или иных признаков, отсутствующих у одного, и присутствующих у другого.

Таким образом:

как каждое тождество всегда содержит в себе различие, так и всякое различие содержит в себе всегда тождество.

Исходя из этого, можно сказать, что

тождество и различие, как характеристики бытия вещей, существуют в единстве.

Итак, конкретный характер тождества объекта самому себе предопределяет то, что:

любой самостоятельный объект представляет собой единство тождества с самим собой и различия с другими;