Смекни!
smekni.com

Введение в философию (стр. 3 из 5)

Таким образом, на формирование религии монотеизма большое влияние оказала религия с ближнего востока. Но самое большое влияние оказала религия – иудаизм.

Причины этого:

В иудаизме раньше, чем в других религиях сложилось строгое понятие одного Бога – Яхве, он обладает абсолютным могуществом, знанием, другими словами предполагается идея строгого монотеизма. Идеи, мифы, придания древних евреев в 5-4 в. д.н.э. были записаны в одной книге. Эта книга в 3-2 в. д.н.э. была переведена на греческий и называлась библия (Ветхий Завет). С 1 в. религия монотеизма стала называться – христианство.

Средневековая философия – эта философия существовала со 2-17 вв. Выделяют два этапа:

1. ранее средневековье – патристика со2-8 вв.

2. позднее средневековья – схоластика с 10-15 вв.

Патристика – совокупность религиозно-философских учений христианских мыслителей (отцов церкви) 2-8 вв. Патристика формировалась из идей неоплатонизма (идея о Едином) в борьбе с традиционным политеизмом и с гностицизмом и др. Гностицизм – это религиозно философские учения, которые сложились в ближнем Востоке в 1 в., а во 2 составили серьезную конкуренцию христианству. Наиболее популярным из учений было манихейство. В основе гностицизма учение о неком мистическом знании, которое открывается путем озарения, просветления и которое открывает путь к спасению души. Сущность гносеологии: есть два начало, одно наполнено божественной силой, оно не в природе противостоит природе, о нем узнаем по эмоциям, которые находиться в определенной зоне эмоции или ипостась (сущность основания), в этой зоне божественное начало проводит границу между материальным или идеальным, между добром и злом. Этому началу противостоит другое начало лишенное божественной полноты – это начало называется Демиург (творец), это материальное начало, оно является творцом материального мира, значит человек темных сил, но к темным силам человек не принадлежит, т.к. человек выбран для божественного воплощения. Человек есть единство духовного, душевного или телесного. Для того чтобы открыть в себе это знание нужно ответить на ряд вопросов:

1. Кто мы?

2. Откуда мы?

3. Куда заброшены?

4. Где мы?

5. К чему стремимся?

6. Как освобождаемся?

7. Что такое рождение и возрождение?

Ответив на эти вопросы, человек узнает о прошлом, настоящим и будущим мира и находит путь к спасению души: с помощью знаний человеку удается преодолеть раздвоенность души и стать на путь доброго.

Этапы патристики:

1) Апологетика (оправдывающий защищающий) – защита идей христианства.

Представитель Эриген – неудачно попытался сформировать христианские учения: попытался соединить строгий монотеизм иудеев с идеями язычников – пантеизма и мифологии с идеями христианства. Например, учение о Едином он попытался использовать обоснования непознаваемости Бога. Бог выше всякой познаваемости (эта идея была принята христианством). Мифология: в космосе идет охлаждения огня и духа в душах и телах – это следствие охлаждения божественной эмоции. Постепенно это охлаждение будет преодолено, все в космосе восстановится, все спасутся и даже сатана.

Отход от христианских идей: учение о 3 ипостасях бога, в христианстве все ипостаси равны, они недоступны разуму логики, но созерцание их, в конце концов, приведет к их пониманию. Эриген же считал, что 1 ипостась (бог отец) выше второй и третий.

2) Период формирования христианского вероучения и его философского осмысления (3-5 в.). одним из создателей являлся Августин Аврелий. Августин выявил основные догматы христианства:

- Бог есть.

- Бог создал все из нечего по собственной воли.

- Бог обладает абсолютным совершенством.

- истинным Бытие.

- абсолютным знанием.

- могуществом.

- Бог един в 3 лицах.

- душа бессмертна.

Личный вклад Августина – это догмат о личностной форме Бога. Августина – человекообразный личного Бога, этот Бог мужского пола, главное мира это отношение, но среди этих отношений главное это отношение между сверхличностью Бога и личностью отдельного человека. Поскольку речь идет о всех людях, а не только о ученых и философах, поэтому эти отношения эмоциональные. Весь мир пронизан отношениями любви и ненависти, надеждой и разочарованием, греховности и искупление, среди этих главное отношение греха. Первородный грех, совершенный Адамом и Евой зародил не только человечество, но и весь космос, необходима чудесная жертва Иисуса Христа, чтобы уменьшить всемирность греха. Августин поставил философские идеи:

- о соотношение знания и веры (утверждает приоритет веры над знанием).

- соотношение души и тела (приоритет души над верой), утверждается аскетизм как образ жизни, ведущий к спасению души.

- фатализм, Августин создает учения о предопределение – Бог поделил людей на праведников и грешников.

- пространство и время. Ставит вопрос о вечности (вечность – это нечто, время – это мера движения и изменения).

- об обществе и государстве. В учение о двух государствах земном и божьем излагает свои взгляды: власть дается от церкви, которая представитель, которая представитель государства небесного.

3) 5-8 вв. Этот период угасания философского содержания в христианском вероучение, пропаганда христианства. Учение Августина до 13 в. считалось официальной доктриной церкви.

Схоластика – школьная философия. В этот период обсуждался поставленные Августином проблемы, появились новые: например о существование универсалий (общих понятий). Уже в 11 в. велась дискуссия между номиналистами и реалистами о том, как существуют общие понятия. Номиналисты считали, что общие понятия не существуют без вещей до вещей, а реалисты считали, что существуют до вещей. Спор этот огромный вклад в развитие логики. Представитель Фома Аквинский с 13 в. основные доктрины христианской церкви. Для средневековой философии главная проблема поиск доказательств бытия бога. Основная черта средневековой философии – геоцентризм. В основе философии 2 идеи:

1. в онтологии идея творения (креационизм)

2. в гносеологии идея откровения

Философия нового времени (XVII в.).

В XVII в. в странах западной Европы побеждают буржуазные отношения. Проблема XVII в. это проблема создания науки отличной от схоластической. Мыслители XVII в. поставили задачу сделать науку производительной силой общества. Одним из первых представителей Ф. Бекон сформировал новые отношения к науки:

1. наука должна приносить практическую пользу.

2. знание – сила, если эти знания истина, т.е. основываются на познании причин. Наука объясняет мир по средствам причин.

3. в науки нужно подвергнуть сомнению, то, что в схоластике называлось истиной. Схоластика пуста, бесплотна, бесполезна, а причина этому ее схоластический подход. Этот метод несостоятелен т.к.:

- догматизм

- некритическое исследование авторитетам

- преобладание дедукции как метода познания, а потому изменение умозрительности.

- отсутствие систематического эмпирического наблюдения и эксперимента.

4. в науке есть два метода познания:

1) догматический – догматик подобно науки ткет из себя паутину.

2) эмпирический – эмпирик подобно пчеле собирает нектар со многих цветов и вырабатывает мед.

5. на пути ученого подстерегают трудности, он может сделать ошибки 4 видах:

(1) идолы рода – ошибка в познание из-за несовершенства органа чувств.

(2) идолы пещеры – ошибки делаются из субъективных предпочтений.

(3) идолы площади – ошибки из-за неправильных употреблений слов.

(4) идолы театра – ошибки из-за симпатий и антисимпатий.

6. в науке важны опровергающие факты, нежели подтверждающие. И так, нужна новая наука. Нужно ответить на вопрос как соотнесется наука и философия. Например, Р. Декарт: знание – это древо корни этого древа философия, ствол – физика, а ветви конкретные науки: медицина, механика и этика. Или Лейбниц выделял три уровня знаний:

1)обыденное знание

2)математическое знание

3)философское

Таким образом, философия определяется как методология научного познания. Создание новой науки необходимо начать с определения или выявления надежного метода научного познания. Проблема метода обсуждалась всеми мыслителями в 17 веке. В итоги в 17 в. было две методологии научного познания.

Рационализм – гносеологические познания, согласно которым источником истинного знания и критерием истинности является разум. Создатель этой методологии Р. Декарт. Критерием истинного знания, по мнению Декарта, является очевидность и отчетливость мысленного, недолжно быть не малейшего сомнения в содержательности. Такое состояние достигается с помощью интуиции. Сложилась два подхода в понимании интуиции: чувственный свет и интеллектуальный свет. Декарт сторонник второго подхода. Он считал, что знание представляется познанным, истинном в некотором ощущении этого. Ощущение это связано с тайной человеческой психики. Из этого Декарт делает вывод о существование врожденных идей. Идея о том, что разум источник истинного знания излагается в учении о методическом сомнении Декарта. Сущность: схоласты для борьбы с наукой использовали доводы против знаний скептиков. Декарт соглашается со скептиками, он говорит, что сомневаться можно во всем, что даже такая точная наука как математика может вызывать сомнения и вообще человек погружен в пучину сомнений, выход из этого только один: понять, что такое сомнения. Очевидно, что сомнения это и есть мыслительная деятельность. Отсюда Декарт делает вывод: «мыслю – следовательно, существую» - это первая и главная истина интуиции, ее достаточно, чтобы с помощью дедукции построить новую философию. Причем факт мысли более ценен, чем факт телесного, ведь мысль дана каждому человеку непосредственно, а природа, в том числе и тело человека опосредована. По мнению Декарта, надежный метод научного познания является дедукция, при строгом соблюдении этих знаний.