Смекни!
smekni.com

Категория мудрость в понимании Востока и Запада (стр. 2 из 2)

Сочетание интуитивного и рационального в познании мира делает само познание наиболее полным и адекватным, что позволяет мудрецу применять свои познания соответственно необходимости, какие бы формы ни принимала бы в данный момент действительность и каковы бы ни были обстоятельства. Вышеприведенный тезис можно проиллюстрировать следующим известным изречением. Если философ-ученый Запада знает, как выйти из создавшегося затруднительного положения, то философ-мудрец Востока, благодаря своим знаниям – в подобное положение старается не попадать. Согласно воззрениям восточных мыслителей, удовлетворение собственных познавательных потребностей может сделать человека счастливым и внести смысл в его существование. «Человек испытывает истинно духовное наслаждение, если приобретает максимально возможное для себя количество знаний. Даже в этой жизни счастье искателей истины несравненно выше, чем это можно было бы себе представить» - писал суфийский теолог и философ аль-Газали. «Мудрое знание» в понимании мыслителей Востока, предполагая главной задачей человеческого бытия - познание Бога, полагает постижение человеком собственного внутреннего мира, обретение точки опоры в круговороте событий посредством Веры, без чего нечего помышлять добиться решения многих психологические проблем. В наибольшей степени это утверждение касается такой остро стоящей перед человеком западной цивилизации, желающим изменить свое положение в существующем мире, мировоззренческой проблемы, как проблема поиска ответа на вопрос: какой же должна быть жизнь. Мыслитель - суфий, признанный мудрецом не только на Востоке, но и на Западе, Ф. Гюлен отвечает на поставленный вопрос следующим образом: «Настоящей жизнью является та жизнь, которую ведут на уровне сердца, т.е. духовная жизнь.

Человек, живущий сердцем своим, приобретает способность видеть одновременно прошлое и будущее и становится надвременным существом. Такой дух не может быть опечален тем, что было в прошлом и напуган тем, что готовит ему будущее».12

Таким образом, «особая одухотворенность» восточной философии наполнила категорию «мудрость» в понимании мыслителей Востока более глубоким содержанием, чем в осмыслении западных философов. Направленность на решение проблем духовной жизни человека, отсутствие внутренних противоречий качественно более высокий уровень развития восточной мировоззренческой концепции – все это послужило причиной того, что само понятие «мудрость» стало ассоциироваться у представителей западной цивилизации с учениями восточных мыслителей. Это и заставляет людей Запада все чаше смотреть на Восток.

Примечание

1 Швейцер А. Культура и этика. М., 1973. с. 34.

2 Бердяев Н. Самопознание. М., 1990. с. 47.

3 Озанец Н. Медитация. Приглашение к познанию самого себя. / Пер. с англ. А. Горькагого. М., 2005. с. 8.

4 Философская энциклопедия. / Ред. Константинов В.Ф. М., 1970. Т.5. с. 332.

5 Аристотель Метафизика. / Собр. Соч. в 4 т. М., 1976. Т. 1. с. 76.

6 В западноевропейской философии конца XX в. последователями учения древнегреческих софистов принято считать Д. Дьюи и Н. Аббаньяно.

7 Платон Диалоги. М., 1986. с. 432.

8 Кант И. Основы метафизики нравственности. / Собр. Соч. в 6 т. М., 1965. Т. 4. с. 477.

9 Гюлен Ф. Критерии или огни в пути. М., 2006. с. 91.

10 Суфийская мудрость. Изречения. / Ред. Лавский В.В. М., 2006. с. 38.

11 М. Икбал Реконструкция религиозной мысли в исламе. М., 2002. с. 27.

12 Гюлен Ф. Ук. Соч. с. 115.