Смекни!
smekni.com

Сравнительная характеристика философии средних лет и эпохи Возрождения (стр. 4 из 5)

Их теоретические разработки и экспериментальные исследования способствовали не только изменению образа мира, но и представлений о науке, об отношении между теорией и практикой.

Леонардо да Винчи, гениальный художник, великий ученый, скульптор, архитектор, талантливый изобретатель ( в числе его проектов - идеи танка, парашюта, шлюза), утверждал, что любое знание порождается опытом и завершается в опыте. Но подлинную достоверность результатам экспериментирования способна придать лишь теория. Сочетая разработку новых средств художественного языка с теоретическими обобщениями создал образ человека, отвечающий гуманистическим идеалам Высокого Возрождения. Высокое этическое содержание выражено в строгих закономерностях композиции, ясной системе жестов и мимике персонажей. Гуманистический идеал воплощен в портрете Моны Лизы Джоконды.

Одним из наиболее значительных достижений естествознания этого времени было создание польским астрономом Николаем Коперником гелиоцентрической системы мира. Основные идеи, положенные в основу этой системы, состоят в следующем: Земля не является неподвижным центром мира, а вращается вокруг своей оси и одновременно вокруг Солнца, находящегося в центре мира.

Это открытие произвело поистине революционный переворот, так как опровергло существовавшую более тысячи лет картину мира, основанную на геоцентрической системе Аристотеля-Птолемея. Вот почему и сегодня при упоминании о любом значительном изменении употребляют выражение «коперниканская революция». Когда великий немецкий философ XVIII в. И. Кант оценивал изменения, осуществленные им в теории познания, то и он называл их «коперниканской революцией».

Галилео Галилей (1564-1642) - итальянский ученый, один из основателей точного естествознания. Боролся против схоластики считал основой познания опыт. опроверг ошибочные положения учения Аристотеля и заложил основы современной механики: выдвинул идею об относительности движения, установил законы инерции, свободного падения и движения тел по наклонной плоскости, построил телескоп с 32-кратным увеличением и открыл горы на Луне, четыре спутника Юпитера, фазы у Венеры, пятна на Солнце. Активно защищал гелиоцентрическую систему мира за что был подвергнут суду инквизиции.

Джордано Бруно (1548-1600) - итальянский ученый и философ. Он был , если так можно выразиться, старшим современником Галилея.

Дж. Бруно видел характерное для эпохи возрастание производительных сил, развитие новых экономических отношений. В его идеях о будущем общественном устройстве, изложенным в книге «О героическом энтузиасте», поэтому большое внимание уделяется развитию промышленности, научному познанию, использованию сил природы в промышленном процессе. Бруно резко выступал против засилья католической церкви, церковной инквизиции, индульгенций.

Джордано Бруно утверждал, что Вселенная - бесконечна, едина. Каждый мир имеет свою специфику, вместе с тем находится в единстве с остальными . Природа - неподвижна. Она не возникает и не уничтожается, не может быть разрушена, уменьшена, увеличена. Она - бесконечна, обнимает все противоположности в гармонии. Конечное и бесконечное - два главных понятия в философии. Он отказывался от идеи внешнего перводвигателя, т.е. Бога, а опирается на принцип самодвижения материи, за что был сожжен на костре в Риме (противоречие церковным взглядам).

Сравнительная характеристика философии эпохи Средневековья и эпохи Возрождения

Средние века Эпоха Возрождения
Учение о Боге и творении · Учение о божественном предопределении заключается в том, что Бог одних людей избрал для спасения и блаженства в будущей жизни, других для осуждения на вечные муки в аду.· Бог является высшим благом;· высшая же цель человеческого существования – восхождение человеческой души к Богу.· Бог вечен, постоянен и всепроникающ;· единственным творческим началом во Вселенной является Бог;· Бог сотворил окружающий мир из ничего; творение мира есть результат акта Божественной воли;· подлинным бытием является только Бог. ·Бог — это полностью бесконечное существо, абсолют, абсолютный максимум.·Бог рассматривается как творческое начало.·Не отвергается ни сотворения человека Богом, ни бессмертия души.·тождествление Бога с природой·Задача философии не противопоставить в человеке божественное и природное, духовное и материальное начала, а раскрыть их гармонические единства.
Учение о человеке; идеальный образ человека · Человек обладает разумной душой и свободой воли.· Средневековая мораль основывается на представлении о греховной, низменной природе человека.· Человек соединяет в себе природу материальных тел - растений и животных.· Душа нематериальна, бессмертна и свободна в своих решениях. · Самоуничижение, смирение, отречение от самого себя, самобичевание - всем этим человек мог надеяться стать угодным богу. · Высшим результатом деятельности человека, высшим осуществлением человеческого достоинства является его «божественность»· возвышение человека до того, по чьему образу и подобию он сотворён.· жизнь это высшая ценность.· Признание ценности человека как личности.· Права человека на свободное развитие и проявление своих способностей.· весь процесс жизнедеятельности должен быть стремлением к наслаждениям и благу, как чувству радости.
Учение о природе · Мир дан средневековому человеку не только во благо, но и в поучение.· Ни одно явление, ни одна природная вещь не открывает здесь самих себя, каждая указывает на потусторонний эмпирической данности смысл, каждая есть некий символ и урок. · Новый взгляд на природу лишает ее самостоятельности, как это было в античности.· Бог не только творит природу, но и может действовать вопреки естественному ходу вещей, то есть творить чудеса. · рассмотрение человека как частицы природы, «микрокосма», «малого мира», вбирающего в себя все многообразие Вселенной.· диалектичность, проявляющаяся в подчеркивании всеобщей связи и движения вещей и процессов природы.· идея бесконечности природы.
Учение о государстве, обществе · признается право народа выступать против тиранов, которые отказывают людям в справедливости.· Сущность власти связана с нравственностью, в частности с добром и справедливостью.· Власть государя должна быть подчинена высшей - духовной власти. · Государство это организация, заботящаяся о благе народа.· При феодальном строе наряду с феодальной собственностью существовало частное хозяйство ремесленников и крестьян, основанное на их личном труде. · благополучие и сила государства составляют высший закон политики.· необходима политика кнута и пряника для создания сильного государства.· Необходимость светского государства· В идеальном обществе нет частной собственности.· все основано на уравнительных принципах.

Заключение

Составив сравнительную характеристику философии Средневековья и эпохи Возрождения, можно сделать вывод о том, что с переходом от феодализма к капитализму радикально меняется мировоззрение людей, в центре внимания теперь уже не Бог, а человек; начинает осознаваться его ценность, красота.

Если в Средние века признавалась греховная сущность человека, то в эпоху Возрождения признается величие природы человеческой.

В эпоху Возрождения человек уже не противопоставляется Богу, как это было в Средние века, а наоборот рассматривается в гармоничном единстве с ним.

Также именно в Эпоху Возрождения было создано огромное количество произведений искусств показывающих всю красоту человека.

В это время начинают формироваться политические взгляды на устройство общества, в отличие от Средних веков человек получает больше прав и свобод.


Словарь терминов

Антропоцентризм - воззрение, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания.

Град Божий и Град Земной - Августин описывает историю человечества как сосуществование двух общностей — Града Божьего и Града Земного. Люди, входящие в Град Божий, живут по установленным Богом законам, а обитатели Града Земного — по законам, установленным возгордившимися людьми, которые отказались от Бога.

Гуманизм - идейное и мировоззренческое течение, возникшее в европейских странах в эпоху Возрождения (14 — первая половина 17 в.) и ставшее идеологией Возрождения. В центре гуманизма стоит человек.

Догматы - положения, принимаемые на веру за непреложную истину, неоспоримую и неизменную при любых обстоятельствах.

Креационизм — (лат. creatio — создание, сотворение), принцип, в соответствии с которым Бог из ничего сотворил живую и неживую природу, тленную, преходящую, пребывающую в постоянном изменении.

Номинализм - направление в средневековой философии, считавшее понятия лишь именами. В противоположность реализму средневековому, номиналисты утверждали, что реально существуют только отдельные вещи с их индивидуальными качествами.

Пантеизм - религиозное идеалистическое мировоззрение, согласно которому в основе мира лежит не материя в движении, а некоторое божественное духовное начало, существующее в единстве с природой; происходит обожествление природы.

Патристика - совокупность философско-теологических учений христианских мыслителей 2—8 вв. (отцов церкви), имевших главной целью защиту и теоретическое обоснование христианской религии.

Провиденциализм — (лат. providentia — провидение), система взглядов, в соответствии с которой всеми мировыми событиями, в том числе историей и поведением отдельных людей, управляет божественное провидение (провидение — в религиозных представлениях: Бог, высшее существо или его действия). Средневековая философия включает в себя идею божественного предопределения, теодицею, т.е. богооправдания перед лицом мирового зла, эсхатологическую идею, т.е. религиозное учение о конечных судьбах мира и человека.