Смекни!
smekni.com

Постмодернизм. Современная религиозная философия (стр. 5 из 7)

29. Восприятие — чувственный образ внешних структурных характеристик предметов и процессов материального мира, непосредственно воздействующих на органы чувств.

30. Филосо́фия (др.-греч. φιλοσοφία — любовь к мудрости, любомудрие; от φιλέω — люблю и σοφία — мудрость) — дисциплина, изучающая наиболее общие существенные характеристики и фундаментальные принципы реальности (бытия) и познания, бытия человека, отношения человека и мира

31. Мышление — наиболее обобщенная и опосредствованная форма психологического отражения, устанавливающего связи и отношения между познаваемыми объектами.

32. Мировоззре́ние — философское понятие, означающее совокупность устойчивых взглядов, принципов, оценок и убеждений, определяющую отношение к окружающей действительности и характеризующую видение мира в целом и место человека в этом мире. Мировоззрение придаёт человеческой деятельности организованный, осмысленный и целенаправленный характер.

33. Рели́гия — особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину)

34. Трансценде́нтность (от лат. transcendo — переступать) — философский термин, характеризующий то, что принципиально недоступно опытному познанию или не основано на опыте.

35. Познание— совокупность процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира. Познание — умственная деятельность, результатом которой является осведомлённость о реальном мире, а также об идеях и фантазиях, отражающих реальный мир.

36. Ве́ра — признание чего-нибудь истинным без предварительной фактической или логической проверки, единственно в силу внутреннего, субъективного непреложного убеждения, которое не нуждается для своего обоснования в доказательствах, хотя иногда и подыскивает их. Слово «вера» также употребляется в смысле «религия», «религиозное учение» — например, христианская вера, мусульманская вера и др.

37. Деконструкция (от лат. de «обратно» и constructio «строю»; «переосмысление») — понятие современной философии и искусства, означающее понимание посредством разрушения стереотипа или включение в новый контекст.

38. Апатия (греч. араtheia - бесстрастие) - состояние безразличия, отсутствие побуждений к каким -либо действиям (часто следствие нарушения высшей нервной деятельности). В этических учениях стоиков под Апатией понимается бесстрастность, душевная невозмутимость, состояние, когда чувства не мешают деятельности разума.

39. Оккультизм (лат. тайный, сокровенный) - термин, обозначающий учения, к-рые признают существование в мире сверхъестественных, недоступных научному исследованию, феноменов и сил и разрабатывают «практические» способы взаимодействия с ними (Магия, спиритизм).

40. Абсолют - самосуществующая метафизическая субстанция, характеризующаяся полнотой, самостоятельностью, завершенностью, негеометрической протяженностью, сознательностью, моничностью. не есть бог, персона, интеллект, разум, идея.

41. Консенсус - согласие людей на единение на основе общности воспроизводства, обеспечивающего существование целостности, интеграции соответствующего субъекта от малой группы до большого общества, человечества в целом.

42. Ассоциация (лат. associatio— соединение) — связь между элементами психики, благодаря которой появление одного элемента в определенных условиях вызывает др., с ним связанный.

43. Плюрализм (от лат. pluralis — множественный) — философская позиция, согласно которой существует множество различных равноправных, независимых и несводимых друг к другу форм знания и методологий познания (эпистемологический плюрализм) либо форм бытия (онтологический плюрализм).

44. Самосознание - выделение человеком себя из объективного мира, осознание и оценка своего отношения к миру, себя как личности, своих поступков, действий, мыслей и чувств, желаний и интересов.

45. Сенсуализм (лат. sensus — чувство, ощущение) — учение в гносеологии, признающее ощущение единственным источником познания.

46. Семиотика (греч. semeion — знак) — дисциплина, занимающаяся сравнительным изучением знаковых систем (Знак) — от простейших систем сигнализации до естественных языков и формализованных языков науки. Осн. функциями знаковой системы являются: 1) функция передачи сообщения или выражения смысла (Значение и смысл); 2) функция общения, т. е. обеспечение понимания слушателем (читателем) передаваемого сообщения, а также побуждение к действию, эмоциональное воздействие и т. п.

47. «я»(в философии)—духовный центр человеческой личности, индивидуальности, относящейся деятельно к миру и к себе самой. Собственным "я" обладает человек, самостоятельно контролирующий свои поступки совестным судом и способный к всесторонней инициативе.

48. Дедукция (лат. deductio — выведение) — один из осн. способов рассуждения (умозаключения) и методов исследования. Под Д. в широком смысле понимается любой вывод вообще, в более специфическом и наиболее употребительном смысле — доказательство или выведение утверждения (следствия) из одного или нескольких др. утверждений (посылок) на основе законов логики, носящее достоверный характер.

49. Деонтология (греч. deon — долг и logos — учение, слово) — раздел этической теории, в к-ром рассматриваются проблемы долга, моральных требований и нормативов и вообще долженствования как специфической для нравственности формы проявления социальной необходимости.

50. Индуктивное умозаключение — метод рассуждения от частного к общему.

Персоналии:

1. Жан-Франсуа Лиотар (фр. Jean-François Lyotard; 10 августа 1924, Версаль — 21 апреля 1998, Париж) — французский философ-постмодернист и теоретик литературы. Определил понятие Постмодерн как кризис метасценариев (великих проектов). В этом смысле Лиотар близок к позитивизму.

2. Фердина́нд де Соссю́р (фр. Ferdinand de Saussure, 26 ноября 1857, Женева — 22 февраля 1913) — швейцарский лингвист, заложивший основы семиологии и структурной лингвистики, стоявший у истоков Женевской лингвистической школы. Идеи Ф. де Соссюра, которого часто называют «отцом» лингвистики XX века, оказали существенное влияние на гуманитарную мысль XX века в целом, вдохновив рождение структурализма. Основная работа Ф. де Соссюра — «Курс общей лингвистики» (фр. «Cours de linguistique générale»).

3. Лю́двиг Йо́зеф Иога́нн Витгенште́йн (нем. Ludwig Josef Johann Wittgenstein; 26 апреля 1889, Вена — 29 апреля 1951, Кембридж) — австро-английский философ, один из основателей аналитической философии и один из самых ярких мыслителей XX века. Общепризнанно, что Витгенштейн осуществил целых две революции в западной философии. Первая произошла, когда его «Логико-философский трактат» вдохновил Венский кружок на создание программы логического позитивизма. Вторая случилась, когда его идеи о природе и устройстве языка, изложенные в «Философских исследованиях», породили британскую лингвистическую философию, или философию обыденного языка.

4. Ма́ртин Ха́йдеггер (нем. Martin Heidegger, 26 сентября 1889, Месскирх Баден-Вюртемберг, Германская империя — 26 мая 1976, Месскирх, Баден-Вюртемберг Германия) — немецкий философ. Создал учение о Бытии как об основополагающей и неопределимой, но всем причастной стихии мироздания. Зов Бытия можно услышать на путях очищения личностного существования от обезличивающих иллюзий повседневности (ранний период) или на путях постижения сущности языка (поздний период). Известен также своеобразной поэтичностью своих текстов и использованием диалектного немецкого языка в серьёзных трудах.

5. Мише́ль Поль Фуко́ (фр. Michel Foucault, 15 октября 1926, Пуатье — 25 июня 1984, Париж) — французский философ, теоретик культуры и историк. Создал первую во Франции кафедру психоанализа, был преподавателем психологии в Высшей нормальной школе и в университете города Лилль, заведовал кафедрой истории систем мышления в Коллеж де Франс. Работал в культурных представительствах Франции в Польше, ФРГ и Швеции. Книги Фуко о социальных науках, медицине, тюрьмах, проблеме безумия и сексуальности сделали его одним из самых влиятельных мыслителей XX века.

6. Жак Деррида́ (фр. Jacques Derrida; 15 июля 1930 — 9 октября 2004) — французский философ и теоретик литературы, основатель деконструктивизма. Мировую известность он приобрел, опубликовав в 1967 г. сразу три книги: "О грамматологии", "Голос и феномен", "Письмо и различие". В работах были изложены основы деконструкции - одного из самых значительных философских направлений XX века. Всего Жак Деррида написал и опубликовал около 80 трудов. В отличие от многих мыслителей Деррида занимался не только наукой, но и активно участвовал в общественной жизни. В частности, он защищал права иммигрантов во Франции, боролся с апартеидом в Южной Африке и выступал в поддержку диссидентов в Чехословакии.

7. Этье́н Жильсо́н (фр. Étienne Gilson); 13 июня 1884 — 19 сентября 1978) — французский религиозный философ, неотомист, медиевист, директор Института Средних Веков в Торонто. Доказал влияние схоластики на философию Декарта. Утверждал близость христианского духа философии экзистенциализма. «Томизм» - одна из важнейших работ Жильсона.

8. Жак Маритен (фр. Jacques Maritain; 18 ноября 1882, Париж, Франция — 28 апреля 1973, Тулуза,Франция) — французский философ, теолог, основатель неотомизма. Был первым философом который обратил внимание на то, что Фома сформулировал новую, отличающуюся от аристотелевой, теорию бытия. Он объявил, что неотомизм — это не столько обновление этой философии, сколько возращение к источникам, к текстам Фомы Аквината. Неотомизм экзистенциальный, по его мнению, — это подлинный, не извращенный томизм в связи с этим приставка к нему нео- излишняя.