Смекни!
smekni.com

Конспект лекций по философии (стр. 2 из 2)

Когда Бог создавал мир, он проявлял любовь к нему и эта любовь непостижима.

1. Акт творения является монизмом – признание единого начала

2. Дуализм – это создание твореного мира и божественного, но они не тождественны.

Философское понимание личности.

Понятие личность связано с социальностью, с самобытностью и богатством души. Бердяев считал, что даже одаренный человек, обладающий яркой индивидуальностью, может быть не личностью.

Завоевание духовности, есть главное для формирования личности.

Страдание, нужда, несправедливость являются источниками огромной человеческой энергии.

Конформизм – это принцип поведения, когда безумно разделяются общественные стандарты.

Социальная философия.

Философское понимание культуры.

Выделяют материальную и духовную культуру.

Духовная культура – философия, наука, искусство, политика и право.

Выделяют три аспекта в понятии культура:

1. Искусственный мир, созданный не только руками, но мыслью и духом.

2. Культура – это сфера творческого развития.

3. Ценностное отношение к реальности – сохранить и развивать богатство, которое заложено в душе человека.

С утилитарной точки зрения кажется, что культура, не приносит ни какой пользы, но культура облагораживает человека.

Нигилизм – это понятие, которое противопоставляется культуре, это учение отвергающее все то, что нельзя ощущать.

Если культура связана с ценностями, то эта связь основана на чувстве

благоговения.

В 20 веке говорят о кризисе культуры. Причина кризиса – дифференциация культуры, появление коммерческой культуры, для которой развитие духовности не является главным. Настоящая культура должна быть утонченной, связанная не с чувственной красотой, а с «умной» красотой.

Соотношение культуры и цивилизации.

Понятие цивилизация появилось в 18 веке, понятие культура в древней Греции.

Тогда это слово означало:

1. Совокупность человеческих качеств: вежливость, манерность, изысканность, образованность.

2. Общество, основанное на разуме, на религиозной терпимости.

В истории цивилизации выделяют три периода:

1. Традиционный – сельское хозяйство является основой жизни.

2. Индустриальный – появляется производство.

3. Постиндустриальный – считается, что цивилизация изначально распадается на восточную и западную. Запад пошел по пути отклонения от естественного развития и мутировал. ( техногенная ).

А восточную цивилизацию называют психогенной.

Шпенглер резко противопоставляет культуру и цивилизацию. По его мнению цивилизация является умирающей, так как в ней господствует техника, бездушный интеллект, который превращает людей в безликие существа, а культура является живым организмом, в котором есть простор для развития искусства и личности, стремление к возвышенному и к творчеству.

Современная цивилизация является универсальной, она поглощает культуру, что приводит к угасанию нравственных начал.

Философия техники.

В переводе с древнегреческого языка слово техника означает – искусство, мастерство или умение.

Техника – это совокупность артефактов, то, что производится самим человеком. Когда появились последствия развития техники, стали обращать внимание на ее социальные аспекты:

1. Через технику человек отказался от своего подлинного состояния и ведет к неразрешимым проблемам.

2. Техника – судьба человека, она заменяет некоторые органы и делает человека сильным и быстрым.

В 20 веке выработали систему оценки техники.

В конце 19 века было введено понятие – философия техники. А в 20 веке появляется понятие – демонизм техники – губительные последствия развития техники. Эти идеи развивала школа экзистенционализма.

Понятие прогресса и регресса.

В античности понятии прогресс привязывали к умственной сфере, в средневековье – соблюдение церковных заповедей. В новое время прогресс ассоциируется с техническим развитием.

В 20 веке появилось представление, что прогресс это любое изменение, даже если оно приносит страдания. Так же в 20 веке признали, что если человек не счастлив и не свободен, то прогрессу нет места. Сделали общий вывод относительно критериев общественного прогресса: развитие производства, высокий уровень демократии.

Существуют критерии для универсального прогресса:

1. Системность

2. Возможность разрешать противоречия.

Если система дает сбой, то говорят о регрессе.

Гносеология.

Это учение о познании. Главный вопрос гносеологии – существует ли непознаваемое.

Есть два подхода к этому вопросу:

1. Агностицизм. Кант считал, что наука не может сказать, что стоит за явлениями, то есть признается ограниченность познания.

2. Гносеологический оптимизм – мир познаваем, но существует историческая ограниченность во времени.

Виды знаний.

1. Научные

2. Философские

3. Обыденные

4. Художественно – образные

5. Мифологические

6. Религиозные

Платон ввел понятие метафизика и задавался вопросом – что скрывается за видимостью вещей. Наука удовлетворяет не все потребности человека, но метафизика не отличается строгостью и точностью знаний, поэтому наука отрицает метафизику. Метафизика превращается в личное убеждение человека и помогает выйти ему за пределы бытия.

История науки.