Смекни!
smekni.com

Теоретические истоки гносеологии Немецкой Классической Философии (стр. 2 из 2)

Человек у него представляет собой природное существо, наделенное чувствами, способностью к познанию и творчест­ву. Он должен доверять чувствам безоговорочно, ибо от них идет истинная, информация; заблуждения же возникают благо­даря ошибочным, трактовкам и суждениям. «Пробным камнем» всякой абстракции и любой теории у Гете выступает деятель­ность. Активность, по мнению философа, характерна абсолют­но всему, это универсальный атрибут природы, мышления, человеческого существования. В известном монологе Фауст, рассматривая Евангелие от Иоанна, говорит:

«Написано: «Вначале было Слово»,

И вот уже одно препятствие готово:

Я слово не могу так высоко ценить.

Да, в переводе текст я должен изменить,

Когда мне верно чувство подсказало.

Я напишу, что Мысль всему начало.

Стой, не спеши, чтоб первая строка

От истины была недалека!

Ведь Мысль творить и действовать не может!

Не Сила ли - начало всех начал?

Пишу - и вновь я колебаться стал,

И вновь сомненье душу мне тревожит.

Но свет блеснул и выход вижу я:

В Деянии начало бытия». (Гете И.В. Фауст)

В деянии он видит мотив и цель познания, утверждая: «Если... спросят: как лучше всего соединить идею и опыт, то я ответил бы: практикой!» Однако представления о практике, борьбе, свободе у Гете крайне неопределенны. Это скорее эмоциональные, художественные понятия, глубоко прочувствованные и облеченные в гениальную поэтическую форму.

Историческое развитие, по мнению Гете, есть процесс циклический, в котором последовательно повторяются заблужде­ния и подвиги, достижения и преступления. Двигателем этих повторов выступает деятельность отдельных героев, историче­ских творцов. Глубоко почитая естествознание, ученый до­вольно скептически относился к выводам историков, полагая, что они свое внимание сосредотачивают на личных оценках, расставляя пристрастные акценты. Предметом их исследова­ний должны быть не столько политические события, сколько явления в сфере культурно-бытовой.

Заключение

Теоретические основы расцвета немецкой классической философии были подготовлено эпохой Просвещения. Именно в этот исторический период времени сформировались основные предпосылки философского творчества, которые легли в основание немецкой классики.

В первую очередь необходимо отметить рационализм в мышлении, который, образно выражаясь, был выращен на почве Просвещения. Именно вера во всесилие человеческого разума обусловила возможность постановки глобальных задач, которые ставились Гегелем, Кантом и другими представителями немецкой классики.

Также очень важно указать на то, что в предверии расцвета немецкой классики были поставлены основные проблемы, которые стали объектом изучения и рассмотрения философии Германии в конце 19 первой половины 19 веков. К числу этих проблем относится место человека в мире, Бог и Природа, категории мышления, человек и мораль и т.п.

Наиболее яркими философами, которые оказали влияние на немецких классиков, были Г.Э. Лессинг, И.Г. Гердер и И.В. Гёте.

Список литературы

1. История философии. / Кн. 2. Под ред. Н.В. Мотрошкиной. М., 1997.

2. История философии. / Отв. Ред. В.П. Кохановский. Ростов-на-Дону, 1999.

3. Рассел Б. История западной философии. Т. 2. Новосибирск, 1993.

4. Спиркин А.Г. Философия. М., 1999.