Смекни!
smekni.com

Арабоязычные философы эпохи Восточного Ренессанса (стр. 10 из 10)

После завоевания Ирана, части Византии и установления господства над Ср. Азией и Египтом арабы ассимилировали традиции более развитых культур (были восприняты основы греческой музыкальной теории; под воздействием персидской и византийской мелодики арабский звукоряд расширился до двух октав, на некоторых арабских ладах и инструментах сказались иранские влияния). Расцвет классической арабской музыки начинается с конца 7 в. Она основывается на 7-ступенных ладах, в которых наряду с основными звуками используются промежуточные интервалы — коммы (меньше 1/8 целого тона). Ладовые особенности арабской музыки определили своеобразную манеру пения, при которой широко применяется глиссандирование (скольжение от звука к звуку). Для арабской музыки характерна цветистая мелизматика, придающая музыке оригинальный колорит. Классическая арабская музыка преимущественно вокальная. Наиболее распространённый жанр — вокально-инструментальный ансамбль, в котором ведущая роль принадлежит певцу. Крупнейшие певцы периода Омейядов — Ибн Мусаджих, Муслим ибн Мухриз, славились также певица Джамиле и её ученики. В период династии Аббасидов выделяются музыканты Ибрахим аль-Маусили (742—804) и его сын Исхак аль-Маусили (767—850) — основатель багдадской школы, а также Мансур Зальзаль. Высокого уровня достигла арабская музыкальная наука. Среди выдающихся музыкальных теоретиков средних веков: аль-Кинди, разработавший и применивший к арабской музыке метафизическую доктрину «гармонии Вселенной» неоплатоников; аль-Исфахани (897—967), автор «Большой книги песен»; Сафи-ад-дин Урмави (около 1230—1294), написавший трактат об акустике и гармонических связях «Эш-Шарафийя» — выдающийся труд средневековой восточной науки о музыке. Важнейшие сведения о музыке Востока содержатся в трудах аль-Фараби — автора «Большого трактата о музыке», Ибн Сины и др. В средние века арабская музыка оказала воздействие на музыкальное искусство Испании, Португалии, на формирование некоторых европейских музыкальных инструментов.

Лит.: Бартольд В. В., Соч., т. 6,. М., 1966; Крачковский И. Ю., Избр. соч., т. 1-6, М.-Л., 1955-60; Беляев Е. А., Арабы, ислам и арабский халифат в раннее средневековье, 2 изд., М., 1966; Леви-Провансаль Э., Арабская культура в Испании, пер. с франц., М., 1967; Мец А., Мусульманский Ренессанс, пер. с нем., М., 1966; Kremer A., Culturgeschichte des Orients unter den Chalifen, Bd 1—2, W., 1875—77; Sarton G., Introduction to the history of science, v. 1—3, Balt., 1927—48; Gibb H. A. R., Studies on the civilization of Islam, Boston, 1962; Grьnebaum G. von. Medieval Islam. A study in cultural orientation, 2 ed., Chi., 1961; The legacy of Islam, ed. by T. Arnold and A. Guillaume, Oxf., 1931; Sauvaget J., Introduction а l'histoire de Orient Musulman. Eléмеnts de bibliographic, P., 1961; Grohmann A., Arabien, Мünch, 1963; ЮшкевичА. П., Историяматематикивсредниевека, М., 1961; Kennedy Е. S., A survey of Islamic astronomical tables, Phil., 1956.

Избр. произв. мыслителейстранБлижнегоиСреднегоВостока 9—14 вв., М., 1961; Историяфилософии, т. 1, М., 1957, с. 222—36; ГригорянС. H., СредневековаяфилософиянародовБлижнегоиСреднегоВостока, М., 1966; ШтёкльА., Историясредневековойфилософии, [пер. снем.], М., 1912; ЛейГ., Очеркисториисредневековогоматериализма, [пер. снем.], М., 1962; аль-ФахуриХ., ад-Дарраль-халил, Тарихаль-фальсафааль-арабийя (Историяарабскойфилософии), т. 1—2, Бейрут, 1957—58; Мехрин-Мехрдад, Фалсафэ-йе-шарг (ФилософияВостока), Тегеран, [1959]; РадевР., Изисториятанаарабскатафилософия, София, 1966; Mrozek A., Sredniowieczna filozofia arabska, Warsz., 1967; Ueberweg F., Grundriss der Geschichte der Philosophic, 12 Aufl., Tl 1—3, 5, В., 1924—28; Boer T. J. de, The history of philosophy in Islam, L., 1933; Munk S., Мélanges de philosophic juive et arabe, nouv. éd., P., 1955; Gruz Hernandez M., Filosofia hispano-musulmana, v. 1—2, Madrid, 1957.

Гибб Х. А. Р., Мусульманская историография (пер. с англ. П. А. Грязневича), вегокн.: Арабскаялитература, М., 1960, с. 117—55; Historians of the Middle East, ed. by B. Lewis and P. M. Holt, L., 1962; Rosenthal F., A history of Muslim historiography, 2 ed., Leiden, 1968.

РозенВ. Р., Отрывкиизочеркаисторииарабскойлитературы, всборнике: ПамятиакадемикаВ. Р. Розена, М.— Л., 1947; КрымскийА. Е., Историяарабовиарабскойлитературысветскойидуховной, ч. 1—3, М., 1911—13; ФильштинскийИ. М., Арабскаяклассическаялитература, М., 1965; ГиббХ. А. Р., Арабскаялитература, [пер. сангл.], М., 1960; аль-ФахуриХ., Историяарабскойлитературы, [пер. сараб.], т. 1—2, М., 1959—61; Brockelmann С., Geschichte der arabischen Literatur, 2 Aufl., Bd 1—2, Leiden, 1943—49; Suppl.-Bd 1—3, Leiden, 1937—42; Graf G., Geschichte der christlichen arabischen Literatur, Bd I—5, Citta del Vaticano, 1944—53; González Palencia A., Historia de la literatura arábigo-espacola, Barcelona, 1928; Blachére R., Histoire de la littérature arabe des origines а la fin du XV siéсle..., [t. 1—3], P., 1952—66; Sezgin F., Geschichte des arabischen Schrifttums, Bd 1, Leiden, 1967.

ВеймарнБ., КаптереваТ., ПодольскийА., Искусствоарабскихнародов, М., 1960; Всеобщаяисторияискусств, т. 2, кн. 2, М., 1961, с. 9-53; КубеА. П., Испано-мавританскаякерамика, М.—Л., 1940; БольшаковО., Исламзапрещает..., «Наукаирелигия», 1967, №№ 5, 7; Marçаis G., L'architecture musulmane d'Occident, P., 1954; Creswell К. A. С., Early Muslim architecture, pt 1—2, Oxf., 1932—40; егоже. The Muslim architecture of Egypt, v. 1—2, Oxf., 1952—60; Lane A., Early Islamic pottery. Mesopotamia, Egypt and Persia, L., 1958; Dimand M. S., A handbook of Mohammadan art, 3 ed., N. Y., 1958; Ettinghausen R., Arabische Malerei, Gen., 1962; Hoag J. D., L'architettura araba, Mil., 1965; Islamic art in Egypt. 969—1517, Cairo, 1969.

КузнецовК. А., Арабскаямузыка, всборнике: Очеркипоисторииитеориимузыки, [сб.] 2, Л., 1940, с. 265—80; Farmer Н. G., A history of Arabian music to the XVIIIth century..., L., 1929, 2 ed., L., 1967; Erianger R. d', La musique arabe, v. 1—6, P., 1930—59; Kutahialian I. O., Ecriture musicale arabe moderne, Marsiglia, 1957.

П. А. Грязневич (вводный раздел, историческая наука, география), М. М. Рожанская (естественные и точные науки), А. В. Сагадеев (философия), А. Б. Халидов (литература), Б. В. Веймарн (архитектура и изобразительное искусство).