Смекни!
smekni.com

Ученье Зигмунда Фрейда (стр. 3 из 3)

Мрачные, бессвязные, запутанные или вздорные, на первый взгляд лишенные смысла сны представляют собой нечто вроде издержек воображения, на самом деле они скрывают за своим сценарием истинную мысль, лежащую в основе метафоры, которую нужно интерпретировать.

Именно последний тип сновидения заставил Фрейда различать явное содержание сна, то есть сцену, историю, о которой спавший вспоминает и рассказывает по пробуждении, и скрытое содержание, или темную силу, психическую жизнь, которая выражается в форме образов «внутреннего театра» во время сна. Сон, будучи проявлением психической жизни, превращает в картинки мысли индивида из его более или менее отдаленного прошлого. После многочисленных анализов сновидений, которым Фрейд подвергал себя, своих близких, своих друзей и даже своих пациентов, он стал утверждать, что сон почти всегда состоит из материалов, названных остатками дня. Видящий сон их легко узнает. Речь идет, в большинстве случаев, о занятиях мозга в течение дня, предшествовавшего сну. Но парадоксально то, что в сновидении обнаруживаются и те элементы жизни, к которым видевший сон совершенно безразличен. Чаще всего в снах возникают сцены из детства. Нередко речь идет об отдельных событиях далекого детства, преданных явному забвению, перекрытых впечатлениями, накопленными в течение ряда лет, которые выражаются в сновидениях.

Фрейд решил обрабатывать сновидения как симптомы болезней и применять для этого тот же метод, что и для анализа, т.е. метод свободной ассоциации. Фрейд замечает, что для правильного применения этого метода не следует рассматривать сновидение как нечто единое целое, потому что такое «расследование» ведет в никуда. Напротив, при рассмотрении сновидения нужно брать элемент за элементом, фрагмент за фрагментом и применять правило ассоциаций. Сновидение для Фрейда представляет не только объект, достойный научного интереса, но еще и средство глубже познать самого себя и других, обнаруживая скрытое содержание, которое прячется за внешним. Ибо для Фрейда нет сомнения, что сновидение является психологическим фактом.

2.4.Психоанализ

Известно, что главным регулятором человеческого поведения служит сознание. Фрейд открыл, что за покровом сознания скрыт глубинный, "кипящий" пласт не осознаваемых личностью могущественных стремлений, влечений, желаний. Будучи лечащим врачом, он столкнулся с тем, что эти неосознаваемые переживания и мотивы могут серьезно отягощать жизнь и даже становиться причиной нервно-психических заболеваний. Это направило его на поиски средств избавления своих пациентов от конфликтов между тем, что говорит их сознание, и потаенными слепыми, бессознательными побуждениями. Так родился фрейдовский метод исцеления души, названный психоанализом.

Не ограничившись изучением и лечением невропатов, упорной работой по восстановлению их психического здоровья, Фрейд создал теорию, объяснявшую переживания и поведение не только больного, но и здорового человека. Эта теория приобрела в странах Запада столь великую популярность, что многие там и в наши дни убеждены, что "психология - это и есть Фрейд". Фрейдовская теория во многих зарубежных странах прочно вошла в учебники по психологии, психотерапии, психиатрии. Она оказала воздействие на другие науки о человеке - социологию, педагогику, антропологию, этнографию, а также на искусство и литературу.

Не сразу молодые невропатологи Брейер и Фрейд произвели выбор. Совместно они подготовили книгу "Исследования истерии". Она вышла в 1895 г. Иногда ее оценивают как первую главу в истории созданного Фрейдом психоанализа. Для этого имеются известные основания, поскольку в указанной книге можно различить намеки на многие представления будущего психоанализа: и о динамике вытесненных из сознания влечений, из-за которых возникают расстройства движений, восприятий и т. п., и об очистительной роли погружения в прошлое с целью восстановить события и обстоятельства, нанесшие душевную травму. Это были достоверные клинические факты, установленные Брейером и Фрейдом. Но из фактов как таковых теория не возникает. Работа в клинике требовала применения методических средств, позволяющих проникнуть в скрытые от сознания психические пласты. На первых порах главным и единственным орудием, как мы знаем, был гипноз. Фрейд не владел им столь мастерски, как Брейер. Неудовлетворенность гипнозом побудила его искать другие средства.

На одно из них Фрейда натолкнул феномен, приобретший в дальнейшем в психоанализе особое значение под именем "трансфера". Общение врача с пациентом приобретало особую эмоциональную окраску, когда этот пациент переносил свои неизжитые бессознательные желания, сохранявшиеся с детских лет, на личность самого врача. Фрейд установил этот факт, наблюдая за одной из пациенток доктора Брейера, которая стала выражать по отношению к последнему чувства страха, любви и другие, некогда испытываемые по отношению к родителям. Брейера это привело в смятение, и он отказался от дальнейшей терапии. Фрейд же, подвергнув это явление изучению, увидел в нем способ разъяснить больному истинные причины его невроза. Установив перенос бессознательных детских влечений с тех лиц, которые некогда их вызывали, на терапевта, последний мог обнажить смысл этих переживаний, довести их до сознания больного, помочь тем самым их изжить, освободиться от них.

Заключение

На основании вышесказанного можно сделать вывод, что взаимоотношения между психоанализом и философией весьма устойчивы и многогранны. Во-первых, философские идеи мыслителей прошлого оказали существенное влияние на становление и формирование психоаналитического учения Фрейда о человеке и культуре. Во-вторых, в своем органическом единстве фрейдовские представления о психической реальности и бытии человека в мире образуют психоаналитическую философию, оказывающую не меньшее влияние на общественное сознание в странах как Запада, так и России, чем другие философские течения. В-третьих, психоаналитические идеи все активнее вторгаются в различные направления современной философии. Более того, по словам Лейбина, можно с "полным основанием говорить о том, что в ближайшем будущем психоаналитическое учение Фрейда о человеке и культуре не только утратит своего влияния на развитие западной философской мысли, но, напротив, сохранит свою значимость в условиях сближения между собой различных философских школ ".

Главное состоит в том, что психоаналитические концепции оказываются центром притяжения философов различных мировоззренческих ориентаций, независимо от того, насколько остро и принципиально они критикуют отдельные психоаналитические положения или, напротив, некритически заимствуют основополагающие идеи Фрейда.

В связи с этим, одной из важных задач исследований ныне существующих и в перспективе возможных философских школ является дальнейшее осмысление психоаналитической философии.


Используемая литература

1. «Большая энциклопедия Кирилла и Мифодия», 2003, полная версия

2. А.Радугин «Философия» Курс лекций

3. Зигмунд Фрейд «Истина сделает Вас свободным» сайт www.zfreid..ru

4. В.Н.Лавриненко «Филисофия» 2-е издание 2002 г.

5.Энцеклопедия замечательных людей и идей.