Смекни!
smekni.com

Философско-критические рефлексии постмодерна (стр. 3 из 3)

Все это свидетельствует в пользу того что сегодня наблюдается сдвиг акцента с проблематики устойчивого стабильного бытия на проблематику становления. Актуальность новой парадигмы подтверждается и динамикой современной культуры: политическими изменениями в обществе, многообразием вступающих в конфликт событий, частой непредсказуемостью и неустойчивостью существования, как на социальном, так и на природном уровне. Многие современные философы работают в русле новой научной парадигмы. Для примера приведем Ж. Делеза, чья стратегия философствования очень близка к проблемам современной науки: так, понятие «складка» напрямую связывается Делезом с фрактальными геометриями, интерпретация бытия как различия – с исследованиями хаоса, процессами самоорганизации, странными аттракторами и т.п., что позволяет говорить о фундаментальной соотнесенности современных научных представлений («параметр порядка», «режим с обострением», «странный аттрактор» и др.) с понятийным аппаратом, предлагаемым Делезом («поверхность смысла», «складка», «трансцендентальный эмпиризм» и т.д.).

На сегодняшний день процессы, связанные с самоорганизацией, неравновеснотью, становлением (помимо того, что входят в круг интересов математизированного естествознания) создают проблемные поля, стимулирующие поиск и формирование тех методологических ориентиров и исследовательских стратегий, которые позволяют не только философски осмыслять современное положение дел в науке, но и пересматривать базовые посылки рационального отношения к миру и человеку.Линейные физико-математические представления сыграли злую шутку с человечеством, культивируя представления о всесилии человеческого духа в познании и эксплуатации природы. Теперь физико-математические основы синергетики и нелинейной динамики открывают плоский занавес, на котором изображены линейные законы, и за ними оказывается объемный и многообразный нелинейный мир. Надо вовремя понять, что миф о всесилии только шутка, и успеть затормозить линейный рост: в котором мы все еще по инерции участвуем, не осознавая опасности.

Литература.

1. Ильин И.П. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа. М.: Интрада. 1998. – 254.

2. Капица С.П. Курдюмов С.П. Малинецкий Г.Г. Синергетика и прогнозы будущего. М., Эдиториал УРСС, 2003, 288 с.

3. Метафизика и сущее: от Хайдеггера к Платону// Современная онтология II. – СПб.: Изд. Дом С.-Петерб. госуд. ун-та, 2007. – С. 158-168.

4. Постмодернизм. Энциклопедия.— Минск.: Интерпрессервис; Книжный Дом. 2001.— 1040 с.

5. Фуко М. История безумия в классическую эпоху. СПб.: Университетская книга, 1997. 576 с.

6. Черногор Л.Ф. Нелинейность как основа новой научной картины мира http://universitates.univer.kharkov.ua/arhiv/2006_4/chernogor/chernogor.html