Смекни!
smekni.com

Проблема свободы в творчестве Н.А. БЕРЯЕВА (стр. 2 из 3)

Человек должен пройти через испытание свободы и отвержение ее соблазнов. Бердяев проводит четкое разграничение между дьявольской и божественной свободой.

Первая – это "свобода от", отрицательное (точнее – отрицающее) сознание своей свободы. Отрицательная свобода, произвол, есть свобода бессодержательная и пустая. Это есть свобода для свободы, без цели, не-бытие. Это есть формальная свобода. Такая свобода перерождается в необходимость, бытие в ней деградирует и исчезает. Бердяев утверждает: "Необходимость есть лишь форма <отрицательной> свободы". Она ведет к окончательному порабощению человека, ввержению его в бездну небытия: "Необходимость есть падшая свобода, свобода вражды и распада, свобода хаоса и анархии".

Вторая – "свобода для", подлинная, божественная свобода. Это свобода творческая и созидательная. Подлинная свобода есть выражение гармонии вселенной, внутренней соединенности всех ее частей. Любовь есть содержание подлинной свободы, а любовь есть творчество. Необходимость есть порождение неверно направленной свободы. Она есть следствие мирового распада и отчужденности. Рабство возможно лишь там, где есть раздор и вражда. Любовь побеждает разобщенность и порождает свободу. Любящие и соединенные – свободны и не знают принуждения.

2.2 ИДЕЯ БОГОЧЕЛОВЕКА В КОНЦЕПЦИИ СВОБОДЫ ЛИЧНОСТИ

Характерной особенностью творчества Бердяева, оказавшей значительное влияние на способ выражения мысли, является религиозность. Причем воспринять его мысль в полной мере будет трудно как человеку неверующему, так и приверженцу какой-либо из религий. Наиболее близок Бердяев к православному христианству. Но у человека, слепо следующего традиционной религии, творчество Бердяева вызовет протест, поскольку он не принимает догматики церкви и даже считает, что церковь наносит существенный вред вере, отделяя человека от Бога. Трудность восприятия для неверующего заключается в том, что творчество Бердяева корнями уходит в религию и мистику. Гениальные в своей простоте мысли, к которым приходит Бердяев, уже лежат за пределами как религии, так и мистики, но способ их выражения по-прежнему несет отпечаток пройденного им пути.

Присущая человеку способность к творчеству божественна, и в этом состоит его Богоподобие. Высшая природа человека показывается Богом, принявшим человеческий облик; со стороны человека - его творчеством, созданием нового, еще не бывавшего.

Личность (дух) есть единство двух природ - Божественной и человеческой, что определяет христианство как религию Богочеловека и Богочеловечества. Таким образом, в философии Бердяева субъектом бытия выступает двуединство Бога и человека.

Каждый из нас и все мы вместе настолько далеки от идеала свободы, настолько обременены внешними по отношению к нам обстоятельствами, что вместе с Бердяевым готовы признать свою несвободу. Она проявляет себя в любом моменте нашего бытия, хотя и по-разному. Поэтому у Бердяева, остро чувствовавшего свою чуждость миру, это представление носит довольно емкий характер. Во-первых, им он обозначает отчуждение человека от своей деятельности, когда результат господствует над творцом и превращает его в нечто творимое и несамостоятельное. Созданный трудом капитал диктует свою волю и работнику и работодателю, и техника развивается сама по себе, демократические лозунги оборачиваются практикой тоталитарности. Одаренные свободой мы пользуемся ею робко, частично или совсем избегаем ее.

Человек пал и в своем падении увлек природный мир. Воцарилась несвобода. Но Бог не оставил свое любимое творение, он нисходит Христом, проявляя себя не силой, а любовью. Христос являет людям пример свободы признать Бога, несмотря ни на какие земные муки и страдания. И здесь раскрывается новое понимание свободы - свобода "для", свобода знать высшее добро и идти к нему. Бердяев видит в Христе единство двух природ - божественной и человеческой. Христос закрыл собою пропасть между Богом и человеком. Он не только Бог, но еще и человек, абсолютный человек, духовный человек. Раскрылось божественное в человеке и человеческое в Боге. Теперь человек стал сильнее всех сил в этом мире. Даже "грехопадение" Бердяев рассматривает "как знак мощи человека". Грех и был проявлением этой мощи. Так трагично человек проявил свою творческую, соравную Богу, природу. В Христе она обрела нужную направленность. И свобода теперь предстает как сознательная внутренняя свобода принять высшие ценности и жить ими.

2.3. СВОБОДА И ТВОРЧЕСТВО

Творчество является фундаментальной характеристикой человека. Именно оно, по мнению философа, должно избавить человечество от зла.

Без и вне творчества жизнь не представляет ценности, она - голое существование, одно из звеньев в цепи мировой необходимости. Творчество внутренне самооправданно, ни в каких других, т.е. внешних, вне его лежащих оправданиях или объяснениях оно не нуждается. Творчеством человек оправдывает жизнь и себя в ней перед Богом. Человеческая природа - "природа творческая, творящая". Жизнь в творчестве и творческая жизнь есть жизнь в духе, духовная жизнь, духовное восхождение. Духовность и творчество в каком-то смысле совпадают.

Творчество возможно только при допущении и в условиях свободы, в опоре на свободу. Оно вытекает, рождается из свободы.

Творчество для Бердяева есть также особая мораль, мораль или этика творчества. Она противопоставляется у него традиционной (христианской) морали, морали послушания и смирения, морали приспособления.

Бердяев придает творчеству гораздо более широкий смысл, чем творение предметов культуры. Для него истинное творчество – это творчество самой жизни.

Творчество – основной момент того переворота в религиозной мысли, который совершил Бердяев. Не только человек нуждается в Боге, но и Бог нуждается в человеке, в ответе человека на творческий акт Бога. Творчество есть требование Бога, обязанность человека по отношению к Богу. То же верно и о свободе.

Свобода - необходимое условие творчества. Только свобода, не определяемая бытием, может стать источником творческого акта. Творческий акт – это всегда прорыв за границы замкнутой системы бытия. Творчество есть творчество из ничего, из свободы, и в этом заключается его тайна. Творческий акт нуждается в материи, но не определяется ею.

У Бердяева творчество требует все нового качественного возвышения человека, определяя тем самым и возвышение истории. Собственно, творчество у Бердяева и есть основное проявление свободы, прошедшей испытание жизнью. Поэтому свободу, считает он, не дают, а берут.

Жизнь и бытие вне человека для Н. Бердяева абсурд: «Свобода есть моя независимость и определяемость изнутри. Моя творческая сила, то есть не выбор внешнего добра и зла, а мое созидание добра и истины, которые и есть духовное завоевание жизни, вновь и вновь освобождающее меня».

Изумительна попытка Бердяева структурировать акт творчества. Все просто: чтобы достойно жить, не быть приниженным и раздавленным мировой необходимостью, социальной обыденностью, нужно выйти из имманентного круга обыденности, вызвать образ, изображающий «иной» мир, новый по сравнению с этой действительностью, «иное небо», «иную землю». Без человека и творчества свобода мертва, бессильна, только бездна, всегда сохраняющая эсхатологическую угрозу конца, но она становится активной, когда на ее острие находится творчество.

2.4. СВОБОДА И ЛИЧНОСТЬ

Бердяев также интересовался проблемой личности. Личность, пишет он, есть спиритуалистическая, а не естественная категория; она не часть какого-либо целого; она не часть общества, напротив, общество — только часть или аспект личности. Личность — не часть космоса, напротив, космос — часть человеческой личности. Личность — не субстанция, она — творческий акт, она неизменна в процессе изменения.

Личность и свобода – два неизменно связанных понятия. Но за этим стоит и еще одна проблема, которую Бердяев постиг на собственном опыте: "личность, сознавшая свою ценность и свою первородную свободу, остается одинокой перед обществом, перед массовыми процессами истории". Независимость жизненного пути, обособленность, приподнятость над миром формируют цельную личность человека, но в той же мере отдаляют его от мира. Мир всегда был чужд Бердяеву. Он был устремлен в другой, новый мир, уже существовавший в нем. Непоколебимая вера в человека и его призвание позволяла Бердяеву сохранять мир внутри себя и стремиться к реализации его в действительности.

Чуждость независимой личности окружающему миру и стремление к единению с ним практически несовместимы. Но если независимость потеряна, то личность перестает существовать. С другой стороны, личность, оторванная от мира, лишена возможности себя проявить и также обречена на исчезновение.

Бердяев выделяет два необходимых и взаимосвязанных процесса в развитии личности: восхождение и нисхождение. Восхождение – это устремление к духу, к высшей сути человека, реализация его призвания. Духовное совершенствование личности не имеет пределов. Духовная аристократия – единственная иерархия, которая имеет право на существование. Эта иерархия не дает права власти одного человека над другим, скорее обязывает того, кто находится выше. Это старшинство по духу. Но восхождение одной личности еще не имеет смысла с точки зрения преобразования мира. Человек становится непонятным окружающему ему миру и потому бессильным. И тогда необходимо нисхождение. Для того, чтобы помочь подняться оставшимся внизу, необходимо спуститься к ним. Два этих противоположных процесса составляют единство духовного развития личности.