Смекни!
smekni.com

Философия Канта 5 (стр. 2 из 2)

В космологической сфере границы познавательных возможностей разума, ограничиваются противоречиями предельного порядка, называемыми им антимониями. Кант объясняет антимонию тем, что при приложении разума к миру опыта неизбежно возникает противоречие, поскольку разум направлен на изучение «вещи в себе». Данные противоречия объясняются невозможностью познания «вещи в себе» но постоянным стремлением человека познать их используя свои возможности. Примером антимонии может служить конечность и бесконечность вселенной: вселенная бесконечна – но возникла из взрыва и имеет конечную скорость распространения, а значит, она не бесконечна и т.п.

Кант стал основателем классической немецкой философии, сумев подобно художнику, нарисовать картину мира с помощью теории познания, и передав то знание, которое он сумел познать. В основе этого знания лежит тезис о том, что познавательные способности человека определяют вещи. Данный тезис проходит через весь анализ познавательных возможностей человека произведенный Кантом. Переворот, произведенный теорией познания Канта, открыл новый этап в развитии философии.

Западная философия 20 века: важнейшие направления и идеи.

Философия жизни.

Направление, которое возникло в конце 19 в. и получило наибольшее распространение в первой четверти 20 вв. «Философия жизни» выдвигает в качестве исходного понятия «жизнь» как постигаемую интуитивно целостную реальность, не тождественную ни духу, ни материи. По истолкованию многозначного понятие «жизнь» можно различать варианты этого течения. Биологически-натуралистическое толкование (Л.Клагес, Т. Лессингом и др.): «живое» подчёркивается как нечто естественное в противоположность механически сконструированному, «искусственному», рациональное начало рассматривается как болезнь присущая всему человечеству. Для этого варианта характерна склонность к культу силы, попытки свести любую идею к «интересам», «инстинктам», «воле» индивида или общественной группы, прагматическая трактовка нравственности и познания. Ницше (на основе учения которого и возникло это направление) отвергал христианскую мораль любви и сострадания, эта мораль направлена против здоровых инстинктов и порождает бессилие и упадок. Жизнь – борьба, где побеждает сильнейший[3]. «Исторический» вариант (В.Дильтей, Г.Зиммель, и д.р.). Если в других вариантах жизненное начало рассматривается как вечный и неизменный принцип бытия, то здесь внимание обращено к индивидуальным формам реализации жизни, её неповторимым культурно-историческим образам. Антитеза органического и механического предстаёт в этом варианте в виде противопоставления культуры и цивилизации. Другой вариант, толкование «жизни» как некоей космической силы (А. Бергсон), «жизненного порыва», сущность которого – в непрерывном воспроизведении себя и творчестве новых форм; биологическая форма жизни лишь одно из проявлений жизни субстанция жизни – чистая «длительность», изменчивость, постигаемая интуитивно.

Жизненная реальность в философии жизни постигается интуицией, с помощью которой можно проникнуть в глубь предмета, чтобы слиться с его индивидуальностью (природой). Интуитивному знанию невозможно научиться, как учатся рассудочному мышлению, оно более похоже на художественное постижение действительности. Следовательно, наука не способна постигнуть саму природу жизни, а служит лишь прагматическим целям приспособления мира под интересы человека. Философии же свойственна созерцательная позиция, равняющая её с искусством. Наиболее адекватной формой познания органических и духовных целостностей является, художественный символ.

Экзистенциализм

Философия существования, возникшая в начале 20 века в России (Л. Шестов, Н. А. Бердяев) Экзистенциализм пытается постигнуть бытие как некую непосредственную нерасчленённую целостность субъекта и объекта. Выделив в качестве изначального и подлинного бытия само переживание (переживание субъектом своего «бытия-в-мире»). Бытие толкуется как данное непосредственно человеческое существование, или экзистенция. Экзистенция непознаваема ни научными, ни философскими средствами.

Личность здесь предстает как самоцель, а общество как средство. При этом общество должно обеспечить свободу («свободу-от») экономическую, политическую и т.п. Но общество не может обеспечить «свободы - для» которая начинается в области духовной жизни человека, и в этой области общество уже начинает играть отрицательную роль. Человек может отказаться от своей свободы («свободы-для»), перестать быть самим собой, стать «как все», но только ценой отказа от себя как от личности. При этом человек погружается в безличный мир. Общение людей, не является подлинным, оно лишь подчёркивает одиночество каждого. Следовательно, прорыв объективированного, безличного мира, невозможен, поскольку нет подлинного общения. Хотя не все философы данного направления считают так: согласно Марселю любовь есть прорыв к другому (личности человека или Бога). При этом мир постоянно грозит разрушить эту коммуникацию. Человек же должен научиться жить и любить с постоянным сознанием хрупкости и конечности всего, что он любит, незащищенности самой любви. Это придаёт его привязанности особую чистоту и одухотворённость. Свои силы человек может черпать из своей слабости. Основная задача, которую поставил перед собой экзистенциализм, освободить человека от надежд на то, что он может обрести свободу с помощью чего – то вне себя.

Прагматизм

Это течение возникло в 70-х гг. 19 в. получило наибольшее распространение в первой половине 20 в. в период. Основные идеи Прагматизма разработал Ч.Пирс, затем У. Джемс, Дж. Дьюи.Прагматизм выступал с программой «реконструкции в философии»: философия должна быть не размышлением о первых началах бытия и познания, чем она считалась с времен античности, но общим методом решения тех проблем, которые встают перед людьми в различных жизненных ситуациях, в процессе их деятельности. Прагматизм отождествляет всю окружающую человека реальность с «опытом», не сводимым, однако, к чувствам, восприятиям, а понимаемым как «все, что переживается в опыте» (Дьюи), то есть как любое содержание сознания, как «поток сознания» (Джемс). Все объекты познания формируются нашими познавательными усилиями в ходе решения возникающих жизненных задач. Функция мысли — не в познании как отражении объективной реальности и соответствующей ориентации деятельности, а в преодолении сомнения, являющегося помехой для действия (Пирс), в выборе средств, необходимых для решения «проблематической ситуации» (Дьюи). Таким образом, мышление лишь средство для приспособления организма к среде для успешного действия. Идеи, понятия и теории — это лишь инструменты, орудия или планы действия. Их значение, сводится к возможным практическим последствиям. То есть истина определяется как полезность или работоспособность идеи.

Неопозитивизм.

Появился примерно в тоже время, что прагматизм. Представители Л. Витгенштейн, А.Тарский, Р.Карнап. Неопозитивизм был более всех остальных философских учений связан с наукой, что неудивительно, поскольку многие из ее представителей были не профессиональными философами, а работающими учеными – физиками, логиками, математиками. Задача философии видится неопозитивистам в анализе и прояснении предложений науки, в анализе употребления слов и т.п. Язык подлинный предмет философии. Философия здесь трактуется лишь как анализ языка (либо разговорного, либо научного), все традиционные проблемы философии здесь так же рассматриваются как языковые проблемы. Анализу подвергается формальные правила языка, иногда его семантические или прагматические стороны. Таким образом, неопозитивисты замыкаются в границах языка как единственной непосредственно доступной реальности. Структура мира определяется структурой языка, все, что не зависит от языка, признается как «мистическое».

Феноменология

Философское направление, возникшее в начале 20 в. Ее основание связывается с Э. Гуссерлье. Феноменология определяется как наука о чистых принципах сознания и знания, как универсальное учение о методе, выявляющее априорные (внеопытные) условия мыслимости предметов и чистые структуры сознания независимо от сфер их приложения. Исходным пунктом феноменологии было рассмотрение внеопытных и внеисторических структур сознания, которые обеспечивают его реальное функционирование и совпадают с идеальными значениями, выраженными в языке и психологических переживаниях. Феноменология основывается на истолковании феномена как явления того, что само себя обнаруживает, как предмета, непосредственно явленного сознанию. Поэтому Феноменология это интуитивное усмотрение идеальных сущностей (феноменов), обладающее непосредственной достоверностью. Таким образом, познание это независимый от конкретных психических актов, от субъекта познания и его деятельности, внутренне организованный и целостный - поток сознания. Предметное бытие, внутренне присуще сознанию. Гуссерль настаивает на самоочевидности переживания истины, на самодостоверности созерцания феноменов. Задача Феноменологии – в раскрытии смысла предмета, затемнённого различными мнениями, словами и оценками.

Постмодернизм.

Возник в 70 годы 20 века (Ж. Лиотар, М. Фуко, Дж. Ватимо и д.р.). Постмодернизм. Сторонники постмодернистской философии не рассматривают окружающий мир как единое целое, наделенное каким – либо объединяющим центром. Мир распадается на множество фрагментов, между которыми отсутствуют устойчивые связи. Постмодернизм пересматривает прежнее понимание знания и познания. Прежнее бытие, ранее означавшее основу, добравшись до которой мысль приобретает бесспорную достоверность, уступает место языку, поскольку окружающий человека мир все больше становится языковым и знаковым.

Список литературы

1. В.П. Леньшин, В.И. Распутин Учебно-методическое пособие для слушателей ФЗО по Философии инв.№6664 М.-2004.

2. В.В. Миронов Учебник Философия Изд. Норма М.- 2008.

3. ЗАО «Гласнет» электронная версия «Большой Советской энциклопедии» Изд. «Большая Российская энциклопедия» М. – 2002


[1] В.П. Леньшин, В.И. Распутин Учебно-методическое пособие для слушателей ФЗО по Философии инв.№6664 Стр 133.

[2] В.П. Леньшин, В.И. Распутин Учебно-методическое пособие для слушателей ФЗО по Философии инв.№6664 Стр 138

[3] В.В. Миронов Учебник Философия Изд. Норма М.- 2008 Стр.198