Смекни!
smekni.com

Философия Георга Вильгельма Гегеля (стр. 2 из 4)

Поскольку Абсолютная идея раскрывает своё содержание только через систему идей, эта система и интересует Гегеля. Он строит свою философию, начиная не с субъекта, а с самой идеи, его философия – это спекулятивная философия (от лат. speculor – наблюдение, созерцание), поскольку она направлена на осмысление уже имеющихся явлений духовной культуры без обращения к опыту. Все идеи, через которые проявляет себя Абсолютная идея, Гегель делит на три уровня: идеи сами по себе, идеи в природе, идеи в духе. В соответствии с этим немецкий мыслитель выделяет три раздела философии: логика, философия природы, философия духа.

Логика .Первым этапом самораскрытия абсолютной идеи является логика. Наука логики содержит учение о бытии, о сущности и понятии. Учение о бытии начинается с рассмотрения содержания чистого бытия, понятий ничто и становление. Бытие триадично: качество – количество – мера. Переход от одной меры к другой, новой, есть скачок. В учении о сущности показано, что источником движения является наличие в сущности противоположностей. В учении о понятии, что субъективное понятие, развиваясь, достигает объективного понятия, объекта; дальнейшее развитие приводит к понятию субъекта-объекта.

Устранив дуализм. Противоречивость бытия и мышления путем признания их тождества, немецкий мыслитель не отказывается от противоречий. Он переносит принцип противоречивости в саму логику, о чем свидетельствует содержание его важнейшего произведения «Наука логики» (1812 – 1816).

Такой подход выглядит парадоксальным, потому что традиционно считалось, что там, где есть противоречие, нет места логике и разуму. Вся формальная логика строилась на принципе непротиворечивости. Гегель предлагает свою логику – логику диалектическую, которая рассматривает противоречие в качестве источника развития и развертывания самих идей. В основе построения гегелевской системы, и в первую очередь его логики, лежит триада: тезис (утверждение), антитезис (отрицание) и синтез.

Свой вариант диалектики Гегель начинает выстраивать с понятия «чистое бытие». Чтобы сохранить свою универсальность, чтобы распространиться на все бытие, понятие бытие не должно содержать в себе ни одной конкретной характеристики, т.е. должно быть чистым, означать лишь «есть». Но бытие, лишенное конкретных характеристик, ничем не отличается от «небытия» (ничто), бытие и небытие оказываются тождественными. В этом случае бытие выступает как тезис, а его радикальное отрицание – небытие – как антитезис. Вместе с тем бытие может переходить в небытие, и наоборот. Этот процесс получает название «становление». Между бытием и небытием находится отрицание, которое играет активную, созидательную роль, поскольку именно оно является двигателем становления, только благодаря отрицанию тезис становится антитезисом, а благодаря последующему отрицанию (отрицание отрицания) происходит их синтез, осуществляется становление. Через отрицание мышление пытается понять процессы, происходящие внутри бытия, поэтому движение мышления является онтологичным.

Понятия «чистого бытия» и «небытия» (ничто), согласно Гегелю, носят абстрактный характер. Само слово «абстрактный» (лат. abstract) означает «отделённый от…». Действительно, бытие носит завершенный характер, оно предполагает, что нечто есть, оно в себе уже содержит все и не может соединится с чем-то еще. Это же относится и к «небытию», потому что оно ни в какой форме не принимает бытие, находится в состоянии обособленности. Первым конкретным понятием у Гегеля является «становление». Понятие «конкретное» означает «расти вместе». И поскольку становление возникает как синтез бытия и небытия, как их соединения, оно и является конкретным. Таким образом, движение от абстрактного к конкретному является одним из основных принципов построения гегелевской логики и принципом саморазвертывании Абсолютной идеи. Восхождения от абстрактного к конкретному означает, что теоретическая мысль всегда движения от одностороннего знания к знанию более содержательному, ко все более полному, всестороннему и целостному воспроизведению предмета.

Результатом становления является наличное бытие, которое в отличии от чистого бытия имеет определенность, а потому переходит в качество. Развитие качества порождает количественные характеристики, а их синтез представляет собой меру, которая снимает противоречие количества и качества.

Развитие можно рассматривать и как смену мер. Такая смена возможна лишь потому, что существует некая общая основа. Эта основа и есть сущность.

Категория сущности – это не только более высокая ступень познания по сравнению с бытием, но и глубокое проникновение во внутренние закономерности. Проникновение во внутренние закономерности позволяет обнаружить, что любое явление и процесс внутренне противоречивы, поскольку содержат в себе взаимоисключающие, но сосуществующие стороны, тенденции и т.д. Эта противоречивость и зафиксирована в понятии. Таким образом, понятие воспроизводит весь процесс развития бытия и мышления, оно является историчным.

В рамках своей логики Гегель придает совершенно новый смысл диалектике. У него диалектика становится учением о развитии, принципом творческого, созидающего мышления, методом постижения истины. Его диалектика – это 1) процесс развития Абсолютной идеи как единства предмета и понятия о нем; 2)движение мышления от абстрактного к конкретному, формой которого является понятие; 3) движение от одного противоречия к другому, поэтому истинное знание с необходимостью должно включать анализ противоречивых, разнонаправленных сторон бытия. В пределах своей логики Гегель анализирует идеи первого уровня – идеи сами по себе: идеи существования, качества, количества, сущности, противоречия, понятия. Логика у немецкого мыслителя дает анализ чистого мышления в абстрактном смысле, представляет его как непрерывный процесс.

Философия природы. Второй этап саморазвития абсолютной идеи – природа. Философия природы рассматривает механику, физику и органику. Превращаясь в природу, абсолютная идея опредмечивает себя, тем самым отчуждается от своей истинной сущности и предстает в виде конечных чувственных, телесных единичностей.

Обосновывая свою философскую систему, Гегель подчеркивает, что у идеи есть антитезис, ее инобытие – это природа. Здесь абсолютная идея «выходит» за свои собственные пределы и обнаруживает нечто отличное от себя (отчуждает себя в природу). Немецкий философ стремится рассматривать природу как некоторую целостность, отмечая при этом, что целостность природы определена Абсолютной идеей, которая предшествует ей. Данный тезис Гегеля нуждается в пояснении. Немецкий мыслитель не сомневается в объективном, не зависимом от сознания человека существовании природы. Однако он подчеркивает, что человек «смотрит» на природу и «видит» движение Солнца вокруг Земли, в другом – наоборот. Несомненно, причины тех или иных природных явлений имеют объективный характер, но будучи сформулированы в законе, они становятся необходимыми элементами разума. Через механизм мышления разум включает природу в свое содержание, в содержание Абсолютной идеи. В связи с этим под природой немецкий мыслитель понимает не объективно существующие явления, а мышление о природе, идеи, которые ее представляют.

Гегелевская философия состоит из трех разделов: механики, физики и органики.

Вопрос о возникновении природы Гегель начинает с анализа таких форм ее организации, как пространство и время. Категория времени появляется только в природе. Вместе с тем, развертываясь во времени, природа не развивается, а лишь повторяет уже пройденные циклы, совершает возвраты и круговороты.

Будучи формами организации, пространство и время наполняются конкретным содержанием через взаимосвязь с такими понятиями, как материя представляет собой реальную форму движения. Рассматривая структуру материи, Гегель не признает атомистику, он возвращается к идее античных мыслителей о четырех природных «элементах»: огне, воде, воздухе, земле.

В физике Гегель пытается охарактеризовать отдельные природные явления, найти между ними связи и выстроить иерархическую систему отношений.

В органике немецкий мыслитель стремится ответить на вопрос о том, что составляет основу жизни, как происходит переход от неживого к живому. По мнению Гегеля, формы жизни не возникают одна из другой. Они обнаруживаются Абсолютной идеей и выстраиваются в своеобразную линию жизни.

Гегель рассматривает природу как целостную систему, лишенную развития. Природа в трактовке немецкого мыслителя остается статичной, неизменной, изменяются только знания о ней. Тем самым гегелевский диалектический метод оказывается ограниченным рамками духовной сферы, его диалектика является идеалистической.

Таким образом, обращаясь к природе, Абсолютная идея находит второй уровень идей, как пространство, время, материя, движение, геологическая, растительная, животная природа, жизнь и смерть.

Философия духа. Абсолютная идея свое завершение получает в сфере развития духа. Философия духа раскрывается через субъективный дух (личность), объективный дух (семья, гражданское общество, государство) и абсолютный дух (его ступенями выступают искусство, религия и философия). В абсолютном духе идея познает бытие во всем многообразии его определений, т.е. осуществляется совпадение идеи мышления и бытия. Развитие «мирового духа» есть взаимное «опосредование» понятий, их переход (скачок) друг в друга, их движение (через борьбу противоположно-

стей), отрицание отрицания. Гегель выдвигает два основных требования: необходимость связи и имманентное возникновение различий. Дух является той же абсолютной идеей, но обогащенной в ходе своего диалектического развития. Дух воплощается не только в сознании, но и в различных формах отношений людей.