Смекни!
smekni.com

Философия древней Индии (стр. 3 из 3)

тысячелетний опыт человечества, были вкраплены в религиозно-

мифологическую идеологию. Недаром жрецы, будучи профессиональными

служителями религиозных культов, одновременно выступали в

странах Древнего Востока главными носителями учености и знаний.

Только учитывая наличие такого рода знаний, основанных на

общечеловеческом опыте (например, медицинских, наиболее характерных

в этом отношении), можно понять тот факт, что исходным пунктом

развития философской мысли в Древней Индии - да и в других

странах древнего мира - стала религиозно-мифологическая мысль.

Особо важную роль в становлении философии как особой формы

общественного сознания, ее выделения из мифологического лона

сыграла математика (в несколько меньшей степени астрономия).

Матаматика в Древней Индии, особенно такие ее разделы, как

арифметика, а затем и алгебра, достигла очень больших

результатов (достаточно указать на появление здесь позиционной

системы счисления и введение нуля), превзошедших то, что

было сделано в этих областях знаний в Древней Греции. Однако

эти достижения относятся в основном к первым векам нашей

эры, когда философская мысль существовала уже много веков

и когда определилась зависимость ее преобладающего

идеалистического потока от религиозно-мифологической традиции.

И хотя индийская философия древности отнюдь не сводилась

только к этому потоку, а заключала в себе и ряд

материалистических идей, положений и учений, для которых

характерна более или менее тесная связь с естественнонаучной

мыслью. Но в целом по сравнению с античной, греко-римской

философией такая связь для индийской философии менее

показательна.

Предметом первых философских размышлений, естественно, становились

не только явления природы, окружающей человека, но и мир

самого человека и в его отношениях с другими людьми, и

в его индивидуальном существовании. Отсюда понятно, что

этико-социальная и этико-психологическая мысль неотделима от

философии уже при самом ее возникновении. В индийской же

философии поток этико-психологической мысли был, пожалуй,

наиболее значительным. Философия Древней Индии отличается

многосторонней и глубокой для своей эпохи постановкой

психологической проблематики.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Древнеиндийская философия. Начальный период. М., 1963.

2. Антология мировой философии. М., изд. "Мысль", 1969.

3. Книга для чтения по истории философии. Под ред.

А.М. Деборина. М., 1924.

4. Боги, брахманы, люди. Перев. с чешск. М., изд. "Наука",

1969.