Смекни!
smekni.com

по Философии 16 (стр. 3 из 3)

По мнению Ильина, правовое государство в отличие от
тоталитарного - этого исторического и политического факта XX
века - основывается всецело на признании человеческой личности -
духовной, свободной, правомочной, - управляющей собою в душе и в
делах, то есть она покоится на лояльном правосознании.
Тоталитарный режим, напротив, покоится на террористическом
внушении. Сама сущность тоталитаризма состоит не только в особой
форме государственного устройства (демократической, республиканской или авторитарной), сколько в объеме управления: этот объем становится всеохватывающим. Режим держится не законами, а партийными указами, распоряжениями, инструкциями. При этом государственные органы, поскольку с виду они еще действуют, слагают из себя только показную оболочку партийной диктатуры. «Граждане» в таком сообществе только субъекты обязанностей и объекты распоряжений. Правосознание здесь заменено психическими механизмами - голода, страха, мучений и унижений. Поэтому тоталитарный режим не есть, ни правовой, ни государственный режим. Если все же говорить о форме этой организации, хотя и не правовой и противоречивой, то что, по оценке Ильина, есть рабовладельческая диктатура невиданного размера и всепроникающего захвата.

Заслуживает упоминания позиция философа в вопросе о достоинствах и несовершенствах двух основных форм устройства власти о государстве - монархии и республики. В основе его оценки - мера их содействия росту духовности и свободного правосознания. Дело в том, что правопорядок складывается в обществе лишь тогда, когда «каждого из нас признают главным, самоуправляющимся духовным центром, личностью, которая имеет свободное правосознание и призвана беречь, воспитывать и укреплять в себе это правосознание и эту свободу». Идеальная форма для России, по мнению Ильина, - единовластие, монархия. «История как бы вслух произнесла некий закон: В России возможно или единовластие, или хаос; к республиканскому строю Россия неспособна. И еще точнее: бытие России требует единовластия, или религиозного и национального укрепленного единовластия чести, верности и служения, то есть монархии; или же единовластия безбожного, бессовестного, бесчестного и притом антинационального и интернационального, то есть тирании». (О монархии и республике).

Б.А. Кистяковский о государстве и праве.

Правовое социалистическое государство.

Богдан Александрович Кистяковский (1868-1920) стал первый ученым, поднявшим вопрос о возможной перспективе построения социалистического правового государства. Он стал одним из организаторов и участников (статья «В защиту права») нашумевшего сборника «Вехи». Этот сборник («Сборник статей о русской интеллигенции») вышел в Москве в 1909 году, был выпущен группой российских религиозных философов и публицистов (среди них, помимо Б. А. Кистяковского были Н.А. Бердяев, С. Л. Франк, С.Н. Булгаков). Авторы «Вех» выступили с жесткой критикой идеологии и установок практической деятельности революционно-демократической и социалистически настроенной интеллигенции (в частности марксистов). «Вехи» были проникнуты духом примата духовной жизни над общественной: «внутренняя жизнь личности есть единственная творческая сила человеческого бытия».

Б.А. Кистяковский упрекал российскую интеллигенцию (прежде
всего революционно-демократическую, славянофилов) за пренебрежение правом, неразвитость право понимания, правовой нигилизм. Причины этого он видел не только в бедности окружающей правовой жизни, но и в сменном большой дани увлечению метафизическими решениями политических и моральных проблем. У народнической интеллигенции Б.А. Кистяковский увидел «ложное предположение» об исключительно этико-нравственной ориентации сознания русского народа, что и помешало ей вовремя и основательно придти ему на помощь.

Критике Б.А. Кистяковского подверглись прежде всего революционер, писатель и философ, разработчик теории «русского социализма» и один из основоположников народничества Александр Иванович Герцен (1812-1870); социолог, публицист-народник и литературный критик Николай Константинович Михайловский (1842-1904); философ, политический деятель и теоретик марксизма Георгий Валентинович Плеханов (1856-1918).

Указанная критика велась Б.А. Кистяковским с позиций просветительного оптимизма, он утверждал, что образованный класс общества несет коллективную ответственность за развитие «организаторский талантов народа». Вместе с тем Б.А. Кистяковскому отнюдь не были чужды общинно артельные иллюзии самих славянофилов и народников. Он утверждал, что русский народ отличается присущим ему «тяготением к особенно интенсивным видам организации, о чем, собственно, и свидетельствует его стремление к общинному быту, его земельная община, артельный труд и т.д...».

В области истолкования сущности права Б.А. Кистяковский в целом следовал Кантовскому определению права, характеризуя этот социальный феномен как совокупность норм, устанавливающих и разграничивающих свободу лиц.

При этом Б.А. Кистяковский отмечал, что это определение имеет скорее философское, чем эмпирическое значение.

В социальном понимании Б.А. Кистяковский отдавал предпочтение трактовке права как совокупности норм, создающих компромисс между различными требованиями. Ученый пояснял, что каждый современный продукт правотворчества оказывается плодом политического компромисса, отражает мнения и требования определенных политических партий и социальных групп. В своей работе «Право как социальное явление» Б.А. Кистяковский подчеркивал, что, более того, современное государство, учреждаемое конституцией, основано на компромиссе, примиряющем подчас противоречивые стремления наиболее влиятельных групп в данном обществе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сущность либерелизма Б.Н. Чичерена, что человек существо свободное даже тогда когда он ограничен совместной волей общества, подчиняется обязанностям и повинуется власти. Государство по Б.Н. Чичерену это союз народа связанного в одно целое законом и управляемое верховной властью для общего блага. Которое должно обеспечивать безопасность и порядок, защиту прав и свобод. А закон должен определить права и обязанности т.е "свободу с её границами" Видел выход в одном, в создании выборных учреждений местного самоуправления, опираясь на опыт других стран.

Целью философии П.И. Новгородцева было – то, что изначально правовое государство имело простую задачу, "Равенство и Свобода" – основы справедливой жизни, то сейчас это нужно наполнить положительным содержанием. А общество должно создавать идеальные построения своего государства, показывать что в нем есть дух, нравственные чувства и сознание. Иначе оно было - бы " мертвым обществом "

Во взглядах И.А. Ильина авторитет государства и создающей его власти основан не только на общественном сговоре, внушением приказа и угрозы, но прежде всего на духовной правоте или на верности издаваемых повелений и норм. Власть должна лучшими людьми преследовать общий интерес, при этом избегая личный. Народ должен обладать чувством достоинства, без которого немыслимы борьба за право и независимость. Определенную роль в воспитании чувства достоинства И.А. Ильин отдает частной собственности так как человеку необходимо вкладывать свою жизнь в жизнь вещей, что в свою очередь закрепляет оседлость без которой невозможна культура, единит семью, вовлекая ее в заботы о собственности, взращивая в нем верное чувство гражданского порядка.

Б.А. Кистяковский отдавал предпочтение трактовке права как совокупности норм, создающих компромисс между различными требованиями и что современное государство учреждаемое конституцией основано на компромиссе, примеряющем подчас противоречивые стремления наиболее влиятельных групп в данном обществе. Б.А. Кистяковский утверждал, что образованный класс общества несет коллективную ответственность за развитие "организаторских талантов народа".

Делая выводы из выше изложенного, невозможно не заметить, что каждый из философов в своей идее правового государства, ставит основной целью "Право на свободу и достойное существование". Но при этом понимая, что в сознательном обществе никогда не закончится вечная борьба "прав-обязанностей" при построении своего более совершенного правового государства.

ЛИТЕРАТУРА

Аурилене Е.Е. Политические и правовые учения в XVII- начале ХIХ вв. Хабаровск, 1999.

История политических и правовых учений: Учебник для вузов. Изд.2-е, стереотип / Под общ. ред. члена-корреспондента РАН, доктора юридических наук, профессора В.С. Нерсесянца. М.: Изд.- во НОРМА-ИНФРА-М., 1998.

История политических и правовых учений: Учебник / Под ред. О.Э.Лейста. М.: Юридическая литература, 1997.

Ильин И.А. Наши задачи. Юность.1998. № 8.

Кистяковский Б.А. В защиту права. // Интеллигенция в России. М., 1991.

Кистяковский Б.А. Социальные науки и право. //Хрестоматия по истории политических и правовых учений. М., 2000.

Шаронов Д.И. Концепция органической демократии И.А. Ильина. // Вестник МГУ. Серия № 12. 1994. № 1.