Смекни!
smekni.com

Философия неопозитивизма. Философия буддизма. Виды категорических суждений по объединенной клас (стр. 9 из 10)

Наиболее важными и распространенными выступают такие виды модальности, как алетическая, деонтическая, аксиологическая и эпистемическая.

Алетическая, или истинная, модальность выражает характер связи между мыслимыми предметами, между субъектом и предикатом суждения. Модаль­ными словами служат «возможно», «необходи­мо», «случайно» и их синонимы.

С точки зрения алетической модальности различают следую­щие разновидности суждений:

а) ассерторические суждения, или суждения о факте, действительности чего-либо. Например: «Украина переходит к рыночной экономике». В таких суждениях модальность не выражена, а конста­тируется лишь самый факт чего-либо;

б) проблематические суждения, или суждения о возможности чего-либо. Например: «Украина может перейти к рыночной экономике»;

в) аподиктические суждения, или суждения о необходимости чего-либо. Например: «Украина по необходимости перейдет к ры­ночной экономике».

Разумеется, различия между этими разновидностями относи­тельны. Возможное способно стать необходимым, необходимое — случайным и т. д.

Во взаимоотношениях модальных суждений есть определенные закономерности — например, несбалансированность (несимметричность). Так, что действительно, то и возможно, но не наоборот; то, что необходимо, то и действительно, но не на­оборот.

Деонтическая, или нормативная, модальность относится непосредственно к деятельности людей, нормам их поведения в обществе, как нравственным, так и правовым. Она выражается с помощью таких слов, как «разрешается», «запрещается», «обязательно» и их ана­логов. В зависимости от характера социальных норм деонтическая модальность имеет разновидности. Так, любое правоотношение, как «двуликий Янус», предполагает, с одной стороны, какое-либо право, а с другой — соответствующую обязанность. Поэтому неда­ром говорят: «Нет прав без обязанностей, и нет обязанностей без прав». С учетом этого принципа вся совокупность правовых норм может быть разбита на две важнейшие группы: уполномочиваю­щие (или запрещающие) и обязывающие нормы. Отсюда по край­ней мере две основных разновидности деонтической модальности:

а) суждения о наличии (или отсутствии) какого-либо права. Они формулируются с помощью слов «разрешено», «запрещено», «впра­ве» и др. Например: «Каждый имеет право на жизнь»; «Принудительный труд запрещен» (правозапрещающие нормы). Модальное­ слово может и отсутствовать: «Труд свободен».

б) суждения о наличии (или отсутствии) какой-либо обязанности. Они формулируются посредством слов «обязан», «должен», «необходимо» и др. Например: «Государственные органы обязаны всемерно содействовать профессиональным союзам в их деятель­ности»; «Основное общее образование обязательно» (правообязывающие нормы). Без модального слова: «Право частной собствен­ности охраняется законом».

Между правами и обязанностями должна быть так называемая деонтическая сбалансированность. Под ней разумеется соответствие каждому праву какой-либо обязанности, а каждой обязанности — какого-либо права. В противном случае правовая система может быть неэффективной.

Эпистемическая, или познавательная, модальность означает характер и степень достоверности зна­ния. Она выражается при помощи слов: «знаю», «верю» («считаю», «полагаю») и им подобных. В связи с этим можно выделить, тоже две основные разновидности суждений эпистемической модальности в соответствии с двумя видами знаний — объективными (научными) и субъективными (мнениями):

а) суждения, основанные на вере. При этом не имеет значения, религиозная она или нерелигиозная. Например: «Верю, что Бог существует», «Считаю, что есть загробная жизнь», «Христос вос­крес» или «Верю в наступление лучшей жизни»;

б) суждения, основанные на знании, независимо от того, про­блематичные они или достоверные. Например: «Знаю, что суще­ствует закон всемирного тяготения», «На Марсе достоверно отсутствие жизни».

Аксиологическая, или ценностная, модальность выражает отношение человека к ценностям — матери­альным и духовным. Она фиксируется такими словами, как «хоро­шо», «плохо», «безразлично» (в ценностном отношении), «луч­ше», «хуже» и др. Например: «Хорошо смеется тот, кто смеется последним»; «Хорошо учиться осторожности на ошибках других»; «Плохо жить без друзей».

Все формы проявления модальности суждений исследуются модальной логикой: это обширная, относительно самостоя­тельная и быстро развивающаяся отрасль современной логики. Она имеет большое теоретическое и практическое значение, в том чис­ле, как отмечено выше, и для юристов.

2. Сложные суждения

Образование и особенности сложных суждений.

Сложные суждения образуются из простых путем того или иного их соединения (а также, путем соединения простых со сложными и сложных между собой).

Сложные суждения могут быть истинными и ложными. Истинность или ложность сложного суждения зависит, от истинности или ложности со­ставляющих его простых и иных суждений.

Сложные суждения отличаются от простых также по своим функциям и структуре. Их функции носят более сложный характер, так как в них раскрывается не одна, а одновременно несколько — две или более — связей между предметами мысли. Их структура тоже характеризуется большей сложностью, обретая новое каче­ство. Основными структурообразующими элементами здесь высту­пают уже не понятия-термины (субъект и предикат), а самостоя­тельные суждения (причем их внутренняя субъектно-предикатная

структура уже не учитывается). И связь между ними осуществляет­ся не с помощью связки «есть» («не есть»), а в качественно иной форме — посредством логических союзов (они называются также логическими связками). Это такие союзы, как «и», «или», «если... то» и др. Они близки по смыслу к соответствующим грамматичес­ким союзам, но, полностью с ними не совпадают. Главное их отличие сводится к тому, что они однознач­ны, тогда как грамматические союзы могут иметь множество смыс­лов и оттенков.

Каждый из логических союзов является бинарным, т.е. соединя­ет между собой только два суждения независимо от того, простые они или сами, в свою очередь, сложные, имеющие внутри себя собственные союзы.

Переменными в сложных суждениях выступают от­дельные, далее нерасчленяемые суждения, а постоянными — логические союзы: «и», «или» и др.

Сложные суждения имеют весьма многообраз­ные формы выражения. Они могут выражаться прежде всего слож­носочиненными предложениями. Например: «Ни один виновный не должен уйти от ответственности, и ни один невиновный не дол­жен пострадать». Они могут быть выражены также сложноподчинен­ными предложениями. Например, высказывание Цицерона: «Ведь если бы даже ознакомление с правом представляло огром­ную трудность, то и тогда сознание его великой пользы должно было бы побуждать людей к преодолению этой трудности». Нако­нец, они могут облекаться и в особую форму простых распростра­ненных предложений. Этого нетрудно добиться, например, в резуль­тате своеобразного «свертывания» сложных предложений. Так, слож­носочиненное предложение «Аристотель был великим логиком, и Гегель тоже был великим логиком» можно превратить в простое распространенное: «Аристотель и Гегель были великими логика­ми». Благодаря подобному «свертыванию» достигается большая ла­коничность речи, а, следовательно, ее экономность и динамичность.

Таким образом, не всякое сложное суждение выражается не­пременно сложным предложением, но всякое сложное предложение выражает сложное суждение.

Виды сложных суждений по характеру логического союза. В слож­ных суждениях, есть свои виды. Они определяют­ся прежде всего характером логического союза. В зависимости от смысла и назначения логического союза различаются следующие основные группы сложных суждений.

1.Конъюнктивные (или соединительные) суждения. Они образуются из исходных по­средством логического союза конъюнкции «и». Например: «Никто не забыт, и ничто не забыто».

Логический союз конъюнкции выражается многими грамматическими союзами: «и», «а», «но», «да», «хотя», «а также», «несмотря на то, что...» Вот примеры. Современное из­речение: «Трудолюбие — душа бизнеса и ключ к процветанию». Слова Аристотеля: «Платон друг, но истина еще больший друг». Из народной мудрости: «Русские долго запрягают, да быстро ездят». Нередко грамматические союзы за­меняются запятой, двоеточием, точкой с запятой и даже точкой. Например, как полагал один из семи древнегреческих мудрецов: «Наслаждения смертны, добродетели бессмертны». Или: «Тысяче­летие по кирпичику создает государство — один час может пре­вратить его в пыль».

Если конъюнкция выражена простым распространенным пред­ложением, то она может иметь три исходных структуры:

а) один субъект и два предиката —«S есть (не есть) Р1 и Р2». Например: «Все равны перед законом и судом». Здесь можно вычленить два исходных суждения с общим субъектом и разными пре­дикатами: «Все равны перед законом» и «Все равны перед судом»;

б) два субъекта и один предикат — «S1, и S2 есть (не есть) Р». Например: «Государственные пенсии и социальные пособия уста­навливаются законом». Здесь также налицо два простых суждения;

в) два субъекта и два предиката — «S1 и S2 есть (не есть) Р, и Р2». Например: «Основные права и свободы человека неотчуждае­мы и принадлежат каждому от рождения». Здесь уже четыре про­стых суждения.