Смекни!
smekni.com

Религия и нравственность (стр. 2 из 4)

В коммунистическом прошлом такие деятели были. Например, министр просвещения Луначарский А.В., прекрасный оратор и пропагандист, Ем. Ярославский, автор книг и учебников по атеизму и многие другие.

Для повышения антирелигиозного потенциала возможно необходимо было бы создать институт, а то и академию атеизма. На фоне наступающего терроризма, в основе которого лежит религиозная нетерпимость, указанные шаги являлись бы нелишними.

Нужно оторвать нашу молодежь от церкви, не дать ей втянуться в круг фанатиков, стать жертвой

И все же остается решить вопрос, как поднять нравственный уровень людей и, прежде всего молодежи, без того, чтоб укреплять веру в Бога? Ведь десять Заповедей Христа, действительно высоконравственны! Почему же они не работают? Во всем христианском мире воровство, хулиганство, убийство и обман с годами не уменьшаются, а растут. Исключение составляют некоторые арабские страны, где, однако, не религиозные догмы играют главную роль, а жестокие наказания.

Ответ на эти вопросы состоит в следующем.

Религия взывает к совести и разуму отдельного человека. Указанные 10 Заповедей Христа также обращены к каждому верующему в отдельности. Однако, приняв полностью или частично эти Заповеди, он тут же, выходя за ворота, подвергается действию внешней среды, еще не признавшей этих Заповедей. Как легко в этих условиях поддаться дурным примерам, оступиться, вернуться к исходным рубежам! Религия требует от каждого индивидуума выполнять Заповеди Христа, но не привлекает общество помочь реализовать эти цели. Напротив, общество делает все возможное, чтоб исказить, разрушить великие цели христианства. Сказанное требует пояснений и уточнения.

Что мы предлагаем, чтобы поднять нравственный уровень людей? Прежде всего необходимо повысить благосостояние людей с тем, чтобы воровство, обман и убийства происходили не от голода и нужды, а только за счет врожденных в человеке пороков. Иначе говоря, нужно выделить из всех пороков те, которые не мотивированы крайней нуждой.

Теперь встает вопрос, как бороться с этими пороками: пьянством, курением, сквернословием, хулиганством, воровством и т.д.?

Единственный путь - изменение отношения самого общества к проявлениям этих пороков. Не пугайтесь, я еще не все сказал! Изменение самого общества означает создание в обществе атмосферы нетерпимости вокруг того или иного явления, которое считается порочным. В обществе должно быть принято, например, что курить не модно. Дело не в запрете курения в общественных местах. Дело в том, что на курящего человека общество должно смотреть как на феномена, в чем-то порочного. Иначе говоря, курить должно быть стыдно. То же с пьянством. Выпить в обществе, "по случаю", не грех. Но перепить до бесчувствия, это уже должно быть не принято. Общество должно отвергать таких людей.

Продолжая примеры, можно указать на такое явление, как сквернословие. Если в обществе будет не принято сквернословить, будет не принято ободрительно смеяться, поощряя сквернослова, а принято отворачиваться от него. Кто же будет сквернословить? Не отрубать руку при воровстве, а окружить вора общественным презрением! Только общество в целом может бороться с пороками отдельных его членов.

Но как реально изменить общество? Ведь общество опять же можно менять через свои индивидуумы. Но здесь должна играть главную роль организующая возможность общества. Можно, например, составить Свод Правил поведения и создать сообщества людей, которые одобряют и выполняют эти правила. Организовать, например, молодежные организации; лагеря отдыха для молодежи и базы отдыха для взрослых, семейные дома для отдыха, где правила поведения строго нормируются в соответствии с указанным выше Сводом Правил. Коллективное воспитание проще, чем индивидуальное, поскольку при индивидуальном воспитании воспитуемый тут же может легко быть подвергнут действию на него среды, противоположному всему тому, чему его учили.

Конечно, эта задача не из простых. Воспитание общества требует времени и труда, но отнюдь не бесконечного. Примеры этого есть на Западе. Взгляните на их образ жизни, и многие черты такого общества можно там найти уже сейчас.

Всем будет понятен следующий пример. Если ребенка, родившегося в неблагополучной семье, у родителей - пьяниц, поместить в хорошую семью, то, наверняка, можно ожидать, что из него вырастет хороший человек. Такую ситуацию легко себе представить. Но осуществить ее в массовом масштабе, естественно, невозможно, хотя единичные примеры известны.

Можно, однако, вообразить другой вариант, когда вся семья переносится в другие условия, в коллектив, в котором господствует и признан указанный свод Правил поведения. Эта семья и ребенок вместе с ними все время, круглые сутки живут в указанной среде. Варианты воспитания ребенка в садиках, школах и других заведениях, хотя можно допустить, что эти заведения вполне достойные, непригодны, поскольку другая часть суток, когда ребенок оказывается вне данного заведения, уничтожила бы все то хорошее, что он приобрел.

Необходимо создать сообщества, посвящающие себя целиком служению целям, определяемым Сводом Правил. Это может быть школа, коллектив, завод, поселок, город и пр. Я вижу везде развешанные Своды Правил. Выполняется строгий контроль за их соблюдением. Выносятся строгие наказания за нарушения Правил, вплоть до выселения. За то условия жизни в этих коллективах должны быть намного лучше. Здесь должно быть широкое поле для спонсорства и шефской деятельности. Шаг за шагом, преодолевая первоначальные трудности, коллектив одолеет сопротивление окружающей среды и достигнет своих целей. Большую роль в этом деле сможет играть государство, налоговые льготы, дополнительное финансирование. Вероятно, только так спасем общество от хулиганов, пьяниц, наркоманов, сквернословов и т.д. Вот оно светлое будущее!

Отношение к религии и нравственности.

Для начала я хотела бы дать определения религии и нравственности.

Религия — особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину).

Другие определения религии:

  • одна из форм общественного сознания; совокупность духовных представлений, основывающихся на вере в сверхъестественные силы и существа (богов, духов), которые являются предметом поклонения.
  • организованное поклонение высшим силам. Религия не только представляет собою веру в существование высших сил, но устанавливает особые отношения к этим силам: она есть, следовательно, известная деятельность воли, направленная к этим силам.

Религиозная система представления мира (мировоззрение) опирается на веру или мистический опыт и связана с отношением к нематериальным надчеловеческим сущностям. Особую важность для религии представляют такие понятия, как добро и зло, нравственность, цель и смысл жизни и т. д.

Основы религиозных представлений большинства мировых религий записаны людьми в священных текстах, которые, по убеждению верующих, либо продиктованы или вдохновлены непосредственно Богом или богами, либо написаны людьми, достигшими с точки зрения данной религии высшего уровня духовного развития, великими учителями, особо просветлёнными или посвящёнными, святыми и т. п.

Нравственность — термин, чаще всего употребляющийся в речи и литературе как синоним морали, иногда — этики. В более узком значении нравственность — это внутренняя установка индивида действовать согласно своей совести и свободной воле — в отличие от морали, которая, наряду с законом, является внешним требованием к поведению индивида.

Несмотря на убеждение в существовании Творца американские просветители весьма сдержанно относились к каноническому христианскому догмату о сотворении мира. Пересмотру подвергались позиция церкви, её требования к верующим, особенно в нравственном плане. Деизм вследствие этого выступил как своеобразная критика религии. "Для меня нестерпимы извращения христианства, но не подлинные наставления самого Иисуса", — пишет Франклин. Он замечает, что церковные догмы всегда казались ему неразумными. Не сомневаясь в бытии Бога, он признает лишь несколько принципов, характеризующих, по его мнению, сущность всякой, а точнее, естественной религии. Это — то, что Бог существует и создал мир, которым управляет с помощью провидения, что самое угодное служение Богу — делать людям добро, что душа бессмертна, и добродетель будет вознаграждена, а порок наказан здесь или в загробном мире.

Нравственные принципы, как видим, содержатся внутри религиозных заповедей. Да и вообще при ближайшем рассмотрении оказывается, что религиозные догматы сводятся к нравственным постулатам и что, сомневаясь в божественности Христа, Франклин убежден, что "его (Христа — Авт.) учение о нравственности и его религия — лучшее из того, что мир когда-либо знал или может узнать". Франклин признается в том, что хочет разработать учение о нравственном совершенствовании, и в числе его принципов — такие, как воздержание, трудолюбие, искренность, справедливость, чистота, спокойствие, бережливость, решительность, порядок, умеренность и др. Протестантская этика, во многом стимулировавшая развитие частной инициативы и предприимчивости, проглядывает в них достаточно отчетливо.

Франклин отрицает за человеком свободу воли, что соответствует механистическому подходу, в русле которого развиваются его научные исследования, зато он признает нормальным стремление человека к счастью и удовольствию. Оценивая этот момент учения Франклина, некоторые авторы называют его этические взгляды эвдемонистическими; правильнее, однако, было бы говорить об этике разумного эгоизма, характеризующего Просвещение в целом.