Смекни!
smekni.com

Человек в системе социальных отношений (стр. 5 из 6)

Указанные особенности социальной идентификации правящего класса во многом определяли направленность трансформации постиндустриального общества в последние десятилетия. О численности данного класса можно говорить лишь ориентировочно. Так в США большинство социологов оценивают ее как 3 - 4% экономически активного населения, из которых 1 - 2% приходится на экономическую и политическую элиту. Вместе с тем, именно правящий класс занимал и занимает ведущие позиции в структуре собственности, организации производства и управленческих структурах. Класс крупных предпринимателей и менеджеров является основным субъектом политической власти, обеспечивая относительно стабильное социальное развитие.

Класс производственных и непроизводственных работников, объединяющий лиц наемного труда, не имеющих собственности на средства производства или располагающих ею в ограниченных масштабах, занятых преимущественно исполнительским трудом в различных сферах материального и нематериального производства. Ранее эта общность именовалась как «рабочий класс» или «проле­тариат», а в ее состав включались наемные работники, занятые физическим трудом в отраслях материального производства. В настоящее время до 75% состава данного класса представляют низшие служащие, не выполняющие контролирующих функций, сферой приложения труда которых в основном являются услугопроизводящие отрасли. В этой связи для адекватного определения нового социального состава используется термин «класс производственных и непроизводственных работников».

К числу основных тенденций развития данной классовой общности следует отнести: постоянное и значительное увеличение ее численности (в США в начале 90-х гг. она составляла свыше 80 млн. чел. — свыше 60% американской рабочей силы), повышение удельного веса функций нефизического и умственного труда в содержании профессиональных функций, резкое возрастание количественных характеристик отраслевых слоев и групп, занятых в услугопроизводящем секторе экономики (в США численность наемной рабочей силы сферы нематериального производства возросла с 30,6 млн. чел. в 1970 г. до 58,4 млн. чел. в 1993 г.). К числу важных характеристик этого класса относятся общее повышение общеобразовательного и квалификационного уровня, увеличение численности довольно значительного слоя работников, обладающих ограниченным правом собственности на средства производства, впечатляющий рост жизненных стандартов данного класса и соответственно уровня потребления. Характерными чертами политической идентификации данного класса являются достаточно невысокий уровень электоральной активности, наличие значительного числа внутриклассовых групп, занимающих промежуточное положение при партийном и идеологическом выборе, отсутствие прямого соответствия между классовой и партийной идентификациями и др.

Все большую значимость в социальной структуре постиндустриальных стран приобретают так называемые средние слои или средний класс, занимающий промежуточное положение между двумя отмеченными выше общественными классами. К их числу относятся, прежде всего, мелкие предприниматели — собственники небольших средств производства и обращения, непосредственно участвующие в производственных процессах при ограниченном использовании наемной рабочей силы. В их состав также входят группы, выделенные на основе их положения в системе общественного разделения труда — подавляющая часть интеллигенции и средняя группа служащих. Если категория служащих включает группы лиц, выполняющих функции простого нефизического труда, то в состав интеллигенции входят специалисты, профессионально занятые сложной умственной деятельностью.

Социальный статус интеллигенции определяется положением в системе разделения труда, однако ее представители не имеют единого отношения к средствам производства (группы самонаемной и наемной интеллигенции), различаются по своему положению в управленческой иерархии (группы интеллигенции, осуществляющие функции руководства и контроля, и группы, не связанные с ними). Они существенно отличаются и по размерам и способам получения доходов. Что же касается группы служащих, то в данном случае она представлена менеджерами и управляющими низшего и среднего звена, чьи профессиональные функции включают в себя определенные элементы контроля. В своей совокупности эти разнообразные промежуточные общности составляют в настоящее время свыше 30% рабочей силы постиндустриальных стран.

Ведущими тенденциями в развитии средних слоев в последние десятилетия явились: рост численности мелких предпринимателей, занятых в услугопроизводящем секторе экономики при одновременном сокращении количественных параметров фермеров, значительный рост численности интеллигенции, усложнение их социального состава и рост мобильности. Широкое распространение малых форм бизнеса и интеллектуализация всех сфер общественной жизни позволяют прогнозировать как дальнейший численный рост промежуточных групп, так и возрастание их значимости в социальной структуре современного общества.

Приведенный анализ характеризует процессы социальной дифференциации в индустриально развитых странах. Что же касается государств с переходным типом экономики, к числу которых относится и Россия, то здесь в настоящее время происходит трансформация старых социальных общностей и формирование новых. Так в 1995 г. структура занятого населения (67 млн. чел.) была следующей: 25,2 млн. чел. (37,6%) работали на государственных и муниципальных предприятиях, а 25,1 млн. чел. (37,4%) были заняты в частном секторе, из них 7 млн. (10,5%) составляли лица ненаемного труда. И хотя социальные границы современного российского общества существенно размыты, тем не менее, общая направленность эволюции социальной структуры во многом совпадает с общемировыми тенденциями. Так, в России формируется правящий класс (высшие государственные служащие, крупные бизнесмены), обретает контуры класс производственных и непроизводственных работников (рабочие, низшие служащие), а также растет численность среднего класса, объединяющего мелких предпринимателей, интеллигенцию, служащих среднего звена.

Все это свидетельствует, что информационная цивилизация, складывающаяся в современном мире, объективно диктует новые закономерности в развитии социальной сферы. Сдвиги в содержании наемного труда, изменение содержания трудовых функций, связанных с увеличением объема умственной деятельности, составляют основу для развития нового типа социальных связей людей на всех уровнях, характеризующих процесс воспроизводства информационного общества. Это во многом предопределяет его относительно стабильное развитие. На основе роста национального богатства и все более широкого закрепления естественных и гражданских прав человека отношения классов, хотя и развиваются противоречиво, но постепенно теряют антагонистическую направленность и осу­ществляются в рамках социального партнерства.

Противоречия современного общества преодолеваются на основе сдвигов в структуре собственности и труда, всемерного развития мелкого предпринимательства, роста социальной мобильности, развития нового типа социальных связей людей. Их отношения все в большей степени строятся не на внешних детерминантах классовой принадлежности, а на основе собственного выбора, участия в неформальных массовых движениях в зависимости от характера и содержания деятельности и духовных интересов. Сдвиги в структуре наемного труда, его организации и управлении, изменение содержания трудовых функций, связанных с увеличением объема умственного труда и ростом культуры, определяют изменения интеллектуально-психологических качеств людей, использующих современную технику. Все это составляет основу развития нового типа социальных связей на всех уровнях: от семьи до межнациональных связей и отношений.

Анализируя динамику и содержание современной социальной структуры, некоторые исследователи делают вывод, что с преодолением техногенной цивилизации завершается огромный период в истории человечества, связанный с делением общества на классы. Антропогенная цивилизация, основой которой являются возрастающие масштабы интеллектуальной деятельности в ее различных видах и формах, создает условия для становления социально многообразного бесклассового общества. Но все эти процессы, происходящие на основе информационной технологии в экономически развитых странах, осуществляются не самотеком, а предполагают реализацию научно разработанных программ трансформации индустриального общества в информационную цивилизацию, включая соответствующие механизмы этой реализации.