Смекни!
smekni.com

Философия глобальных проблем 2 (стр. 3 из 3)

Разработкой такой динамической модели мира Римский клуб определил особый способ эластичного решения глобальных проблем в условиях существования у человечества экономически разноразвитых частей. Другими словами, по мнению теоретиков Римского клуба экспоненциальный рост экономики, производства в мире можно достигать благодаря взаимодействию различных стран, используя в том числе и механизм балансов и задержек. В этом случае предлагается развитым странам стать ролевой моделью для действий остального человечества, полагая, что остальные вУДyт следовать их примеру. Такой действенный пример, а не одни лишь слова-призывы, по мнению Римской) клуба,

242

большей мере будет способствовать эластичному способу решения глобальных проблем мировым сообществом. В арсенале предлагаемых Римским клубом путей решения глобальных экологических проблем есть варианты и политического характера. Естественно, в основе предлагаечных ими путей решения проблем экологии лежат идеологические концепции космополитизма. Так, Римский клуб полагает, что единое мировое государство или единое мировое правительство были бы способны взять на себя ответственность решать и контролировать все современные глобальные проблемы.

Теоретики Римского клуба основной акцент по решению глобальных проблем делают на укреплении международного сотрудничества всех стран. Естественно, следование по пути развития и укрепления международного сотрудничества — наиболее реальный способ практической реализации, решения задач, стоящих перед современным человечеством. Однако, такое международное сотрудничество должно исключать имперскую политику более развитых стран по отношению к менее развитым. Не секрет, что и в наши дни международная торговля так перераспределяет всемирные ресурсы, что первенство стран становится особенно заметным Нередко в менее развитые страны под видом помощи переводятся убыточные производства, из них выкачиваются энергетические ресурсы, а взамен предлагаются вооружения за очень высокую цену. Практикуется и такая форма эксплуатации отстающих стран, как захоронение опасных отходов химической и ядерной промышленности на их территории в обмен на финансовую помощь.

Отталкиваясь от разработок Римского клуба по решению современных глобальных экологических проблем, необходимо вести постоянный целенаправленный поиск новых вариантов гармонического развития человека и биосферы Нужно точно знать, что обществу запрещено природой, что может нарушить стабильность природного мира, разрушать условия, при которых люди уверенно могут жить и строить свою цивилизацию. Надо понять, какой должна быть эта цивилизация — реальность, отвечающая растущим потребностям человека и ограниченным возможностям природы.

Решая вопрос о гармонизации отношения общества с природой, люди должны осознать, что человек, как и все живое на Земле, неотделим от ее биосферы. Биосфера — необходимые естественные провесы существования

243

человека, его жизни и здоровья. Поэтому настоятельной потребностью становится не только производство и воспроизводство непосредственной жизни людей, но и производство и воспроизводство самой природной среды, сознательное управление естественными процессами и природными комплексами. Речь, естественно, не идет о замене биосферы техносферой, а о том, что эволюция общества должна быть совмещена с эволюцией биосферы. Такое совмещение, или экоразвитие должно увязывать решение вопросов общественного развития с экологической ситуацией региона. В результате чего должны быть максимально исключены любые нарушения основных процессов в экосистеме. С этой целью уже сейчас предлагается создавать замкнутые производственные циклы на промышленных и сельскохозяйственных предприятиях с тем, чтобы можно было использовать отходы человеческих агломераций в качестве вторичного сырья производства материальных жизненных средств. Такие производственные комплексы позволят контролировать и регулировать процесс воссоздания условий существования и развития живой природы, обеспечивать наиболее рациональные формы обмена веществ общества с окружающей природой во всех сферах жизнедеятельности.

Свидетельством того, что происходит широкое осознание насущных экологических задач, является развернувшееся экологическое движение (партий зеленых), ставшее по существу мощным потоком социального протеста против всех несообразностей в проведении государственной природоохранной политики. Характерно, что движение зеленых сейчас строит свою деятельность в соответствии с тремя важнейшими принципами:

— от концепции неисчерпаемости следует перейти к концепции конечности природных ресурсов;

— темпы развития природы в общества должны быть сопоставимы;

— люди должны ориентироваться не на искусственные, а на естественные условия своего существования.

Предлагаются конкретные пути и в решении такой глобальной интерсоциальной проблемы как предотвращение угрозы термоядерной войны, военных конфликтов, вооруженного насилия.

Совершенно очевидно, что накопление и усовершенствование вооружения повышает риск его применения, ведет к нарастанию напряженности в мире. Заключение различных международных соглашений по уничтожению бакте-

244

риологического и химического оружия, по ограничению ядерных арсеналов в последнее время породили в массовом сознании надежду, что человечество входит в такую фазу своего развития, когда вооруженное насилие сводится до минимума. Однако это лишь заблуждение, ибо опровергается действительностью, убеждающей, что войны и военные конфликты все еще являются спутниками человечества. Для решения этих сложных проблем необходим комплексный анализ практических мер по сохранению мира.

В рамках философии глобальных проблем представляет интерес концепция, выдвинутая одним из величайших социологов XX века П. А. Сорокиным.

П. А. Сорокин считает, что деморализация и ее губительные последствия в обществе могут быть остановлены лишь посредством увеличения производства и аккумуляции неэгоистической любви к человеку и человечеству По его мнению главная историческая миссия человечества состоит в безграничном созидании: накоплении и усовершенствовании. Истины, Красоты и Добра в самой природе человека, в человеческом уме и поведении, в общественной жизни и вне ее, в отношении человека к миру и друг другу. Эта миссия (цель), подчеркивает П. А. Сорокин, ставится и достигается самими людьми, и она является подлинным мерилом человеческого прогресса. И только такое созидание людьми самих себя будет способствовать увеличению производства и нейтрализации эгоизма в обществе. П. А. Сорокин утверждает, что неэгоистическая творческая любовь представляет собой огромную силу. Именно такая любовь может положить конец агрессивности людей в отношении друг друга, поскольку любовь порождает любовь Неэгоистическая и мудрая любовь, которая культивируется в отношениях между людьми в обществе, проявляется как животворная сила, ибо становится сильнейшим противоядием против тенденций преступности, ненависти, страха Такая любовь — эффективное средство для просвещения и морального облагораживания человечества.

Трудно не согласиться с этими рассуждениями и очень хочется верить вместе с П. А. Сорокиным, что если увеличение неэгоистической творческой и мудрой любви возобладает в обществе, т е. если человечество серьезно отнесется к этой задаче — тогда чрезвычайно опасный кризис нашего века может быть преодолен и — гармония, счастье и мир — будут приветствовать грядущие поколения.

Интересную программу разрешения глобальных противоречий общественного развития предлагает известный американский социальный философ Джон Белл. Он призывает людей во всех своих взаимоотношениях следовать принципам терпимости и плюрализма По мнению Д. Белла, общественная сфера должна регулировать взаимоотношения людей на основе либеральных принципов договора, контракта, соглашения, частная же сфера — это область индивидуального выбора, подчиняющаяся исключительно правилам тех ассоциаций и групп, к которым каждый человек добровольно себя относит. Социальный порядок в обществе должен основываться на том, что многообразие мнений уравновешивается универсализмом общих правил Чтобы такое уравновешивание частного и общего имело место, как полагает Д Белл, моральные проблемы должны относиться преимущественно к частной области и не должны проводиться в жизнь путем общественного принуждения. Кроме того, по Д Беллу, необходимо избегать политизации культурных разногласий, ибо они могут стать причиной общественного конфликта.

Известный американский политолог З. Бжезинский, рассуждая о современных глобальных противоречиях мира путях их разрешения, основной акцент делает на вере людей. Он считает, что вера — это "социальный цемент", существенный компонент общественной жизни, ибо общество, если оно ни во что не верит, это общество распада. почему наличие общих (значимых) чувств и объединяющей веры, способно во многом стимулировать решение стоящих перед людьми проблем общественного развития. С точки зрения З. Бжезинского, таким объединяющим духовным началом — верой современного человека должен стать рациональный гуманизм. Рациональный гуманизм -это интернационализм, неприемлемость любых форм тоталитаризма, иммунитет ко всякого рода утопиям, особенно к тем, где речь идет о немедленном решении социальных вопросов, опора на научные подходы. Рациональный гуманизм — это такая форма мировоззрения, которая решение всех вопросов соотносит с интересами каждого человека в улучшении жизни и соблюдении его прав.

Таким образом, философия глобальных проблем представляет широкий спектр анализа противоречий современного мира и способов их решения. Показательно, что это философское направление, предлагая пути преодоления противоречий, исходит из человека, его стремлений и воли решить их.

Литература

Печчеи Аурелио. Человеческие качества. М., 1980.

Соркин П.А. Моя философия интегрализм.//Социс, 1992, № 10.


Выдающийся русский геолог и философ Владимир Иванович Вернадский (1863 - 1945) писал, что в ХХ веке человечество стало геологической силой планетарного масштаба, определяющей многие стороны существования как сферы жизни - биосферы, так и сферы разума - ноосферы [2]. Возросшее влияние человечества на живую оболочку Земли имело как негативные , так и позитивные последствия.

Численный рост людей и научно-технический прогресс оказывают все возрастающее влияние на природу, которое может иметь трагические последствия. Глобальные катастрофы, могущие резко уменьшить население Земли, становятся все более вероятными. Необходимо прогнозировать итоги любой нашей победы над природой, которая может обернуться поражением с самыми трагическими последствиями для человечества.