Смекни!
smekni.com

Духовность как фактор национальной безопасности (стр. 1 из 5)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………….....3

1. Понятие духовности и её структура. Духовность как базис этических систем……………………………………………………………………...4

2. Понятие национальной безопасности, ее взаимосвязь с духовной безопасностью. Проблемы в обеспечении духовной безопасности……………………………………………………………..17

3. Духовность-основа национальной безопасности………………………20

Заключение………………………………………………………………………24

Список использованных источников…………………………………………..29

Введение

Научные разработки российских показывают, что мы живем на рубеже смены огромных по своей продолжительности циклов эволюционного развития биосферы Земли и человечества, начиная с момента зарождения жизни на Земле около 4 млрд. лет назад и момента появления первых гоминид (человекообразных обезьян) 4 млн. лет назад.

Время этих огромных циклов эволюционного развития истекает. Как показывают расчеты ученых - уже в первой половине и, возможно, даже в первой четверти нынешнего века. Именно с этим связана уникальность существующего этапа эволюции человечества и биосферы Планеты как переходного этапа кардинальной смены траектории развития человечества, перехода от фазы инволюционного развития с резким преобладанием материального фактора жизни над духовностью к фазе коэволюционного (ноосферного) развития человека с преобладанием духовности над материальностью.

Вероятность выживания человечества в нынешний, самый драматичный период его развития, в определяющей степени зависит от эволюционно правильного взаимодействия полярных начал (духовность – материальность), их соотношение зависит, в свою очередь, от соответствия жизни людей единым законам эволюции Космоса.

Способность человечества к переходу на новую – коэволюционную (в терминологии академика РАН Н. Моисеева) или ноосферную (в терминологии В.И. Вернадского) спираль эволюционного развития означает вхождение человечества в будущее и продолжение его жизни. Не переход человечества на новую спираль развития неминуемо ведет к гибели человечества, поскольку временной ресурс прежней жизни человечества практически уже исчерпан. Всем «старым» формам жизни, включая представителей Homo sapience, развитие которых не соответствует вектору эволюции нашей Планеты и Солнечной системы, придется сойти со сцены жизни.

Цель и задача данной работы рассмотреть понятие духовности как фактора национальной безопасности и проблему ее формирования в современном обществе.

1. Понятие духовности и её структура. Духовность как базис этических систем

О духовности в современном обществе говорят много и часто. Этот термин стали часто употреблять люди, далекие от религии. Причем, духовность человека или общества понимается всеми как положительная его характеристика. Но что означает это слово?

Спектр расхождений в понимании духовности выглядит очень широким. В этом можно легко убедиться без проведения трудоемкого исследования, едва начав спрашивать своих знакомых или соседей об их понимании духовности. В активный оборот слово "духовность" в нашей стране официально запустила команда М.С. Горбачева, чтобы семантически выделить моральную компоненту своей политики. И слово "духовность" прочно прижилось в современном словаре наших ведущих политиков, ответственных по долгу службы за благо народа. До горбачевской перестройки это слово произносилось только в спецгруппах, существовавших на полулегальной основе в полуподполье.

Понятие духовности как основной сущностной характеристики личности весьма сложно и многообразно и зависит от того, с каких мировоззренческих позиций к нему подходить. В словаре В. Даля "духовность" определяется как состояние, относимое к Богу, вере, душе человека и отражающее все его умственные, нравственные силы и волю. В секуляризированном, то есть безрелигиозном обществе духовность чаще всего отождествляют с нравственными началами общественной жизни и моральными нормами поведения человека. Ее выражение видят в нравственной культуре, нравственном сознании, и обретение духовности чаще всего предполагается через интеллектуальное познание, эстетическое развитие.

Духовность — в самом общем смысле — совокупность проявлений духа в мире и человеке. В социологии, культурологии, а ещё чаще в публицистике «духовностью» часто называют объединяющие начала общества, выражаемые в виде моральных ценностей и традиций, сконцентрированные, как правило, в религиозных учениях и практиках, а также в художественных образах искусства. В рамках такого подхода, проекция духовности в индивидуальном сознании называется совестью, а также утверждается, что укрепление духовности осуществляется в процессе проповеди (увещания), просвещения, идейно-воспитательной или патриотической работы.

В марксизме духовность ассоциируется с идеологией. В условиях идеологического вакуума всегда наблюдается кризис духовности как кризис доверия и разобщённость. Это явление под именем аномии описал социолог Дюркгейм. Традиционно духовность отождествляется с религиозностью традиционного толка, однако в современной социологии и социальной философии «светский» вариант духовности именуется социальным капиталом. На уровень и состояние духовности общества влияют многие факторы. Как бы это не казалось неожиданным, но один из них, это реклама в средствах массовой информации. Являясь инструментом влияния на сознание, пропагандируя определенный стиль жизни, реклама, в зависимости от ее наполнения, либо несёт определённый заряд духовности, либо разрушает ее, пропагандируя высокомерие, неуважение, потребительское отношение к жизни и т. д.

Духовность — традиция бережного отношения к самому себе, окружающим людям, окружающему миру, передающаяся из поколения в поколение. Духовность воспитывается в семье. Чем крепче семья, чем крепче в ней связь между поколениями, тем выше шансы воспитания в ней духовно развитого человека. Духовность — свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными.[11]

Духовность и материальность — две стороны одной медали, и поэтому с помощью духовности можно оценить степень выраженности не одной, а двух ценностных ориентаций — духовности и материальности, т. к. они находятся в обратно пропорциональной зависимости. Духовность можно выразить через материальность как материальность со знаком минус.

Все остальные ценностные ориентации так или иначе выстраиваются вокруг осевой ценностной ориентации, т. е. они тяготеют или к духовности, или к материальности. Неслучайно потребности по направленности на объект чаще всего разделяют или на материальные, или на духовные.

Таким образом, существует один вид осевых ценностных ориентаций — духовность – материальность. Духовность и материальность находятся в обратно пропорциональной зависимости. Но что есть материальность и духовность?

Структура материальности:

Понятие «материальность», как правило, употребляется не самостоятельно, а как составная часть словосочетаний: «материальные потребности», «материальные интересы» и т. д.

Материальность есть продолжение биологической материальной природы человека. У животных при всем многообразии инстинктов существуют два основных:

· инстинкт самосохранения, имеющий две формы: пищевой, оборонительный;

· инстинкт размножения, имеющий две формы: половой, родительский.

Для реализации инстинкта самосохранения в каждое животное заложен регулирующий механизм, основанный на эмоции удовольствия. Животное, удовлетворяющее свою потребность, получает удовольствие — приятную эмоцию, к которой оно стремится. Стремление к удовольствию является важнейшим регулятором всей жизнедеятельности животного.

«Эмоции удовольствия и неудовольствия филогенетически являются наиболее древними, они направляют поведение человека и животных на сближение с источником удовольствия или на избегание источника неудовольствия. У животных и человека в головном мозге имеются центры удовольствия и неудовольствия, возбуждение которых и дает соответствующие переживания» .

Второе по значимости желание — стремление к получению определенного статуса. Во многом это желание обусловлено вторым основным инстинктом — интинском размножения. У стадных животных возможность продолжить свой род чаще всего связана с местом данного животного в зоосоциальной иерархии. Чем выше это место, тем больше возможность оставить потомство. Высокий зоосоциальный статус предоставляет их обладателю и другие важные привилегии, например приоритетный доступ к пище.

Итак, существует два устремления, являющиеся приводным ремнем основных инстинктов: стремление к удовольствию и стремление к приобретению социального статуса. Применительно к человеку первое стремление именуется гедонизмом, а второе — карьеризмом. Поэтому существуют две стволовые ценностные ориентации материальности — гедонизм и карьеризм.

Гедонизм — ценностная ориентация, в основе которой лежит направленность на получение максимального физиолого-психологического наслаждения. В предельном случае гедонизм приобретает форму антисоциального поведения (наркомания, пьянство и т. д.).

Карьеризм — ценностная ориентация, в основе которой лежит направленность на занятие определенного положения по отношению к другим членам общества в целях получения личных выгод от взаимодействия, привилегий или независимости. В предельном случае карьеризм превращается в погоню за личным успехом в служебной, научной или другой деятельности, вызванную корыстными целями в ущерб общественным и профессиональным интересам.

Таким образом, материальность — ценностная ориентация, в основе которой лежит направленность, во-первых, на получение физиолого-психологического наслаждения, во-вторых, занятие определенного положения по отношению к другим членам общества в целях получения личных выгод от взаимодействия, привилегий или независимости (рис. 1).