Смекни!
smekni.com

Наивный греческий материализм проблемы, мыслители, идеи (стр. 2 из 2)

В определенном смысле Анаксимен укрепил и завершил тенденцию стихийного древнегреческого материализма поисков естественных причин явлений и вещей. В центре внимания Анаксимена – вопросы «философии природы». Он первоосновой мира полагает определенный вид материи. Такой материей он считает неограниченный, бесконечный, имеющий неопределенную форму воздух. По Анаксимену, разряжение воздуха приводит к возникновению огня, а сгущение вызывает ветры – тучи – воду – землю – камни. При этом сгущение и разряжение понимаются здесь как основные, взаимно противоположные процессы, участвующие в образовании различных состояний материи. Естественное объяснение возникновения и развития мира Анаксимен распространяет и на объяснение происхождения богов.

Анаксимен впервые вводит понятие взаимного отношения праматерии и движения. Воздух как праматерия, согласно его взглядам, «постоянное колеблется, ибо если бы он не двигался, то и не менялся бы настолько, насколько он изменяется».

3.4. Гераклит

Гераклит (ок.530–470 до н.э.) был великим диалектиком, пытался понять сущность мира и его единства, опирается не на то, из чего он сделан, а на то, как это единство себя проявляет. В качестве основного признака выделил свойство – изменчивость (его фраза: “В одну реку нельзя войти дважды”). Возникла гносеологическая проблема познания: Если мир изменчив, то как его познать? (Основа всего–огонь, это и образ вечного движения).

Получается, что ничего нет, все лишь становится. Нельзя даже вообразить себе, чтобы в сущем что-то, вдруг оцепенев, застыло бы напрочь в абсолютной немоте. В ощущении остается лишь одна текучая волна, за которую трудно ухватиться щупальцами разума: она все время ускользает. Это ведет к крайнему скептицизму Кратила: ни о чем ничего нельзя утверждать, ибо все течет; скажешь о человеке что-то хорошее, а он уже утек в грязь дурного.

Согласно воззрениям Гераклита, переход явления из одного состояния в другое совершается через борьбу противоположностей, которую он называл вечным всеобщим Логосом, т.е. единым, общим для всего существования законом: не мне, но Логосу внимая, мудро признать, что все едино. По Гераклиту, огонь и Логос «эквивалентны»: «огонь разумен и является причиной управления всем», а то, что «всем управляет через все», он считает разумом. Гераклит учит, что мир, единый из всего, не создан никем из богов и никем из людей, а был, есть и будет вечно живым огнем, закономерно воспламеняющимся и закономерно угасающим.

Огонь как душа Космоса предполагает разумность и божественность. А ведь разум обладает властной силой управления всем сущим: он все направляет и всему дает форму. Разум, т.е. Логос, правит всем через все. При этом объективная ценность человечес­кого разума определяется степенью его адекватности Логосу, т.е. общему миропорядку.

3.5. Эмпедокл

Так же представителем материализма того времени был Эмпедокл (490—430 гг. до и. э.), он сделал попытку обобщить непосредственные чувственно-созерцательные взгляды на материю милетцев и свел все многообразие объективного мира к четырем материальным элементам: вода, воздух, огонь и земля. В отличие от милетцев и Гераклита, источник движения у Эмпедокла находится не в самих этих элементах, а вне них. Элементы сами по себе внутренне мертвы и приводятся в движение материальными силами — дружбой (любовью) и враждой (ненавистью). В этом сказалась догадка Эмпедокла о наличии в природе притяжения и отталкивания.

Из четырех физических элементов Эмпедокла особо важную роль играет огонь. Философ, признав началом всего вражду и любовь, сказал, что все возникло из огня и в огонь разрешится. Это одно из доказательств сильного влияния, которое имело на Эмпедокла, по - видимому, учение Гераклита. Ввиду особого значения, которое в физике Эмпедокла имеет огонь, об Эмпедокле можно сказать, что он, строго говоря, оперирует двумя физическими элементами: огнем, который он рассматривает сам по себе, и противоположными огню элементами, каковы для него земля, воздух и вода. Но были ли, согласно Эмпедоклу, четыре “корня всех вещей” вечными элементами природы, или он думал, будто они образовались из начал, еще более первичных? По этому вопросу находим важное сообщение у Аэция. Он утверждает, будто, по учению Эмпедокла, еще до образования “четырех элементов” существовали весьма малые материальные частицы - равно частные элементы, предшествующие “четырем корням”. Если это так, то философии Эмпедокла принадлежит известная роль в подготовке будущей теории атомизма. На основе всех этих понятий и учений Эмпедокл развил свое объяснение “генезиса”, то есть происхождение всех вещей природы. Под генезисом он понимал только соединение или составление вечных, не возникающих элементов. Согласно Эмпедоклу, “сущность и природа есть количественное отношение”. По-видимому, в своих исследованиях Эмпедокл касался и вопроса о характере процесса, посредством которого происходит образование физических тел: неодушевленных и одушевленных.

По Эмпедоклу, причиной возникновения вещей была не разумная и целесообразная воля и творчество богов, а только природная необходимость и случайность. Из первичного смешения элементов, прежде всего, выделился воздух, который и распространился вокруг. Затем выделился и огонь. Не найдя себе место наверху, т.к. это пространство было уже занято воздухом, огонь стал растекаться под куполообразным сгущением, который образовал воздух. Поднимаясь к верху, огонь растекался в разные стороны под этим куполом.

Вокруг Земли, согласно Эмпедоклу, существуют два полушария, они движутся круговыми движениями. Одно из них состоит целиком из огня, другое, смешанное, состоит из воздуха и из примеси небольшого количества огня. Это второе полушарие производит своим вращением явление ночи. Начало движения произошло от нарушения равновесия, вследствие присоединения огня. Согласно астрологической гипотезе Эмпедокла, Солнце по своей природе не огненное, оно есть только отражение огня, подобные тем, которые бывают на воде. Луна образовалась из воздуха, увлеченная огнем. Этот воздух сгустился наверху наподобие града. Светит Луна не собственным светом, а исходящим от Солнца. Форма мироздания - не шаровидна в точном смысле. Мир приближается по своей форме к яйцу, лежащему в горизонтальном положении. Из этого, согласно Эмпедоклу, расстояние от Земли до неба меньше протяжения Земли в ширину. По Эмпедоклу, небо кристалловидно и образовалось из льдистой материи. В космологии Эмпедокла звезды были прикреплены к твердому кристалловидному небесному своду, планеты же движутся свободно. Эмпедокл уже ясно отмечал планеты, имеющие видимое движение по отношению к окружающим их звездам. Взгляд на Луну, как на тело, образовавшееся путем сгущения воздуха и, стало быть, не самосветящееся, подсказал Эмпедоклу объяснение солнечных затмений. Причина их в том, что иногда, Луна заслоняет собой Солнце.

Гениальной для своего времени была догадка Эмпедокла о том, что свету требуется известное время для распространения в пространстве. Однако древнегреческая наука носила созерцательный характер, ограниченный наблюдением и творчеством гипотез, но не располагавшая средствами их экспериментальной проверки.

Заключение

Философы древнего мира были одновременно естествоиспытателями. Эта особенность развития философии и естествознания определила форму материализма древних, самый его подход к объяснению природных явлений. Основная тема размышлений античных философов – связь единого и многого, проблема первоначала. Попытка материалистов IV века до н. э. объяснить строение мира и его предметов некими общими первоэлементами, найти материальную основу природных явлений, вскрыть сущность вещей была известным шагом от конкретно - чувственного представления о материи к научной абстракции. Однако это был лишь первый шаг. На те составные части, из которых, как предполагалось, состоит предмет, были перенесены представления об окружающих человека предметах. Раз мир состоит из отдельных вещей и явлений, то и те последние составные части, на которые делятся предметы, им подобны. Первоначальный материалистический взгляд на мир, как на поток, лежал в основе стихийной диалектики материалистов древности. Многочисленные попытки материалистического подхода к природным явлениям, составляют одну из важнейших исторических заслуг древнего материализма. Основные диалектические законы развития природы, общества и познания ещё не были раскрыты древними мыслителями, но они уже высказали ряд плодотворных догадок о движении и развития мира и его явлений, об их всеобщей связи, о борьбе и единстве противоположностей.

Список литературы

1. Таранов П.С. Анатомия мудрости. Том I. - М., 1996

2. Чанышев А.Н. Философия Древнего мира. М. 2003

3. Гегель. Энциклопедия философских наук, т. 1, с.280.

4. Асмус В.Ф. Античная философия. - М., 2003

5. «Философский энциклопедический словарь». М., 1983. С.545