Смекни!
smekni.com

Философия жизни в трудах зарубежных философов (стр. 2 из 3)

Из размышлений о жизни, по его мнению, возникает «жиз­ненный опыт». Отдельные события, порожденные столкнове­нием наших инстинктов и чувств в нас с окружающим и судь­бой вне нас, обобщаются в этом опыте в знания. Как челове­ческая природа остается всегда одной и той же, так и основные черты жизненного опыта представляют собой нечто, общее всем. При этом Дильтей отмечает, что научное мышление мо­жет проверить свои рассуждения, может точно формулировать и обосновывать свои положения. Другое дело — наше знание жизни: оно не может быть проверено, и точные формулы здесь невозможны.

Немецкий философ убежден, что не в мире, а в человеке философия должна искать «внутреннюю связь своих познаний». Жизнь, проживаемую людьми, — вот что, по его мнению, же­лает понять современный человек. При этом, во-первых, нуж­но стремиться к тому, чтобы объединить жизненные отноше­ния и основанный на них опыт «в одно стройное целое». Во-вторых, необходимо направить свое внимание на то, чтобы представить «полный противоречивый образ самой жизни» (жиз­ненность и закономерность, разум и произвол, ясность и зага­дочность и др.). В-третьих, исходить из того, что образ жизни «выступает из сменяющихся данных опыта жизни».

В связи с этими обстоятельствами Дильтей подчеркивает важную роль идеи (принципа) развития для постижения жиз­ни, ее проявлений и исторических форм. Философ отмечает, что учение о развитии по необходимости связано с познанием относительности всякой исторической формы жизни. Перед взором, охватывающим весь земной шар и все прошедшее, исчезает абсолютное значение какой бы то ни было отдельной формы жизни.

Развивая антитезу «наук о природе» и «наук о духе», Диль­тей видит опору в психологии, но не в «объяснительной», экс­периментальной, действующей рациональными методами и ис­пользующей понятие причинности, а в «понимающей» психо­логии, способной постичь «основную душевную связь» с помо­щью переживания.

3. Учение об интуиции Анри Бергсона

Анри Бергсон (1859—1941) — один из крупнейших пред­ставителей философии жизни и интуитивизма, Нобелевский лауреат по литературе. Почитатели ставили его в один ряд с Декартом и Кантом. Бергсон создал оригинальную философ­скую и этико-религиозную концепцию. Оставаясь в целом в пределах философии жизни, французский философ создает ди­намическую картину эволюции мира и человеческого сознания. В качестве подлинной реальности он рассматривает жизнь, под которой понимается целостность, коренным образом отличаю­щаяся как от материи, так и от сознания. Последние являются продуктами распада жизненного процесса. Жизнь не постижи­ма сознанием, разумом. Это — удел интуиции.

Интеллект имеет, по Бергсону, кинематографическую при­роду. Он делает моментальные снимки движения, которое по­том пытается воспроизвести, суммируя их. Но сумма состоя­ний покоя не может дать ничего большего, чем покой. Мы по­лучаем лишь имитацию мирового движения, а не образ того, чем оно является в действительности. Причиной того, что мир в аспекте становления обычно ускользает от нас, является прак­тическая природа нашего интеллекта. Человек является жи­вотным, производящим орудия труда. И «интеллект, рассмат­риваемый в его исходной точке, является способностью фабри­ковать искусственные предметы, в частности орудия для со­здания орудия, и бесконечно разнообразить их изготовление»[1]. А так как производство орудий труда имеет дело с мертвой материей, твердыми телами, то и наш интеллект ориентирует­ся легче всего в мире твердых тел. Он ясно представляет себе только прерывное, только неподвижное. Он не может мыслить истинную непрерывность, реальную подвижность, взаимную проникновенность, т. е. творческую эволюцию, которая и есть жизнь.

«Творческая эволюция» мира, его жизнь, длительность, ка­чественное становление ускользали бы от нас совершенно, если бы рядом с интеллектом не существовала бы интуиция — род интеллектуальной симпатии, путем которой субъекты позна­ния переносятся внутрь предметов. Интеллектуальное познание утилитарно. Оно дает картину мира, обеспечивающую наше повседневное бытие. Интуитивное познание — бескорыстно. Оно открывает нам мир таким, каков он сам по себе.

Интуиция действует через механизм восприятия. «Пони­мать», считает Бергсон, приходится тогда, когда уже нельзя «воспринимать». Обычное восприятие ухватывает мир в конту­рах нашего возможного действия на него, интуитивное — от­крывает нам мир, независимый от наших возможных действий. О том, что такое восприятие существует, свидетельствует ис­кусство, творцы которого видят сами и заставляют видеть дру­гих то, что естественным образом мы не замечаем. Интуициями живет и подлинная наука, и подлинная философия.

Носителями интуиции являются, по Бергсону, люди, у ко­торых природа забыла соединить способность воспринимать со способностью действовать, т. е. создала основную предпосыл­ку неутилитарности сознания. У этих людей в действие всту­пает механизм, более древний, чем интеллект. Это — инстинкт. Соотношение интеллекта и инстинкта, согласно учению Берг­сона, довольно сложно. Интеллект — знание формы, ин­стинкт — знание материи. Нет интеллекта, в котором не было бы следов инстинкта, но нет и инстинкта без проблеска интел­лекта. Однако интеллект больше нуждается в инстинкте, чем инстинкт в интеллекте. Обработка материи для фабрикации орудий предполагает высокую степень организации живого су­щества. Подняться на эту высоту можно было только на кры­льях инстинкта. В своей развитой форме интеллект определяет жизнедеятельность людей. Инстинкт — жизнедеятельность животных и, особенно, насекомых. Но в любом интеллекте существуют следы инстинкта. Этот след инстинкта в интел­лекте и есть интуиция, т. е. инстинкт, преобразованный интел­лектом в симпатию к предмету познания, позволяющую слиться в акте бескорыстного созерцания с качественной определенно­стью последнего, являющейся модификацией «чистой деятель­ности».

Как животный мир раздваивается на мир насекомых, в жиз­ни сообществ которых господствует инстинкт, и мир позвоноч­ных, в жизни высших представителей которых господствует интеллект, так и сообщества людей раздваиваются на «закры­тые» и «открытые». «Закрытое» сообщество стремится к само­сохранению и опирается на насилие и на подчинение авторитету. Для такого типа общества характерны статические мораль и религии, резко противопоставляющие «своих» и «чужих». На такие сообщества, враждующие друг с другом, раскалывалось и раскалывается современное человечество. Этот раскол пред­ставляется естественным состоянием человечества, неким им­перативом природы. Но во все времена существуют люди, про­возглашающие идеалы «открытого» общества, объемлющего все человечество, забывшего о разделении на «своих» и «чужих». Эти люди — святые, мистики. Они закладывают основы дина­мической морали и религии, главные принципы которых — любовь к человечеству, отказ от искусственных потребностей, от развития «тела» в ущерб «духу». В основе их религиозно-моральных прозрений лежит интуиция, которую можно назвать мистической. Прогресс человечества, по Бергсону, связан с де­ятельностью этих людей, с подготавливаемым ими переходом от закрытых сообществ к открытому обществу. Таким обра­зом, реальным содержанием мировой истории является борьба с императивами природы.

Учение Бергсона в свое время было охарактеризовано как революция в философии. Она оказала большое влияние на ин­теллектуальную атмосферу Европы. Ее воздействие испытали Тейяр де Шарден, Тойнби, Уайтхед и др. Бергсон пользовался значительной популярностью и в России. Его размышления о природе сознания, об условиях возможности открытого обще­ства не утратили интереса и в наши дни.

4. Культурологическая концепция Освальда Шпенглера

Освальд Шпенглер (1880—1936) — последний классик фи­лософии жизни и один из основоположников современной фи­лософии культуры, предложивший миру, сразу после первой мировой войны, капитальный культурно-философский труд «За­кат Европы» как живой отклик на события «здесь и теперь». (Первый том был закончен к 1914 г., но вышел в 1918 г., второй том — в 1922 г.) Шпенглер взывает не к рассудку и не к разуму, к которым традиционно обращались философы-ака­демисты, но к эмоциональной, а потому отзывчивой сфере человека с целью мобилизации духа европейской культуры на осмысление апокалипсиса Европы. Такая нетрадиционность вполне естественно вытекала, во-первых, из мировоззренчес­ких установок Шпенглера, который в то время избегал каких бы то ни было отношений с представителями академической философии, не принимал и не признавал традиционные фи­лософские школы и направления. Во-вторых, эмоциональность самого Шпенглера, его непосредственные впечатления после нападения итальянской армии на Триполи в 1911 г., застави­ли задуматься и навеяли мысль о возможности мирового во­енного конфликта. Осмысление такой возможности приводит к переориентации первоначального политико-публицистичес­кого характера работы в русло историологии и философии культуры.

«Закат Европы» является выражением собственных взгля­дов Шпенглера на европоцентризм и панлогизм. Мыслитель развивает идею обособленности культурных образований, ра­ботая одновременно в рамках двух традиций — органицизма и иррационализма. Центральная идея органицизма состоит в ин­терпретации любого культурного явления, исторического про­цесса, события из жизни отдельно взятого человека как биоло­гического (органического), со всеми присущими живому при­знаками и закономерностями. Иррационализм, весьма попу­лярный в то время благодаря работам Ницше, исходил из по­сылки, что культурное явление или событие из личной жизни лежат за пределами рационального объяснения, недоступны мыслительному анализу.