Смекни!
smekni.com

Экзистенциализм о человеке М. Хайдеггер, А. Камю, Г. Марсель, К. Ясперс, Ж..-П. Сартр (стр. 4 из 4)

Важным понятием философии Ясперса является свобода.

Ясперс пишет о свободе так:

"Нет свободы вне бытия самости. В предметном мире нет ни места, ни отверстия, где бы она могла поместиться".

"Или человек как предмет исследования - или человек как свобода".

"Свобода не может быть познана, она никоим образом не может мыслиться объективно".

По Ясперсу, экзистенция - это и есть свобода. В результате своих размышлений Ясперс формулирует вывод: познание - дело науки, свобода - дело философии.

Человеческое бытие у Ясперса, так же как и у Хайдеггера, есть всегда "бытие с другими". Ясперс пишет об этом так: "Мы представляем себе этот изначальный феномен нашего человеческого бытия следующим образом: мы суть то, что мы суть, только благодаря общности взаимного сознательного понимания. Не может существовать человек, который был бы человеком сам по себе, просто как отдельный индивид".

Сартр

Сартр заявлял, что презумпция человеческой сущности, вместе с ним рожденной и равной родовой сущности, невозможна, противоречила бы основной аксиоме экзистенциализма: каждый индивид конкретен, своеобразен, ни внешних, ни внутренних, ни имманетных, ни транцендентных общих факторов как общих детерминантов «первоначального» проекта не существует. Отрицая ее на словах, Сартр на деле пытается определить антропологическую сущность, «тотализированную» на основе общих мелкобуржуазных качеств. Формулируя понятие так называемой человеческой сущности, Сартр обращается к психоанализу, экзистенциализируя его, и детально его разбирает. Сартр хочет оградить «абсолютную конкретность» от угрожающих ей общих и абстрактных бессознательных (первобытных) «структур» Фрейда (половое влечение, стремление к власти), от вмешательства бога религии как универсального всеобщего законодателя, от низведения бога абсолютной конкретности до общего существа. Таким образом, Сартр сохраняет «абсолютную конкретность» существования.

Задача экзистенциалистического психоанализа не в том, чтобы доводить до сведения субъекта путем разъяснения символов какие-то предельные мотивации, делая это действенно, а в том, чтобы искать «выбор бытия», потому что только здесь можно найти основные связи, «выбор», через который индивид может стать индивидом.

Сущность запутанных умозаключений Сартра – это утверждение, что человек посредством выбора проекта «свободно» делает себя тем, что он есть (сам себя наполняет существенным). Для его философии, как и экзистенциализма вообще, характерен отказ от традиционного, рационалистического понимания соотношения сущности и существования. Основная идея экзистенциализма - существование предшествует сущности - выражена Сартром, в частности, следующим образом: "Сознание есть бытие, существование которого полагает сущность".
Для-себя-бытие Сартра динамично. При этом всякая действенность, активность, инициатива, всякое творческое, созидательное начало вообще понимается Сартром как отрицание, негативность.
Для Сартра, как и для экзистенциализма вообще, в высшей степени характерна эмоционально-волюнтаристическая трактовка отрицательности.
Категориальный анализ отрицания строится у Сартра на так называемых "отрицательных", к числу которых принадлежат: отсутствие, неприязнь, отвращение, сожаление, рассеянность, тревога, беспокойство и т.д. То есть этот анализ строится на эмоционально-антропологических аспектах субъективности, восходящих к хайдеггеровским "экзистенциалам".

«Свобода» - ядро всей "антропологии" Сартра, по отношению к которой его онтология не более как строительные леса.
Приверженцы сартровского экзистенциализма называют его "философией свободы".
В концепции свободы Сартра - ключ ко всему его мировоззрению, как в его теоретических построениях, так и в практических выводах.
Свобода, по Сартру, отнюдь не основывается на познании объективной необходимости. Свобода ставит человека вне закономерности и причинной зависимости. Свобода не терпит ни причины, ни основания. Свобода не определяется возможностью человека действовать в соответствии с тем, каков он есть, ибо сама его свобода есть выбор своего бытия, человек таков, каким он себя свободно выбирает.
Свобода, по Сартру, предполагает независимость по отношению к прошлому, отрицание его, разрыв с ним. "Свобода, - пишет Сартр, - это человеческое существо, выводящее свое прошлое из игры..." Свобода, как ее понимает Сартр, есть разрыв каузальной зависимости, причинной обусловленности, она, по выражению Сартра, образует "дыру в бытии".

Список использованной литературы:

1. Камю А. Бунтующий человек.Философия. Политика. Искусство .- М.: Политиздат, 1990. -415с.

2. Фаркаш Л. Экзистенциализм, структурализм и фальсификация марксизма. – М.: Прогресс, 1977.

3. Габитова Р.М. Человек и общество в немецком экзистценциализме.- М.: Наука, 1972.

4. Шварц Т. От Шопенгауэра к Хейдеггеру. – М.: Прогресс, 1964.

5. Коссак Е. Экзистенциализм в философии и литературе. – М.: Издательство политической литературы, 1980.