Смекни!
smekni.com

Иммануил Кант 3 (стр. 5 из 5)

прогрессизм, с которым они были слиты в идеологии XVIII века. Именно это

и определило отношение Канта к философской проповеди Просвещения.

Он стремится показать, что как откровение самого разума она

неоспорима; ее непреложную обязательность для всякого разумного

существа не может отменить никакой общественный опыт, никакие «уроки

истории». Вместе с тем Кант решительно выступает против

натуралистически-прогрессистского духа просветительской идеологии,

против свойственной ей веры в скорое торжество разума, против

изображения идеального состояния общества в качестве некой скрытой

«природы людей», которой «суждено» одержать верх над несоответствующими

ей формами общежития, против изображения обязанностей индивида в

качестве его «разумных потребностей», моральных требований - в качестве

«подлинных интересов» и т.д.

Вместе с тем кантовская критика прогрессизма с самого начала была

ослаблена его провиденциалистским представлением о том, что

человеческое сообщество в бесконечно далеком будущем (вероятнее всего, уже

«за пределами земной истории») достигнет при содействии творца

состояния «морального миропорядка».

Либеральное кантианство второй половины XIX века, стремившееся к

тому, чтобы придать этике Канта «безусловно светский характер»,

поставило во главу угла именно то, что было наиболее тесно связано с его

религиозным образом мышления, - упование на царство справедливости в финале

истории. Этика Канта стала называться концепцией «бесконечно удаленного

социального идеала», делающей ставку на временную беспредельность

человеческого бытия. «Научная» и «светская» интерпретация

кантовского морального учения обернулась, иными словами, научным и светским

перетолкованием постулата о бессмертии души.

Мне кажется, что главным в кантовской философии является как раз

противоположная установка - стремление (пусть не до конца

осуществленное) различить должное (безусловно-обязательное для

личности) и долженствующее иметь место в будущем (особое измерение

сущего).

В этом смысле понимаемое морального действия исключительно как

действия во имя будущего (самоограничение в настоящий момент ради

выгоды в перспективе, несправедливости сегодня во имя справедливости

завтра, попрание личного достоинства в интересах будущего, где оно

будет уважаться) есть, с точки зрения Канта, моральность в границах

расчетливости и корысти. Он искал такую этическую концепцию, которая

приводила бы к одному знаменателю и циничный практицизм, далекий от

всякой внутренней ориентации на идеал, и прогрессистский фанатизм. Эта

двуединая критико-полемическая направленность объясняет своеобразие

кантовской моральной доктрины, связывающей антиисторицистскую

стоическую преданность безусловному и пафос бескорыстия, идею верности

нравственному закону и идею духовной автономии личности.