Смекни!
smekni.com

Философские основания экономических воззрений Аристотеля (стр. 2 из 2)

Аристотель высказал ещё одну интересную идею о противопоставлении хрематистики и экономики. Философ замечает тот факт, что деньги стали в его время капиталом, приносящим прибыль. Как идеолог аристократии, он отрицательно относился к деятельности торгово-ростовщического капитала. Он – сторонник натурального хозяйства, для которого денежное обращение не самоцель, а средство.

Стагирит выделяет два вида деятельности: экономику и хрематистику. Придуманный им термин «хрематистика» Аристотель производил от слова «хрема» – имущество, владение. Так вот меновая торговля неизбежно привела, отмечает Аристотель, к искусству наживать состояние. Он рассматривает противопоставление хрематистики – искусства наживать состояние, делать деньги – тому, что мыслитель называл экономикой. С изобретением, говорит Стагирит, меновая торговля развилась в товарную, а эта последняя в противоречии с её первоначальной тенденцией превратилась в хрематистику – искусство делать деньги. Аристотель считает, что истинное богатство состоит в совокупности средств, необходимых для жизни и полезных для государственного и семейного общения. Такое богатство – средство, а не цель, оно имеет предел. Истинное богатство состоит из потребительных стоимостей; количество собственности, необходимой для хорошей жизни, не безгранично. «Существует, однако, искусство приобретения иного рода, которое обыкновенно и совершенно правильно называется хрематистикой; для последней не существует, по-видимому, границ богатства и собственности. Товарная торговля…по природе своей не принадлежит к хрематистике, так как здесь обмен распространяется лишь на предметы, необходимые для них самих (покупателей и продавцов)».

Говоря современным языком, Аристотель принимает формулу Т – Д – Т, но не Д – Т – Д'. Только первый процесс осуществим, закончен, имеет предел, второй же – это дурная бесконечность. Аристотель резко осуждает ростовщичество, в котором крайние пункты соединяются без всякого последующего звена, т. е. Д – Д’. Аристотель говорит, что ростовщичество – наиболее противная природе форма, или отрасль, приобретения.

Однако философ был достаточно реалистичен, чтобы видеть невозможность чистой экономики, хотя и считал остальное противоестественным: к сожалению, из экономики непрерывно вырастает хрематистика. Это – правильное наблюдение: сегодня уже точно можно сказать, что из хозяйства, где продукты производятся как товары – для обмена, неизбежно вырастают капиталистические отношения.

Государство и экономика

О своём социальном идеале Стагирит говорит так: «Счастливо живёт только наилучшее государство, а наилучшим будет то, где наилучшее политическое устройство». Наилучшая форма правления должна служить наилучшей жизни, а «наилучшая жизнь есть жизнь счастливая, то есть жизнь, полная добродетелей, энергии и самого верного применения добродетели ко всем случаям жизни…». Главное условие счастливой жизни – это нравственное и физическое (телесное) благосостояние.

По мнению Аристотеля, существовало три вида "правильных" форм правления в государстве: монархия, где власть принадлежит наследственному правителю, аристократия, где властвуют лучшие и демократия, где власть осуществляется гражданами государства. Однако, по убеждению Аристотеля, недостаток этих "правильных" форм государственного устройства состоит в том, что они имеют тенденцию вырождаться в "неправильные" формы, где царят порок и злоупотребления: монархия может выродиться в тиранию, аристократия – в олигархию (власть немногих, подчиняющих свои интересы общим), демократия – в охлократию (власть невежественной и темной толпы). Поэтому он выдвигал идею формирования "смешанного государства", которое должно сочетать достоинства демократии, аристократии и монархии. Аристотель называл эту форму государства "политией".

Он понимал зависимость целей, интересов и характера деятельности людей от их имущественного положения и использовал этот критерий при характеристике различных слоев общества. По мысли Аристотеля, бедные и богатые «оказываются в государстве элементами, диаметрально противоположными друг другу, так что в зависимости от перевеса того или иного из элементов устанавливается и соответствующая форма государственного строя». Он выделил три главных слоя граждан: очень зажиточных, крайне неимущих и средних, стоящих между теми и другими. Аристотель враждебно относился к первым двум социальным группам. Он считал, что в основе жизни людей, обладающих чрезмерным богатством, лежит противоестественный род наживы имущества. В этом, по Аристотелю, проявляется не стремление к «благой жизни», а лишь стремление к жизни вообще. Поскольку жажда жизни неумна, то неуемно и стремление к средствам утомления этой жажды. Ставя все на службу чрезмерной личной наживе, «люди первой категории» попирают ногами общественные традиции и законы. Стремясь к власти, они сами не могут подчиняться, нарушая этим спокойствие государственной жизни. Почти все они высокомерны и надменны, склонны к роскоши и хвастовству. Государство же создается не ради того, чтобы жить вообще, но преимущественно для того, чтобы жить счастливо.

Таким образом, Аристотель против большого имущественного неравенства. Он подчёркивает, что «внешние блага достойны приобретения только в интересах души», а поэтому наилучшая форма собственности – «собственность средней величины», ибо вообще «умеренное и среднее есть самое лучшее», «редчайшее счастье государства состоит в том, чтобы граждане его владели умеренной собственностью». Владельцы такой собственности рассудительны. Это «среднее сословие» и устанавливает «лучшую форму политического общежития».

Проблема рабства занимает большое место в «Политике» Аристотеля. Так, некоторые софисты высказывали убеждение, что все люди от природы равны. Эта же мысль проскальзывает и в «Политике». Но у Аристотеля это случайная обмолвка. Философ пытается понять, является ли рабство продуктом природы или же общества? Хорошего человека, рассуждает мыслитель, делать рабом, конечно, несправедливо, но ведь внешняя сила всегда связана с внутренним достоинством (личной храбростью), а потому победитель всегда превосходит побеждённого не только физически, но и нравственно. Это рассуждение – явная натяжка, с которым очень сложно согласиться. Но именно оно подводит философа к заключению, что рабство – явление, согласное с природой. «Итак, хотя очевидно, что всякое сомнение о свободе и рабстве имеет некоторое основание, тем не менее, очевидно также и то, что одни по природе рабы, а другие по природе свободны».

Жизнь не может проходить без рабов. Поэтому рабство существует в силу экономической необходимости. Рабы способны воспринимать указания господина, но не способны руководить хозяйственной жизнью. Но если человек свободен, он не должен заниматься физическим трудом, т.к. иначе он становится рабом, будучи даже юридически свободным. Свободные потому и признаются свободными, потому что они не знают физического труда. Поэтому у Аристотеля разделение на рабов и свободных объявляется вполне естественным.

Именно эти положения Аристотеля отразили экономическую закономерность в развитии общества на той стадии, когда рабство было основой производства. Назначение гражданина состоит в том, чтобы развивать свой интеллект, быть свободным от физического труда, принимать активное участие в государственной жизни. Вся же тяжелая физическая работа должна выполняться рабами. Ни производство, ни жизнь не могут обойтись без них. Рабы как бы представляют собой одушевленную и отдельную часть тела господина, которая обслуживает его. Аристотель считает, что природа сама распорядилась так, чтобы даже внешне свободные люди отличались от рабов. «У последних тело мощное, пригодное для выполнения необходимых физических трудов; свободные же люди держатся прямо и не способны к выполнению подобного рода работ, зато они пригодны для политической жизни».


Список литературы:

1. Аристотель – «Политика», изд. Мысль, Москва 1997

2. Аристотель – «Этика», изд. Мысль, Москва 1997

3. А. Н. Чанышев – «Аристотель», изд. Мысль, Москва 1987

4. Спиркин А.С. Философия: Учебник. - М.: Гардарики 2006


[1] Отсюда его прозвище – Стагирит.