Смекни!
smekni.com

Философские воззрения и правовые взгляды П. И. Новгородцева (стр. 6 из 7)

Заключение

Исследование творческого пути философа показало, что, изучив и переработав античную философскую классику, немецкую философию, современную философию права, Павел Иванович Новгородцев оставил потомкам богатейший научный материал по многочисленным философским проблемам. В ряду русских этических идеалистов, к которым причислял себя сам мыслитель, его выделяла убежденность в безусловном господстве принципа личности как фундаментальной моральной основы для общества и государства.

Своеобразие нормативно-этической концепции П.И. Новгородцева в том, что он обращает усиленное внимание на внутренний мир личности, рассматривает нравственно-правовые императивы как посредники между личностью и обществом. Но, в то же время, он не согласен с упрощенной интерпретацией личности как части социальной среды. Личность у него выступает как единственный источник сознательных решений, поэтому общество есть не что иное, как сознание отдельных лиц.

Вся философия П.И. Новгородцева построена на дуализме. Любое понятие, анализируемое им, всегда исследуется в совокупности с противоположным понятием, причем поиск истины ведется философом не только путем сравнения, но в направлении отыскания взаимоисключающих и взаимно обусловливающих их качеств. Мораль и право, естественные и положительные нормы, равенство и свобода, основы правового государства и либеральные ценности, идеал и действительность, - цель его философских исканий простирается далеко за пределы этих понятий. Содержание философии права Новгородцев определяет как необходимость изучения правосознания во всем разнообразии его проявлений. Но при этом он утверждает, что никакая философия права немыслима без определения регулятивного начала правосознания, для чего требуется переход к этике, к учению о должном. Таким образом он настаивает на переходе от изучения юридического права как общественной нормы поведения к изучению этической нормы как принципа естественного права.

Список литературы:

1) Гегель. Соч. Москва., 1934 г., T.VII, c.268-269.

2) Хрестоматия. Политология. Глава 8. ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕЖИМЫ П. И. Новгородцев «Демократия на распутье» , авторы: Василик М.А., Вершинин М.С. составление. Москва. 1999 г.

3) Новгородцев П.И. "Кризис современного правосознания", Москва, 1909 год,

4) Новгородцев П.И. Ответ Л.И.Петражицкому. //Вопросы философии и психологии. 1902.

5) Новгородцев П.И. Мораль и познание. //Вопросы философии и психологии. 1902 г.

6) Новгородцев П.И. Нравственный идеал в философии права.//Проблемы идеализма, Москва, 1902 г.

7) Новгородцев П.И. Государство и право, Москва, 1903 г.

8) Новгородцев П.И. Об общественном идеале. Москва., 1991г.

9) Новгородцев П.И. Вопросы философии и психологии. Москва., 1903 г.

10 ) София: Рукописный журнал Общества ревнителей русской философии

Выпуск 5, 2002 г.

Словарь терминов

Абсолют (от лат. absolutus — безусловный, совершенный) - — в религии и идеалистической философии — Бог или первоначальная причина всех явлений, безусловное совершенное начало бытия, лежащее в основе мира, свободное от каких-либо отношений и условий.

Бог - «сакральная персонификация Абсолюта в религиях теистического типа: верховная личность, атрибутированная тождеством сущностии существования, высшим разумом, сверхъестественным могуществом и абсолютным совершенством. Персонифицирующаяинтерпретация единого бога свойственна для зрелых форм такого религиозного направления, как теизм, и формирование её является результатом длительной исторической эволюции религиозного сознания»

Креационизм (от лат. creatio, род. п. creationis — творение) — теологическая и мировоззренческая концепция, в рамках которой основные формы органического мира (жизнь), человечество, планета Земля, а также мир в целом, рассматриваются как непосредственно созданные Творцом или Богом.

Моделирование — исследование объектов познания на их моделях; построение моделей реально существующих предметов и явлений (живых организмов, инженерных конструкций, общественных систем, различных процессов и т. п.).

Закон — устойчивая повторяющаяся связь между явлениями, процессами и состояниями тел.

Истина - соответствие положений некоторому критерию проверяемости:теоретической, эмпирической.

Полемика (греч. πολεμικά от πολέμιον, «вражда») — спор, в большинстве случаев при выяснении вопросов в политической, литературной или художественной сферах. Наряду с этим понятием используются: прения и дискуссия.

Дуализм — философское учение, которое признаёт равноправие идеального и материального, но не признаёт ихотносительность.

Маркси́зм — философское, политическое и экономическое учение и движение, основанное Карлом Марксом в середине XIX века. Существуют различные интерпретации учения Маркса, связанные с различными политическими партиями и движениями в общественной мысли и политической практике.

Идеализм (фр. idéalisme, через лат. idealis от др.-греч. ἰδέα — идея) — термин для обозначения широкого спектра философских концепций и мировоззрений, в основе которых лежит утверждение о первичности сознания по отношению к материи (см. основной вопрос философии). Во многих историко-философских трудах проводится дихотомия, считающая противопоставление идеализмаматериализму сущностью философии.

Нравственность — термин, чаще всего употребляющийся в речи и литературе как синоним морали, иногда — этики[1]. В более узком значении нравственность — это внутренняя установка индивида действовать согласно своей совести и свободной воле — в отличие от морали, которая, наряду с законом, является внешним требованием к поведению индивида[2].

Кризис (др.-греч. κρίσις — решение, поворотный пункт) - Резкие социальные трансформации вызывают утрату традиций и мысли о бессмысленности бытия, что приводит к появлениюэсхатологических мифов

Поле́мика (греч. πολεμικά от πολέμιον, «вражда») — спор, в большинстве случаев при выяснении вопросов в политической, литературной или художественной сферах. Наряду с этим понятием используются: прения и дискуссия.

Универсализм — убеждение в возможности спасения всех людей.

Общественный идеал - Общественный идеал - представление о наиболее совершенном общественном строе, соответствующее социальным, экономическим, политическим интересам определенных социальных групп и являющееся конечной целью их стремлений и деятельности.

Аксиология (от др.-греч. ἀξία — ценность) — теория ценностей, раздел философии.

Познание - тип целостного познания мира. Спецификой познания является стремление выйти за пределы фрагментарной действительности и найти фундаментальные принципы и основы бытия, определить место человека в нём. Основано на определённых мировоззренческих предпосылках. В его состав входят: гносеология и онтология. В процессе философского познания субъект стремится не только понять бытие и место человека в нём, но и показать, какими они должны быть (аксиология), то есть стремится создать идеал, содержание которого будет обусловлено избранными философом мировоззренческими постулатами.

Скептицизм (от др.-греч. σκεπτικός — рассматривающий, исследующий) — философское направление, выдвигающее сомнение в качестве принципа мышления, особенно сомнение в надёжности истины.

Свобода понятие, фиксирующее способность действовать в соответствие со своими интересами и целями; возможность деятельности и поведения в условиях отсутствия внешнего целеполагания.

Традиция - набор представлений, обычаев, привычек и навыков

практической деятельности, передаваемых из поколения в поколение, выступающих одним из регуляторов общественных отношений.


[1] София: Рукописный журнал Общества ревнителей русской философии

Выпуск 5, 2002 г.

[2] П. И. Новгородцев "Кризис современного правосознания", Москва, 1909 г.

[3] П. И. Новгородцев "Об общественном идеале" , Киев, 1921 г.

[4] "Об общественном идеале"П. И. Новгородцев февраль 1921 г. Киев.

[5] П.И. Новгородцев" Кризис современного правосознания", Москва, 1909 г.

[6] Хрестоматия. Политология. Глава 8. ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕЖИМЫ П. И. Новгородцев «Демократия на распутье» , авторы: Василик М.А., Вершинин М.С. составление. Москва. 1999 г.

[7] Хрестоматия. Политология. Глава 8. ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕЖИМЫ П. И. Новгородцев «Демократия на распутье» , авторы: Василик М.А., Вершинин М.С. составление. Москва. 1999 г.