Смекни!
smekni.com

Античная философия 26 (стр. 2 из 3)

Софисты -философская школа в Др.Гр., существовавшая в 50первой пол. 4 вв. до н.э. Представители данной школы выступали не столько в качестве философов-теоретиков, сколько в качестве философов-педагогов, обучавших граждан философии, ораторскому искусству и другим видам знаний ( в перевде с греческого “софисты” - мудрецы, учителя мудрости).

Представители:

старшиен софисты - Протагор, Горгий, гиппий, Продик, Антифонт, Критий.

Младшие софисты - Ликофрон, Алкидамант и др.

Особенности:

критическое отношение к окружающей действительности;

стремление все проверить на практике, логически доказать правильность или неправильность той или иной мысли;
неприятие основ старой, традиционной цивилизации;

отрицание старых традиций, привычек, правил, основанных на недоказанном знании;

стремление доказать условность государства и права, их несовершенство;

восприятие норм морали не как абсолютной данности, а как предмета критики;
субъективизм в оценках и суждениях, отрицание объективного бытия и попытки доказать то, что действительность существует не только в мыслях человека.

Свою правоту софисты доказывали с помощью софизмов - логических приемов, уловок, благодаря которым правильное на первый взгляд умозаключение оказывалось в итоге ложным и собеседник запутывался в собственных мыслях.

Пример - “Рогатый”: “То, что ты не потерял, ты имеешь, ты не потерял рога, значит, ты их имеешь”.

Данный результат достигается в результате некорректного использования логических смысловых операций. В данном софизме первая посылка ложна, но выдается за истинную, отсюда и результат.

Вклад софистов в греческую философию и культуру:

критически взглянули на окружающую действительность;
распространили большое количество философских и иных знаний среди граждан греческих полисов (за что впоследствии именовались д/г просветителями).

Основные положения философии представителя старших софистов Протагора:

- вне человеческого сознания ничего не существует;

- нет ничего раз и навсегда данного;

- что хорошо для человека сегодня, то и есть хорошее в действительности;

- вся окружающая действительность зависит от чувственного восприятия человека (“То, здоровому человеку покажется сладким, больному покажется горьким”);

- окружающий мир относителен;

- объективное (истинное) познание недостижимо;

- существует только мир мнения.

Таким образом, софисты в качестве критерия оценки окружающей действительности выдвинули субъективное мнение человека.

Сократ - наиболее уважаемый из философов античности, чья деятельность имела важное историческое значение:

- способствовал распространению знаний, просвещению граждан;

- искал ответы на извечные проблемы человечества - добра и зла, любви, чести и .т.п.;

- открыл метод майевтики, широко применяемый в современном образовании. Суть майевтики в том, чтобы благодаря логическим приемам, наводящим вопросам подвести собеседника к самостоятельному нахождению истины.

- ввел диалогический метод нахождения истины - путем ее доказательства в свободном споре, а не декларирования, как это делал ряд прежних философов;

- был сторонником этического рационализма, согласно которому любое знание есть добро, а любое зло, порок совершается от незнания.

Под влиянием идей Сократа и его учеников сложились так называемые сократические школы. киники, киренская школа, мегарская школа, Академия Платона, Элидо-эритрийская школа.

Одна из философских школ сократического периода - киники.

Главная их цель – не выработка глубоких философских теорий, а философское обоснование особого образа жизни - вне связи с обществом (нищенство, одиночество, бродяжничество и т.д.).;

возвели в абсолют асоциальную свободу;

игнорировали государство и законы, традиционную культуру;

предпочтение наихудших условий жизни, старой, изношенной одежды, пренебрежение к гигиене;

восхваление физической и духовной бедности;

крайний аскетизм;

замкнутость;

непризнание авторитетов;

воинственность и агрессивность в отстаивании своих взглядов и образа жизни;

неготовность к спору, стремление подавить собеседника;

концентрация внимания на пороках общества, худших человеческих чертах;

радикализм, парадоксальность, скандальность.

Наиболее известный представитель кинической философии - Диоген Синопский выдвинул лозунг “Без общины, без дома, без отечества”, вывел понятие “гражданин мира” (космополит); отвергал брак, жестоко высеивал сторонников традиционного образа жизни; не признавал никаких законов, кроме закона природы.

Философия Платона.

Платон - выдающийся мыслитель античности, занимающий особое место среди учеников Сократа. Основатель собственной философской школы - Академии. Его принято считать основоположником объективного идеализма.

Платон стремился развить сократовские представления об общем и отдельном. Сократ уловил, что отдельным объектам данного класса присуще общее. Рассуждая о том, что есть прекрасное, Сократ отмечает, что есть много прекрасных вещей: и. кувшин, и девушка, и меч, и лошадь прекрасны по-своему. Но прекрасное нельзя связать ни с одной из вещей. Все прекрасные вещи имеют нечто общее - прекрасное как таковое, это их общая идея, эйдос, или смысл.

В своей главной концепции - концепции об идеях, Платон доказывает, что все вещи данного класса имеют один смысл, общую идею. Есть множество лошадей, пегих и вороных, карликовых и нормальных, но у всех у них имеется один и тот же смысл - лошадность. Так же точно можно говорить о прекрасном вообще, благом вообще, доме вообще и так далее.

Центральная для Платона идея - идея блага. Идеи блага, добра, справедливости не могут быть порождениями мира, “который осудил на смерть достойнейшего из людей. Поправ тем самым идеи справедливости и истины”. Значит, кроме чувственного мира существует другой мир - мир чистых сущностей, мир идей. Причем, мир идей - это не просто мир сущностей, а мир благих сущностей. То есть идеальный мир противостоит чувственному не только как сущность - явлению, но и как благо - злу.

Мир идей - это мир подлинного, неизменного и вечного бытия. Антиподом бытия у Платона является мир небытия, где господствует не идея, а материя. У Платона такого понятия “материя” нет. Платон употреблял термин “хора” - вещество, материал. Мир чувственных вещей, природы образуется в результате соприкосновения идеи с материей.

Главный для Платона - это мир идей. Мир вещей - это мир возникновения и постоянной гибели. В природе все изменчиво, непрочно, преходяще, смертно, несовершенно.

Что такое платоновская идея, существующая сама по себе, независимо от человеческого сознания, от отдельной вещи?

По-гречески слово идея, или эйдос, означает “внешний вид”, “образ”, качество, форму. То есть у Платона под идеей понимается не мысль, а общее данного класса вещей, некий эталон, образец, модель, идеальный предмет, облик которой “копируют” вещи. Это первообраз вещи.

Идея одна - вещей, воплощающих идею, много. Вещь существует в течение ограниченного времени, идея - вечна, неизменна.

Душа, по Платону, бессмертна. Бессмертие души Платон доказывает следующим образом. Душа привносит жизнь в то, во что входит. То, что приносит жизнь другому, само не может быть смертно. Если душа бессмертна, то она и неуничтожима, а таковое подобно Богу. Поэтому, будучи подобной Богу, душа неуничтожима и нетленна. Она вечна, поскольку невозможно помыслить ничего способного разрушить ее.

Тело - полная тому противоположность. Телесное начало - не только низшее по сравнению с духовным, но само по себе злое, отрицательное.

Платон является сторонником теории переселения душ. Этим объясняется процесс познания. Познание Платон представляет как анамнезис, припоминание душой того, что она когда-то созерцала, находясь в мире идей.

С концепцией идей тесно связано учение Платона об идеальном государстве. Платон не исследует реальное общество, а строит идеальное государство, которое должно быть неизменным, как идея, основанным на идеале справедливости.

Справедливое государственное устройство соответствует устройству души, состоящей из разумной, вожделеющей и аффективной частей. В идеальном государстве Платона имеются три сословия: правители (их отличает мудрость), обладающие по преимуществу разумной частью души, воины, стратеги, аффективные (их добродетель - мужество), ремесленники, земледельцы, обладающие преимущественно вожделеющей душой (их добродетель - умеренность, сдержанность).

Платон выделяет добродетель внесословную, общую для всех - меру. Ничего сверх меры - принцип, который выступает важнейшей этической ценностью не только у Платона, но у большинства греческих мыслителей. Когда Платона спросили о том, будут ли воины счастливы, он ответил, что им это и не нужно. Жизнь в идеальном государстве строго регламентирована. Права и обязанности каждого гражданина строго определены законами. Индивидуальное подчинено общественному, человек живет ради государства, а не наоборот, т.к. идеальное государство - высшее из того, что может существовать на Земле.

Платон подверг критике существующие формы государственного устройства. Он называет пять видов государственного устройства: при аристократии у власти стоят лучшие, второй вид - тимократия, когда у власти находятся честолюбцы, третий - демократия (власть толпы), затем - олигархия (власть богатых) и тирания - наихудший вид. Наиболее неприемлемы - тирания и демократия.

Платона обвиняют в том, что он - враг открытого, демократического общества, создавший утопию. Но, главное, в учении Платона - не устаревшие идеи об общности жен и детей для стражей, об отмене для них собственности. Главное - Платон исходил из идеи, некоторого идеала. У него идеал - справедливость, и это вполне приемлемо. Но он отрицал идеал свободы. Поэтому у него в результате получилась утопия.