Смекни!
smekni.com

Развитие идей субъективного идеализма В ХХ-ХХ1 вв. (стр. 2 из 2)

Человек конца ХХ — начала XXI в. оказался не готов к обрушившемуся на него потоку информации. Свобода информации превращается для человека в несвободу — в инофрмаци- онных потоках он теряется. Актуальной оказывается проблема умения жить, правильно себя позиционировать в условиях информационного бума, адекватно оценивать ситуацию. Человек оказывается потерянным, он не знает, кому верить и можно ли верить кому-то вообще.

Научная философия отрицает самодостаточность и абсолютную замкнутость языка и других знаковых систем, полагает их в качестве средства познания. В представленной проблеме следует различать план этический и онтологический — то, что представляет собой знак по своей природе, и то, с какой целью мы им пользуемся. Чтобы решить проблему, необходимо выяснить, для чего возникает язык и прочие знаковые системы, какие задачи он решает и какие функции выполняет. Язык — это порождение материи — того самого мира, реальность которого ставится под сомнение, поскольку он возникает не просто внутри сознания человека, а при взаимодействии сознания с внешним миром и другими людьми.

Язык обладает колоссальной активностью внутри человеческого сознания. Собственно, он и объединяет в одно целое — сознание — все уровни, формы, виды мыслительного, эмоционального, волевого освоения мира взрослого homo sapiens. Человеческое познание мира невозможно представить вне языка. И одна из уникальных возможностей языка — возможность отражать мир искаженно, более того, создавать искусственные, иллюзорные модели мира.

Но такая активность языка — это активность не духа, а прежде всего материи (в языке дух объединен с материей, но именно благода

ря этому он способен воздействовать не только на индивидуальное сознание, но и на массовое). И вводить людей в заблуждение — не единственная (и не самая главная) функция языка. Сама природа языка, как и природа ощущений, заключается не в том, чтобы замкнуть сознание человека внутри себя, а в том, чтобы разомкнуть, расширить, соединить с сознаниями других людей и с внешним миром. Только при помощи языка человек может проникать в сознание других людей, преобразовывать мир в больших масштабах.

Список литературы

Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М.: Прогресс, 1989.

Гумбольдт В. фон. О различии строения человеческих языков и его влиянии на духовное развитие человечества // Гумбольдт В. фон. Избранные труды по языкознанию. М.: Прогресс, 1984.

Ельмслев Л. Пролегомены к теории языка // Новое в лингвистике. М.: Иностр. лит., 1960. Вып. 1. С.264-389.