Смекни!
smekni.com

Этнонациональные ценности и социализация русской сельской молодежи полиэтнического региона (стр. 1 из 2)

Этнонациональные ценности и социализация русской сельской молодежи полиэтнического региона

Т. Н. Бояк

Бояк Татьяна Николаевна - доктор социологических наук, директор института Восточно-Сибирской государственной академии культуры и искусств (г. Улан-Удэ)

В качестве основного метода сбора эмпирической информации применялся анкетный опрос. Осуществлена целенаправленная квотная выборка, обеспечивающая репрезентативность исследования. Согласно материалам переписи населения 2002 г., доля молодёжи в возрасте от 15 до 29 лет в составе русского населения Читинской области (ныне Забайкальского края) и Бурятии составляла 145547 человек - 24, 2% от общей численности русского сельского населения данных территориальных образования (см.: Итоги Всероссийской переписи населения 2002 г.: в 14 т. Т. 4. Кн. 1. М.: ИИЦ "Статистика России", 2004. С. 620, 709). Общий объем выборки составил 902 респондента. Опрошена русская молодёжь семнадцати сёл двенадцати районов Бурятии и Забайкальского края. В выборку включались молодые жители пяти типов русских поселений: семейские (старообрядческие) - Куйтун, Новый Заган; села, население которых испытывает влияние представителей бурятского этноса, характеризуется активными социально-культурными контактами между русскими и бурятами как внутри села, так и соседскими бурятскими селами; старожильческие; казачьи; преимущественно с однородным русским населением, где представлены все группы русских (старожилы, казаки, строобрядцы).

В культуре русских в ходе многовековой истории сформировались и получили развитие этнонациональные ценности. Они являются, с одной стороны, элементами, определяющими контуры культуры народа, с другой - элементами социального и культурного наследия, которые передаются из поколения в поколение и сохраняются в жизнедеятельности этноса в течение длительного времени. Важным показателем степени приобщения социальной общности к этнонациональным ценностям является этническая самоидентификация. Как показали результаты исследования, проведенного нами среди русской сельской молодежи Бурятии и Забайкальского края в 2006 г.*, 83, 9% представителей этой группы четко идентифицируют себя с русскими. Этническая идентификация (по происхождению) в большей степени наблюдается у молодежи Бурятии, в сравнении с Забайкальским краем: 89, 6% и 78, 3% соответственно. Это объясняется тем, что в Бурятии, где более выраженная полиэтническая среда и меньше численность русских среди сельского населения, у них интенсивнее форми ценностного сознания и поведения. Однако, поскольку степень укорененности этнонациональных ценностей каждой из групп русских в архетипе того или иного села является различной, различна и степень влияния этих ценностей на процессы социализации сельской молодежи. Подавляющая часть опрошенной сельской молодежи не идентифицировала себя ни с одной из указанных групп. На вопрос: "К какой группе русского населения Вы себя относите?" - 65, 7% ответили - "к русским". Со старожилами себя идентифицируют 5, 5% опрошенных, с казаками- 5, 4%. 21, 1% считают себя старообрядцами (семейскими). Оказалось, что молодые, проживающие в старообрядческих селах Бурятии, значительно в большей степени идентифицируют себя с "семейскими" (в Куйтуне - 65, 3%, в Новом Загане - 65, 5%), нежели с "просто русскими" (Куйтун - 33, 3%, Новый Заган - 31, 0%). Более выраженная ориентация молодежи старообрядческих сел (в сравнении с иного типа селами) на этнонациональные ценности определяется уникальностью архетипа старообрядческой культуры, в котором прочно укоренены и по сей день их самобытные традиции. Этнонациональные ценности в совокупности определяют менталитет русских, закрепляются во взглядах и убеждениях, в неписанных моральных правилах, согласно которым поступки человека получают коллективные оценки с точки зрения нравственных и безнравственных, полезных и бесполезных поступков. Этот менталитет выступает как этнокультурное условие социализации личности, этнической группы русских. Важнейший структурный элемент этнонациональных ценностей - язык, с помощью которого человек познает историю своего народа, усваивает его мировоззрение, духовно-нравственные, традиционные ценности. Как показал опрос, для 63, 1% русской сельской молодежи Бурятии и Забайкальского края язык является главным этноидентификационным признаком. Именно благодаря языку сохранились многие народные традиции, играющие важную роль в ее социализации. Этнонациональные традиции, судя по данным опроса, являются для русских молодых сельчан также одним из существенных признаков - 33, 7% (второй ранг по значимости), позволяющих им идентифицировать себя со своим народом. В числе важнейших духовно-нравственных ценностей, транслируемых традициями русского народа, являются любовь к родной земле, доброжелательное, милосердное отношение к людям, представителям других этносов, трудолюбие, бескорыстие, уважение к родителям, старшим поколениям, гостеприимство. Результаты нашего исследования свидетельствуют: в духовно-нравственной культуре русской сельской молодежи по-прежнему доминируют высокие нравственные идеалы, общечеловеческие ценности над утилитарными, прагматическими, гедонистически-потребительскими. Так, наибольшую значимость для 85, 7% наших респондентов имеет семья, 74, 5% - трудолюбие, 72% - верность в дружбе, 73, 4% - любовь, 69, 7% - доброта, 75, 8% - уважение к родителям, старшим, 64, 9% - порядочность, 70, 7% - честность, 53% - терпимость. Только 13, 6% ориентированы на то, чтобы жить сегодняшним днем. Большинство русских испытывает потребность приобщения к традиционной народной культуре, ориентируется на то, чтобы следовать этнонациональным ценностям, считает необходимым придерживаться существующих традиций: 80, 5% используют в разговоре пословицы и поговорки своего народа; 84, 8% стараются соблюдать традиции и обычаи; 87, 6% готовят дома блюда своей национальной кухни, 85, 3% отмечают народные праздники; 22, 6% хранят национальную одежду. Отметим: данные традиции в большей степени соблюдаются молодежью старообрядческих сел (97, 4% - Новый Заган, 98, 6% - Куйтун). Так, среди этой молодежи больше доля тех, кто на вопрос, есть ли в их домах национальная одежда, ответили "да" - 76, 2% молодых жителей стр. 134

села Новый Заган и 50, 7% - Куйтун. Женские костюмы в старообрядческих селах передаются из поколения в поколение (от матери к дочери) и хранятся как семейная реликвия в знак памяти о предках и уважения к старшим поколениям.

Справедливости ради, надо сказать, только 7, 2% тех, кто "соблюдает все национальные традиции". Многие (48, 9%) либо "в основном соблюдают" традиции, либо "соблюдают изредка". Приверженность молодёжи традициям определяется не только частотой их соблюдения, но и характером следования им. Из-за идущих процессов девальвации традиционных ценностей некоторые из них стали забываться или соблюдаются частично. Значимость народных традиций в социализации современной сельской молодежи определяется тем, что они формируют чувство малой родины, положительное отношение к своему народу и толерантность к другим народам. Несмотря на трудные социально-экономические условия, большинство предпочитают жить в родных селах, переживают за судьбу своего народа. Только 7% молодёжи не испытывает к нему никаких чувств и 4, 5% даже стыдятся своей национальной принадлежности.

Характерная черта русских - положительно относиться к другим народам - также находит отражение в ценностных установках сельской молодежи. На вопрос "Как Вы относитесь к представителям других национальностей?" - только 6, 3% выразили отрицательное отношение. Незначительна и доля тех (3, 5%), кто испытывает чувство неприязни к людям другой национальности.

Полиэтническая среда региона способствует углублению взаимопонимания, уважения, толерантности в отношениях между представителями различных этнонациональных культур. В Бурятии тесный характер межкультурной коммуникации присущ отношениям между русскими и бурятами (как самыми многочисленными этнонациональными группами республики). Важные черты национального характера бурят: дружелюбие, открытость, сдержанность и уважение к культуре других народов, - соотносятся с чертами русских, закрепляются в сознании бурятской и русской молодежи, что позитивно влияет на характер межэтнической коммуникации русских и бурят. Только 13, 3% опрошенных испытывают существенные трудности в межэтническом общении. 52% таких трудностей не испытывают. Несущественные трудности приходится испытывать 34, 1%. Причем, по мнению 71, 4% основные причины этих трудностей связаны не с проблемами межнациональной напряженности, проявления национализма, а с языковыми барьерами. В связи с усилением ориентации русской сельской молодежи на этнонациональные ценности для нее возросла и значимость религии. В сложной кризисной ситуации молодые люди пытаются найти в религии духовную защиту. Результаты нашего исследования свидетельствуют об увеличении числа верующих среди молодых: таковыми себя признают 81, 6% опрошенных, неверующими - 15, 6%. В то же время значительную часть среди первых составляют признающие себя верующими "в какой-то степени"; 61, 4% - не знают и не соблюдают многих религиозных обычаев и обрядов. Верующих в полном смысле слова (воцерковленных) - 20, 2%. Среди верующих значительную долю составляют жители старообрядческих сел и тех, где имеется действующая церковь, - важное звено в приобщении человека к вере. Увеличение числа верующих среди сельской молодежи во многом обусловлено новым положением православной церкви и ее участием в жизни общества. Однако заявление молодых людей о принадлежности их к православию требует уточнения. Так, среди причин, побудивших их обратиться к вере, "потребность в общении с Богом" назвали только 13, 2%; "поиск смысла жизни, ценностных ориентаций"- 13, 1%. 4, 2% обратился к вере посредством общения с верующими, 3, 4% через чтение религиозной литературы, 1, 8% под влиянием священнослужителя. Большинство представителей молодёжи (28, 9%) в то же время затрудняются с определением причины обращения к вере, 27, 3% утверждают, что их привел к вере поиск утешения в трудную минуту, 20, 8% - страх за собственное будущее, будущее родных. Ведущие для молодежи мотивы приобщения к вере не соотносятся с мотивами человека, который принимает веру по религиозным убеждениям. Признание большинством опрошенных роли правостр. 135