Смекни!
smekni.com

Фитнес-культура как инновационная социальная практика современной российской молодежи (стр. 2 из 5)

Концепция исследования «Индустрия спорта и тела»

Исследование «Индустрия спорта и тела»[16][58] направлено, во-первых, на содержательное описание фитнес-индустрии, соответствующей стилю жизни молодежи из числа «нового среднего класса» и, во-вторых, на выявление инновативных социальных практик, присущих этой группе в контексте потребления услуг фитнеса. Эта социальная группа рассматривается как индивиды, которые в своей обыденной жизни ведут мониторинг возможностей, предоставляемых социальными институтами, и в силу определенных обстоятельств решают осваивать новые социальные практики. Соответственно, локализация интересующей группы происходит там, где ее представители смогут более рельефно обозначить свою идентичность. То есть, в местах, которые, во-первых, позволяют продемонстрировать консюмеристское лидерство посредством определенных форм «престижного потребления»; во-вторых, позволяют продемонстрировать социальное лидерство (инновационность) через активное вовлечение в «прогрессивные» социальные практики и институции; в-третьих, способствуют усилению общей идентичности, осознанию «себя» среди «своих» в «своей» обстановке.

Фитнес-клубы – это места локализации молодых людей из числа нового среднего класса, которые не просто находятся там относительно продолжительное время на регулярной основе, но и, что более важно, полагают практики такого времяпрепровождения социально близкими – соответствующими их жизненному стилю.

Фитнес-клубы рассматриваются как объекты, продуцирующие «стабильность порядка отношений»[17][59] как внутри себя (оборудование, помещение, персонал, рекламная упаковка, расположение), так и относительно других объектов (в первую очередь клиентов). Фитнес-клубы являются гомеоморфными[18][60] объектами, поскольку находятся в пространстве сетевых отношений с людьми, другими институтами, смыслами и социальными практиками. Другими словами, деятельность фитнес-клубов как организаций невозможна без социальной включенности посетителей фитнес-клубов, рассматривающих их как одну из ключевых точек базирования в социальном пространстве. При этом сразу следует оговориться, что объяснение популярности фитнеса как результата интенсивной коммерческой рекламы является неполным, одномерным и недостаточным, так как реклама не только производит новые смыслы, но и вынуждена учитывать эманации групп потребителей. Фитнес-клуб может рассматриваться как пучок социальных интеракций, продуцируемых в ограниченном месте, пространстве и времени; как совокупность объектов, вещей, оснастки[19][61], оборудования, служащих декорациями для разыгрывания социальных интеракций, так и «стимулами» для включения в определенные социальные практики; как станции временного базирования интересующей группы молодого поколения. Эти станции базирования выбираются индивидами самостоятельно и рассматриваются как элемент их оригинального «стиля жизни».

Исследование проводилось в апреле-июне 2008 года. В качестве приоритетных исследовательских стратегий были выбраны: а) включенное наблюдение, проводившееся в фитнес-клубах Swim&Gim (г. Москва, ул. Удальцова, 40) и Сити-Фитнес (г. Москва, ул. Академика Королева, 13); б) лейтмотивное глубинное интервью с посетителями фитнес-клубов из числа людей в возрасте от 18 до 30 лет; в) экспертные интервью с менеджерами и тренерами фитнес-клубов с целью зафиксировать «профессиональный» взгляд на фитнес-культуру как инновационную практику, распространенную среди представителей молодого поколения.

Эволюция фитнеса как индустрии здорового образа жизни

Появление понятия «фитнес» принято связывать с политикой популяризации здорового образа жизни, которая стала проводиться в США в 70-е годы XX века. Эта политика явилась откликом на результаты исследования, выявившего неутешительные показатели состояния здоровья американской нации. При президенте США был образован Совет по фитнесу, одной из задач стала пропаганда занятий фитнесом.

Современные виды заботы о теле многообразны. Среди них, помимо очевидной области, связанной с медициной, то есть профилактикой и лечением болезней, можно также выделить области диетологии, косметологии, пластической хирургии и т.п. В этом контексте фитнес (от англ. fit – 'соответствовать, быть в хорошей форме') – комплекс практик, направленных на улучшение и поддержание таких параметров тела, как сила, гибкость, выносливость, координация, реакция, быстрота, а также соотношение мышечной и жировой ткани, обусловливающее внешний вид тела. Он особо интересен, во-первых, потому что в практики фитнеса вовлечены в основном люди, активно и сознательно работающие над своей «формой», телом; во-вторых, фитнес объединяет оба аспекта мотивации заботы человека о теле – здоровье и красоту.

Практикам заботы о собственном здоровье и теле уделялось серьезное внимание и в советское время: 1930-е характеризовались культом красивого тела строителей коммунизма, в 1950–1970-е годы существовала школьная и производственная гимнастика, было множество спортивных секций и клубов, доступных всем желающим.

В тот период вместо термина «фитнес» использовалось понятие «физическая культура», появившееся в Великобритании в конце XIX века, но не нашедшее там широкого распространения. В СССР концепт «физическая культура»[20][62] применялся для обозначения массовых занятий спортом с целью восстановления своих сил в контексте трудовой активности и как инструмент коллективной мобилизации с милитаристскими целями. Иногда идеология массового спорта в СССР рассматривается как форма сублимации – канализирования неконтролируемой сексуальной энергии в формы, не несущие угрозы существующему социальному порядку.

К концу 1980-х советская система физкультуры пришла в упадок, в начале 1990-х годов целый ряд спортивных комплексов и стадионов перестали использоваться по назначению, попросту превратились в рынки. Вместе с тем в тот период появились так называемые «качалки», удовлетворявшие интерес определенной части населения к регулярным занятиям атлетической гимнастикой[21][63]. «Качалки» представляли собой своего рода тренажерные залы, которые располагались по большей части в подвальных и полуподвальных помещениях. В ироническом ключе первые «качалки» могут быть описаны так:

«В детстве родители водили его в баскетбольную секцию, а потом он сам стал ходить в полуподпольную качалку с самодельными, сваренными из обрезков труб штангами. Но это, конечно, нельзя было назвать фитнесом. Там не снимали стресс – там качали бицуху, молились на развешанные по стенам портреты Шварцнеггера и робко экспериментировали с сомнительными анаболиками. Фитнес в те годы был уделом только самых богатых и знаменитых»[22][64].

Важно отметить, что именно в таких «качалках» тренировались, в частности, члены бандитских группировок начала-середины 90-х: там они поддерживали физическую форму, там они и регулярно собирались[23][65]. На смену таким тренажерным залам-«качалкам» и пришли фитнес-клубы.

Рынок фитнес-услуг в России заметно растет и сегментируется. Так, если ранее услуги фитнес-клубов в силу дороговизны были предметом престижного потребления, то теперь они стали доступными гораздо более широкому кругу потребителей. Помимо стандартного набора фитнес-клубов (тренажерный зал, бассейн, сауна) активно развиваются «фитнес-йога», «тай чи» и прочие ориентальные направления. Растущее разнообразие услуг свидетельствует о возросшем интересе людей к фитнесу и о появлении разных смыслов, мотивов, связываемых с фитнесом.

Первый фитнес-центр в России появился в 1993 году – речь идет о фитнес-центре World Class, руководство которого, ориентируясь на западные образцы, предлагало своим клиентам различные программы тренировок, которые в фитнес-клубах Европы и США входили в стандартный набор предоставляемых услуг. Первые фитнес-центры были исключительно класса «премиум» и олицетворяли собой форму престижного потребления: «выросшие на руинах советских спорткомплексов, были оснащены по самым высоким мировым стандартам: сауны, бассейны, блестящие тренажеры самых известных марок, персональные тренеры и кондиционеры. По беговым дорожкам плечом к плечу неторопливо прохаживались телезвезды, политики, нувориши и их любовницы. О своей любви к фитнесу они охотно рассказывали со страниц первых глянцевых журналов»[24][66].

Впрочем, параллельно с этим появилось множество секций и клубов, где проводились занятия по аэробике и ныне утратившему свою былую популярность шейпингу. Такие секции располагались в подвалах, школьных спортивных залах, то есть в любых помещениях, где можно проводить коллективные спортивные занятия. Конечно, уровень оснащения и гигиены в таких секциях был довольно низким, но они стали первой формой массовых спортивных занятий нового типа, эрзацем фитнес-клубов, возникшим после распада советской системы физической культуры.