Смекни!
smekni.com

Принципы концептуализации субъектом познания своих теоретико-методологических оснований (стр. 3 из 5)

Итак, формируемые на втором методологическом уровне когнитивные модели существуют и в то же время трактуются с точки зрения исследователя, осознающего себя в качестве субъекта их формирования, в виде взаимоисключающих когнитивных структур по принципу доминирования разрабатываемой данным субъектом системы координат. А это делает актуальной тему взаимодействия когнитивных моделей и связанные с ней проблемы преемственности научного знания, институционализации познавательного процесса и в конечном счете взаимодействия исследователей в условиях множественности имеющих равное право на существование когнитивных моделей.

Методология работы с когнитивной моделью

Рассмотрение обозначенных выше вопросов требует обращения к «первому уровню концептуализации оснований познания», на котором ученый осознает себя в качестве субъекта формирования структуры когнитивных моделей. Это уровень разработки методологии конструирования и оперирования когнитивными моделями, что является необходимым для формирования доминирующих направлений развития познавательного процесса посредством проявления структуры функционально взаимосвязанных (хотя и не «пересекающихся») концептуальных систем. Причем речь в данном случае идет не просто о сопоставлении когнитивных моделей, не просто о признании их самоценности, но прежде всего о формировании нелинейной, многоуровневой структуры подобных когнитивных образований.

«Первый методологический уровень» является таким уровнем концептуализации и проработки методологических оснований, на котором исследователь проявляет способность осознавать себя и, как следствие, «видеть» окружающий мир через призму различных когнитивных моделей. Это дает возможность перемещаться из одной системы координат в другую и в то же время не терять собственной идентичности, несмотря на то, что погружение в ту или иную когнитивную модель не содержит в себе параметров ее редуцирования к другой. С точки зрения второго методологического уровня подобный процесс предполагает «способность» исследователя видеть мир во взаимоисключающих друг друга когнитивных перспективах и при этом сохранять здравость рассудка, что на данном (втором) уровне невозможно. В принципе, нечто подобное происходит на третьем уровне, однако это только кажущееся подобие, так как исследователь в этом случае не осуществляет осознанной работы с когнитивными моделями. Он не просто «погружается», но «проваливается» в пространство когнитивной модели, не осознавая соответствующего процесса, чего нельзя сказать о первом методологическом уровне. В последнем случае ученый, перемещаясь из одной системы координат в другую, отнюдь не теряет своей теоретико-методологической идентичности.

Первый уровень концептуализации субъектом познания своих теоретико-методологических оснований предполагает существование сформированной им когнитивной модели. Однако она не является единственной «прозрачной» для исследователя системой координат. Формирование структуры когнитивных моделей есть, по сути, разработка системы координат второго (или более) порядка. При этом речь не идет о концептуальном синтезе когнитивных моделей, в результате которого проявляется методологическое образование большего порядка. Различные когнитивные модели, становясь составляющими более сложного образования, подводятся под единое основание, но при этом, во-первых, не редуцируются к этому основанию, сохраняя собственную конфигурацию, и, во-вторых, не детерминируют своим содержанием принципы построения образуемой ими структуры. Построение последней предполагает работу с самодостаточными сборочными единицами. Исследователь в данном случае оперирует когнитивными моделями, но не занимается их непосредственным конструированием. Здесь речь идет о построении определенной когнитивной структуры из уже сформированных сборочных единиц 13 .

Данный уровень концептуализации оснований познания предполагает обращение к разработке принципов формирования когнитивной модели как таковой. Это дает возможность развивать и использовать подобные принципы применительно к любому материалу, следовательно, работать с любой когнитивной моделью, изучая ее особенности, «погружаясь» в нее и при этом не теряя «нить Ариадны», т. е. четко отслеживая критерии актуализации познавательного процесса. Субъект познания в этом случае осознает себя не просто с позиции рассматриваемой когнитивной модели, но в качестве находящегося в пределах данной системы координат, сохраняя, таким образом, идентичность субъекта формирования структуры когнитивных моделей. Достичь этого, не прибегая к концептуальной редукции, можно только за счет многоуровневости методологической перспективы исследования. Методолог должен одновременно находиться в нескольких точках эпистемологического пространства, сохраняя при этом целостность научной позиции, не распадаясь на части, не теряя своей идентичности и в то же время не уходя на уровень «кодификации гипотетически допустимого» (сохраняя позицию субъекта теоретического конструирования).

В данном случае необходимо отметить одну важную особенность работы исследователя на характеризуемом методологическом уровне. Она за-ключается в том, что идентификация когнитивной модели не является проблемой метаязыковой кодификации соответствующих принципов. С точки зрения теоретического конструирования процесс кодификации в любой форме его проявления является вторичным, поскольку кодификации подлежит только результат исследования либо познавательный акт в результате его осуществления. Осознание предполагает опору на знаковую систему, но не сводится к оперированию знаками. Семиотические параметры познавательного процесса задают форму выражения мысли, но не детерминируют ее содержания.

Четкая расстановка акцентов в контексте дифференциации параметров формирования и кодификации мысли позволяет перевести проблему концептуализации оснований из плоскости доминирования семиотической закономерности построения метаязыковых иерархий в плоскость развертывания методологии конструирования когнитивной модели. В первом случае концептуализация параметров когнитивной модели возможна только за счет методологических (здесь это означает — семиотических) ресурсов другой когнитивной модели, которая является метаконцепцией по отношению к исходной (базовой, данной) и также имеет определенные основания. Последние для своей концептуализации требуют подняться еще на одну «метаступень» и т. д. В подобном случае речь идет о проблеме недостаточности семантики конкретной знаковой системы (следовательно, когнитивной модели) для концептуализации (в смысле кодификации) ее собственных оснований 14 . С точки зрения семантики данная проблема остается открытой. Это требует от исследователей решать ее в области прагматики, когда доминирующий уровень «описания» фиксируется в качестве такового не в силу его проявления в виде вершины возможной семиотической иерархии, а в силу целесообразности наделения его свойством метатеоретической доминанты. Основания последней не требуют концептуализации, но принимаются просто в качестве данных 15 . И хотя подобное принятие «данности оснований» проявляется по-разному, в зависимости от конкретной научной позиции, суть подобной модели сохраняется: кодификация осуществляется с позиции когнитивной модели, которая не тематизируется в данном процессе.

С точки зрения формирования когнитивной модели метапозиция как таковая является не столько основой, сколько следствием идентификации соответствующей системы координат. Концептуализация исследователем собственных оснований на уровне идентификации когнитивной модели осуществляется «изнутри» образуемого ею эпистемологического пространства, что возможно только за счет уровневости осознания себя, находящегося в процессе исследования. В обратном случае, при абстрактном рассмотрении некоторой системы принципов, исследователь работает не с системой координат, являющейся методологическим образованием, а с определенной теоретической конструкцией, которая в данном качестве оказывается идеальным объектом, не претендующим на статус теоретико-методологической системы координат. В этом отношении метатеоретическая перспектива концептуализации когнитивной модели — это не столько переход от одной системы координат к другой, сколько проявление абстрактно-логической дистанции при сохранении концептуальной идентичности с объектом «дистанцирования», т. е. некий «взгляд на себя» со стороны своими собственными глазами.

В то же время формирование структуры когнитивных моделей не сводится к идентификации некоторой системы координат или даже их совокупности. И в этом контексте концептуальная метаперспектива исследования проявляется не только как процесс концептуализации оснований с позиции конкретной когнитивной модели, но также как процесс формирования структуры функционально связанных относительно методологической доминанты и при этом внутренне когерентных способов освоения мира с соответствующими им когнитивными горизонтами.