Смекни!
smekni.com

Религия в жизни российской молодежи или молодежь в религиозной жизни (стр. 2 из 3)

К исследованию и осуществлению религиозного образования существует два подхода: конфессиональный и светский. В рамках первого до недавнего времени давался достаточно автономный анализ этого вида образования. С изменением религиозной ситуации в России и отношений «государство – религиозные объединения» данный подход акцентирует свое внимание на значимости религиозного образования для общества, обосновании необходимости введения его в качестве обязательного. Применительно к России речь, конечно, идет о православном образовании. Светский подход к религиозному образованию предполагает его исследование как одного из видов образования вообще; анализ специфики современного религиозного образования, тенденций его развития; значимости не только для религиозной, но и для светской жизни; характеристику нормативно-правовых основ деятельности учреждений религиозного образования; изучение форм и методов государственного регулирования религиозного образования, сотрудничества религиозных общностей и светских учебных заведений. Реалии сегодняшнего дня поставили на повестку дня вопрос об изучении религиозного образования социологической наукой, позволяющей выявить его значимость для образования и воспитания молодежи, формирования личности, влияние на функционирование и воспроизводство религиозных общностей, на различные стороны социальной действительности, а также определить допустимые границы этого влияния.

Специфика религиозного образования обусловлена особенностями религиозной веры и деятельности, содержанием транслируемых религиозных доктрин и религиозного опыта, высокой степенью стандартизации как знаний и навыков, так и методов их передачи. Характерная черта светского образования – динамизм, обусловленный стремительным увеличением объема информации. Для религиозного образования, напротив, динамизм нехарактерен, поскольку передаваемый в процессе обучения объем информации относительно стабилен. Совокупность принципов и догматов любой религиозной доктрины освящена авторитетом высших сил, человек может лишь разъяснять и истолковывать их для более глубокого усвоения. Важнейшая задача религиозного образования – укрепление в вере. Современное светское образование становится все более специализированным. Ограниченность передаваемой в процессе религиозного обучения информации делает специализацию ненужной. Для светского образования характерно применение инновационных методов, значительную роль в нем играет принцип сомнения. Там, где нет сомнения, не может быть науки, а без нее нет и современного образования. Обучение религии по-прежнему опирается на традиционный метод усвоения передаваемой и разъясняемой учителем информации. Применение инноваций в религиозном образовании очень ограничено. Получается, что светское образование предъявляет молодому человеку одни требования, религиозное – другие.

Расширение сферы религиозного образования порождает и ряд серьезных социальных проблем. Наиболее важная из них – поиск форм оптимального взаимодействия светского и религиозного образования и воспитания, определение «допустимых границ» влияния религиозного воспитания на образовательный процесс, осуществляемый в светских учебных заведениях. Важным аспектом данной проблемы является определение места религии в государственной системе образования. В последнее время наблюдается устойчивая тенденция нарушения конституционного принципа светскости государственной системы образования. Укажем некоторые ее проявления.

1. Внедрение в средние профессиональные и общеобразовательные учебные заведения иностранных миссионерских организаций, религиозная направленность которых прикрыта популяризацией новейших технологий обучения и этических концепций (сайентология, Вальдорфское педагогическое движение, дианетика и др.). Различные фонды и объединения арендуют помещения в вузах, предлагают ректорам разнообразные программы, конечной целью которых является распространение той или иной конфессии.

2. Начало подготовки в государственных вузах по специальности «Теология». Однако в предложенном государственном стандарте по этой специальности просматривается несомненная тенденция к утверждению доминанты РПЦ.

3. Имеющее место в отдельных регионах России введение обязательного преподавания в средней школе основ православной культуры и даже православной катехизации.

Таким образом, православию не только отводится ведущая роль в формировании духовной культуры, но и придается вполне реальное преимущество в сравнении с другими вероисповеданиями. Мы можем снова столкнуться с утопической идеей спасительного единомыслия, с внедрением очередной единственно верной идеологии, что будет означать отказ от наметившегося перехода к гражданскому обществу, правовому государству.

Расширение влияния на подрастающее поколение российских граждан посредством проникновения в светские учебные заведения является одним из концептуальных принципов развития религиозного образования в рамках любой конфессии. Однако наибольшими возможностями для такого проникновения обладает сегодня прежде всего РПЦ. В «Основах социальной концепции РПЦ» содержится идея о том, что с православной точки зрения желательно, чтобы вся система образования была построена на религиозных началах и основана на христианских ценностях. Деятели РПЦ подчеркивают полезность и необходимость проведения уроков христианского вероучения в светских школах при желании детей и их родителей, а также в вузах. Аналогичные подходы мы встретим и у представителей других конфессий.

Здесь скрыта серьезнейшая проблема, ибо лидеры каждой конфессии хотели бы видеть систему образования построенной на соответствующих религиозных ценностях. Так, иерархи РПЦ рассматривают передачу духовного православного опыта как основу школы будущего. Как же тогда быть с иными церквами, которые также заявляют о своей особой роли в образовательном процессе? Как быть с правом неверующих и атеистов на свободу мировоззренческого выбора? Подобные претензии могут привести к борьбе мировоззрений, конфессий, лишению личности свободы духовного самоопределения.

Попытки реализовать подобные устремления представляют собой последовательное отстаивание корпоративных интересов той или иной конфессии, противоречат высказываниям религиозных иерархов о готовности строить отношения со светской школой исходя из признания человеческой свободы, недопустимости навязывания учащимся антирелигиозных идей. Недопустимо навязывание любых идей: атеистических, православных, исламских и др. А именно этого вряд ли удастся избежать при «внедрении» религиозного образования в светские учебные заведения.

Отношение к религиозному образованию, в том числе к введению в светских образовательных учреждениях курсов по изучению религии, мы попытались выяснить в ходе исследования, проведенного в Екатеринбургской православной духовной семинарии и ряде университетов Екатеринбурга (опрос семинаристов проводился методом полустандартизованного интервью). В процессе исследования было выявлено, что учащиеся духовной семинарии считают религию основой мировоззрения, в то же время осознают недостаточность знаний, получаемых в религиозном учебном заведении, стремятся наряду с духовным приобрести профессиональное светское образование. Они считают, что наличие высшего или среднего профессионального светского образования обогащает личность священнослужителя. Опрошенные нами эксперты (проректоры и преподаватели семинарии) считают, что религиозное и светское образование должны не противоречить, а взаимно обогащать друг друга. Расширение научного кругозора за счет дополнения религиозного образования светским способствует тому, что священнослужители станут более терпимы к инакомыслию, что особенно важно в современных условиях.

В то же время по вопросу о возможных вариантах преподавания знаний о религии в светских учебных заведениях опрошенные нами учащиеся семинарии четко воспроизводят позицию РПЦ. Религиоведение они понимают как сравнение мировых религий и считают такой способ религиозного просвещения наименее эффективным и привлекательным, так как он формирует равнодушное отношение к религии. Рассмотренные взгляды на православное образование «пропущены» через призму православной веры.

Позиция неверующих студентов государственных университетов Екатеринбурга по вопросам взаимодействия светского и религиозного образования существенно отличается от мнений семинаристов. Только 8% из них отметили, что религия является основой общества, 56% считают, что религия должна быть обособлена от других сфер общественной жизни, 32% – что она должна удовлетворять потребности населения, которое относит себя к верующим. В то же время они лояльно настроены в отношении религиозного воспитания в семье и не отрицают его полезности. Большинство опрошенных студентов считает, что религиозное образование развивает в человеке гуманность (90%), воспитывает почитание родителей и семейных ценностей (88%). В то же время, по их мнению, религиозно воспитанный человек слишком доверчив, что затрудняет его жизнь в современном мире (68%), религиозное воспитание отдаляет ребенка от сверстников (72%). 52% опрошенных считают, что религиозное образование приводит к трудностям при реализации человека в жизни.