Смекни!
smekni.com

Теологические взгляды Сюгерия и возникновение готической архитектуры (стр. 3 из 3)

По его убеждению, внешний облик и убранство монастыря должны отражать его величие и необычность хранящихся в нем святынь. Он объясняет это тем, что совершенный, богатый декор, стремясь к высшей ступеньке Божественной иерархии, становится подобным Божественному свету. Вот почему Сюгерий не жалеет средств, чтобы придать аббатской церкви великолепный вид, который также непосредственно влияет на признание могущества монастыря на грешной земле.

Сегодня остались только воспоминания о престиже коллекции Сюгерия и богатом убранстве аббатской церкви. Лишь его авторские труды позволяют догадываться о наличии мозаики на западном фасаде, подобной той, что он видел в Италии во время своих дипломатических миссий при дворе папы римского.

О качестве и иконографии напольной мозаики внутри церкви можно судить по трем сохранившимся фрагментам в капелле Сен-Фирмэн, которые входили в состав цикла календарных месяцев и были обрамлены геометрическим узором с фантастическими животными. Мозаика была разрушена в 1799 году, когда революционеры, вскрывая пол аббатской церкви, выкапывали и оскверняли могилы французских королей, уничтожая не только останки «помазанников Божьих на французский престол», но и искусство, связанное с их величием.

Особое место отводилось западному фасаду, который должен был стать эмблемой могущества и богатства святой обители. И не случайно он отличался необычайной для Франции пышностью и красочностью декора. Яркие мозаичные панно верхней части перекликались с роскошью расписанных скульптурой трех порталов 10 .

3. Наряду с небесной иерархиейСюгерий широко применяет в архитектуре и принцип Троичной ипостасии, однако и здесь он не был первооткрывателем. Принцип Троицы как основа архитектурного построениях начинает формироваться в религиозном зодчестве Франции еще до Сюгерия. Первый яркий пример ее проявления в архитектурной композиции мы находим уже в романском стиле: западный фасад Троицкой церкви женского монастыря в Каане (Нормандия), основанного королевой Матильдой, женой Вильгельма Завоевателя, полностью отвечает этим принципам, и не исключено, что архитектор Сюгерий использует опыт нормандских зодчих. Однако он идет гораздо дальше и подчиняет троичному принципу не только композицию западного фасада, но и архитектурное пространство всей церкви: продольное деление на три нефа, поперечное членение церкви на три части: хору, западный блок, включавший две башни и фасад, и здание старой церкви, занявшее место главного нефа, которое Сюгерий планировал перестроить на третьем этапе реконструкции аббатской церкви. К сожалению, не сохранились верхние этажи сюгеревской хоры, но вполне очевидно, что и по вертикали новая хора была разделена на три уровня, как и многие постройки парижского региона середины XII века: собор в Сансе, собор Парижской Богоматери, собор в Санлисе, коллегиальная церковь в Манте.

Труды Сюгерия фактически неизвестны у нас в стране, переводов на русский язык его произведений нет, а возможность хоть отчасти познакомиться с его теологией появилась в России только с переводом статьи Эрвина Панофского. Однако к вопросу о влиянии философско-теологических взглядов аббата Сен-Дени на формирование готики не раз обращались и русские, и зарубежные искусствоведы. Уже не для кого не является открытием, что, опираясь на принципы небесной иерархии и символическое воплощение Всевышнего в небесном свете, с одной стороны, и на символическое значение ипостасной троицы – с другой, Сюгерий создал философскую концепцию нового архитектурного стиля. Доказательства этому существуют в западном искусствознании: работы Сюгерия переведены на французский и английский языки. Письма и четыре его известных нам произведения представляют интерес для всех специалистов Средневековья. Ими занимаются и историки, и философы, и искусствоведы, и все они отмечают, что во всей деятельности Сюгерия самым неожиданным для его современников и значительным в историческом контексте было подчинение принципов искусства теологическим и одновременно политическим убеждениям, что позволило Сюгерию совершить переворот в искусстве, создав новые архитектурные формы и методы строительства. Так его имя и осталось в истории навсегда связанным с возникновением готической архитектуры.

Список литературы

1 Цит. по: Verdier Philippe. La politique financiиre de Suger dans la reconstruction de Saint-Denis et l’enrichissement du trйsor // Artistes, artisans et production artistique au Moyen Age, Vol. II, Colloque international а Rennes 2–6 mai 1983. Р. 167.

2 Под таким названием известен парижский пригород, где святая Женевьева построила часовню над могилой первого парижского епископа.

3 Известного впоследствии под именем Псевдо-Дионисия.

4Bibliothиque Apostolique Vaticane, cote Reg. lat. 571.

5Bibliothиque d’Arsenal, cote 1030.

6 Между 12 марта 1144 и 11 марта 1145 года.

7 Sugerus.Euvres. texte йtabl., trad. et commentй par Franзoise Gasparri, Paris, Belles Lettres (Les classiques de l’histoire de France au Moyen Age;...) t. II 2001. P. LV–LVI.

8 На французском языке: L’њuvre [administrative] de l’abbй Suger [de Saint-Denis].

9 BNF, fonde lat. cote 13835.

10 В Средневековье не было белокаменных церквей и соборов, все религиозные постройки имели разнообразную окраску, наиболее ярко раскрашивались скульптурно-декоративные элементы.