Смекни!
smekni.com

Понятие отчуждения: альтернативные подходы (стр. 4 из 4)

Подобно художественному увековечиванию самобытия, религиозное спасение предполагает отчуждение-как-снятие человеческого в репрезентанте абсолютного. Весть христиан есть риск веры в спасительную силу уникального и идеального Богочеловека — Иисуса Христа. Важнейшие имена Христа: единородный Сын Божий, Сын Давидов, Посредник, Мессия, Спаситель, Логос. В Христе, как в «Новом Бытии», религиозное сознание опознает преодоление разрыва между конечным и бесконечным, усматривает символ и факт воссоединения плоти и бытия. Христос — Путь, посредник между людьми и Богом. «Верующий в Меня не в Меня верует, но в Пославшего Меня», — говорит Иисус (Иоан. 12, 44). Через крест (мученическое отчуждение плоти), чудесное воскресение и преображение Христос возвращается в жизнь вечную. Готовность обычных христиан последовать примеру Христа требует неопределенно долгой подготовки — вплоть до конца истории. Конец истории совпадает с ее целью — спасением человечества и отождествляется с Парусией, вторым пришествием Христа.

Переходный период от «еще не» к «уже» реализации возможности спасения человечества, согласно христианскому вероучению, длится с момента Благой вести о Спасителе до Парусии. Поскольку Христа называют «Главой Церкви», а саму Церковь именуют «телом Христовым», то, по аналогии с автопортретом художника, в Церкви можно усмотреть символ начинающегося единения экзистенции с бытием через соборную полноту веры всех верующих. Апостол Павел говорил, что соучастие в церковной жизни есть рождение «новой твари во Христе». На протяжении двух тысяч лет христиане видят в Церкви спасительную мощь посредничества между экзистенцией и бытием, считая ее входом в «Новое Бытие». Церковь — материализация риска веры в преодоление онтологического отчуждения. Без нее Христос не Спаситель, поскольку именно Церковь сгущает и опредмечивает веру и надежды людей в средства спасения. А без Христа — и как символа, и как исторического феномена — Церковь утратила бы одухотворяющую ее силу и терапевтическую способность.

Таким образом, недостаточно понимать отчуждение только в свете его узкой и негативной трактовки социальными философами. Не следует видеть в отчуждении только нечто негативное, социальную болезнь и утрату свободы, а освоение наделять исключительно позитивными чертами и искать в нем безусловный признак свободы. Существует альтернатива социально-философской концепции — онтологическая концепция негативных и позитивных признаков отчуждения и освоения. Этой, второй, альтернативе, более правдоподобной и диалектической, по-моему, логичнее отдавать предпочтение.

Список литературы

1 Тиллих П. Систематическая теология. СПб., 2000. Т. 1–2. С. 352.

2 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 3. С. 2.

3 Там же. С. 32.

4 Там же. Т. 23. С. 635.

5 Маркс К., Энгельс Ф. Об атеизме, религии и церкви. М., 1986. С. 517.

6 Колосницын В. И. Религиозное отчуждение. Свердловск, 1987. С. 11–12, 16.

7 Гегель Г. В. Ф. Феноменология духа. СПб., 1992. С. 262, 321.

8 См.: Гегель Г. В. Ф. Наука логики: В 3 т. М., 1970–1972.

9 См. подробнее: Любутин К. Н., Пивоваров Д. В. Диалектика субъекта и объекта. Екатеринбург, 1993. С. 218–236; Они же. Синтетическая теория идеального. Екатеринбург; Псков, 2000. С. 23–43.

10 См.: Гегель Г. В. Ф. Наука логики. М., 1970. Т. 1. С. 191–220.

11 Жуковский В. И., Копцева Н. П. Пропозиции теории изобразительного искусства. Красноярск, 2004. С. 84.