Смекни!
smekni.com

Концепция дифференциальной социальности (стр. 3 из 5)

Отношения социальных процессов, участники которых взаимодействуют посредством различения и отождествления, — это отношения части и целого, причем последнее не поглощает части, а развертывается одновременно с отношениями частей [12, 72–75]. В каком отношении участник является частью некоего целого, в каком отношении участник является целым неких частей? Иначе говоря, как описать специфику ответа участника на те процессы, в которые он вовлечен с точки зрения единичности его позиции в бытии и смежности существования, которому он причащается? Часть и целое становятся критериями участия, поскольку взаимодействие больше не может мыслиться в русле линейной каузальности и сущностного снятия. Взаимодействие осуществляется в той мере, в какой участник является одновременно какой-то частью и/или целым, а значит, действующие причины разводятся по различным порядкам отношений.

Одновременное становление частью и целым предполагает не только различие отношений друг с другом, но и упорядочение, их центрацию и группирование. Ризома не имеет несущей структуры, или корня, потому что сама в целом ею является. Субъективация и автоматическая рационализация в пространстве ризомы невозможны без совместности иерархии и сети, так как определены (и содержательно, и формально) смежностью экстериорных процессов бытия. Общую форму дифференциальной социальности имеет смысл назвать гетерархией — структурой, состоящей из множества иерархий, элементы которых соединены сетевыми связями. Взаимодействие здесь оказывается множественным, но локализованным соответствующими иерархическими связями. Таким образом, система упорядочена «внутри» и открыта «вовне» для создания новых связей и структур. Такая компоновка определяет положение участника, позиция которого становится дрейфующей по рядам различных порядков отношений.

Участник претворяет какое-либо взаимодействие в той мере, в какой он является элементом более общей иерархии и соответствующего порядка, нежели он сам. Устроение отношений зависимости участника не замыкается на одной иерархии, а включает в себя отношения с иерархиями более общего и локального порядков. Каждый из нас существует в пространстве действий и событий, принадлежащих более широкому кругу отношений, нежели мы сами, и включающих нас в качестве своих элементов; при этом мы не в состоянии данное положение изменить. Так же мы участвуем в отношениях, которые зависят от наших конкретных поступков и где мы, следовательно, проявляем некоторую степень неотчуждаемой свободы.

Эта свобода, как бы сомнительно ни звучало, есть мера субъектности, ответ единичного бытия на множественные события. Помимо этого мы оказываем влияние на различные процессы, которые являются объектами наших отношений и не могут этого положения избежать без нашего участия. Таким образом, один и тот же участник будет в общей по отношению к нему иерархии элементом, а сами эти отношения для него будут необратимыми. В той иерархии, где отношения зависят от степени его свободы и потому обратимы, он будет субъектом. В локальной иерархии, отношения которой зависят от него и для объектов, или элементов, являются необратимыми, это будет позиция Другого — того, кто определяет наши действия, и мы ничего не можем с этим поделать.

Субъектность участника вызывается сетевыми отношениями, которые создаются одновременно с иерархическими и строго в пределах иерархий. Отношения — это взаимосвязь как минимум двух участников, которые гетерогенны самим фактом единичного существования, а следовательно, общая взаимосвязь воздействует на различные цепочки событий и рождает различные истории о тех событиях. Установив отношения, два участника порождают Другого, который состоит из отношений первых двух, а совместно они проявляют свойства, ранее не выделявшиеся. Другой не равен каждому из них или их сумме, но равноположен. Он является иерархически упорядоченным и предполагает проявление ими, как своими элементами, определенных и конкретных свойств и функций. Семья — тому простейший пример.

Сеть выстраивается лишь при наличии в комбинации условий иерархических признаков. Элементы двух разных иерархий могут взаимодействовать между собой (в качестве участников) только в пределах третьей. Сеть из одной иерархии не может быть переведена в пространство другой иерархии или установить с ней равные отношения. Поэтому любые упорядоченные отношения отличаются консервативностью, а их участники пассивны в отношениях с участниками других иерархий. При попытке прямого взаимодействия между иерархиями они не стыкуются напрямую, заимствуя содержания друг друга, а создают промежуточные иерархии, с локализованными содержаниями. Таким образом, в процессе дифференциации размножаются иерархии, а сети — инструмент размножения упорядоченных структур; вместе они образуют гетерархию как «полную» модель отношений сообщества как множественного целого.

Множественность целого предполагает, что один и тот же участник совмещает в себе потенциально неограниченное количество разных модусов субъектности [7]. В реальности, разумеется, их количество ограничено иерархиями локальных условий. Благодаря этому действия участника никогда не являются беспорядочными, но всегда обусловлены типом рациональности, присущим тому или иному модусу субъектности соответствующих связей [3, 396–397]. Цели, которые участник проецирует в процессе познания, также множественны и различны, изменяясь вместе с ним. Вследствие этого понятие субъектности становится инструментальным, будучи формой сборки отношений коммуникации.

Социальные процессы совмещают несколько уровней коммуникации, которые аналитически раскладываются на отношения индивидов, статистических групп и институциализированных сообществ. Эти отношения распределены в пространстве и времени (частотой и количеством контактов) и поддерживаются постоянством реакций участников на типичные процессы [10, 79]. Автоматическая рациональность социальных процессов упорядочивает их на всех уровнях отношений, на каждом направлении и в любое время. За счет этого происходит множественная субъективация, формы и содержания которой разворачиваются автоматически рационализированными участниками в виде индивидов, групп и сообществ с соответствующей временной и пространственной протяженностью. Данная форма упорядочения отношений есть не что иное, как cogito, рационализирующее поддержание существования множественных связей. Задача этих cogito одна — осуществление коммуникации существующих единичностей относительно содержания отношений. Порой это называют самоорганизацией.

В коммуникации, где любое содержание появляется только за счет других, процессы социальной организации являются единственным постоянным фактором. Такая социальная система аутопоэтична [13, 69] — способна к самоорганизации с помощью множественного взаимодействия участников. Основной поток событий, который они претерпевают, носит повторяющийся характер. Взаимодействие участников всегда ограничено характеристиками среды, или институциональными содержаниями, частью которых они являются. Это избавляет социальность от лишнего хаоса. Сам хаос, или неупорядоченность, является таковым только по отношению к тем социальным порядкам, или рациональностям, которые не принимают данного типа взаимодействия. Каков бы ни был тип отношений, он всегда упорядочен фактом коммуникации. Любой порядок является локальным вследствие окружающих содержаний, но элементарные процессы социальной организации, посредством которых поддерживается существование коллективных и индивидных тел в виде частей и целого могут быть прослежены в любой конечной институциональной структуре. Последние, в свою очередь, постоянно подвергаются воздействию со стороны индивидов и групп; доказательство тому — все тот же «здравый смысл» повседневности.

Коммуникация сообщества

Наиболее постоянной границей, выстраиваемой социальными различиями, является конечность, смертность, свобода человеческого существования, которое развертывается в общем бытии, но единично уникальностью собственного переживания [8, 33]. Поскольку индивид идентифицирует себя с окружающими и составляющими его различиями, он всегда причастен отношениям дисперсных и управляемых групп — сообществ. Заинтересованность в поддержании собственного существования заставляет поддерживать и сформировавшие его отношения сообществ. Одновременность такой ситуации для множества людей приводит к относительной стабильности и типичности реакции сообществ на происходящие с ними события. Процесс существования общества, таким образом, напоминает медленный дрейф, основные события и отношения в котором носят повторяющийся характер, а любые нововведения происходят лишь в том случае, когда поддержание ситуации становится невозможным, иначе говоря, нерациональным для текущей коммуникации единичных существований. То есть отношения как бы преломляются через единичность каждого индивида и каждой группы. Участники включаются в отношения, отождествляя себя с теми различиями, которым не равны, и при любой солидарности будут различаться фактической единичностью, или конечностью. Изменения происходят не столько вследствие различий внутри отдельно взятого процесса, но скорее связаны с различиями его фактического осуществления и взаимодействия с другими процессами в ходе социальных отношений.