Смекни!
smekni.com

Социальная аномия и социальное управление (стр. 2 из 3)

По мнению Р. Мертона, аномия возникает тогда, когда люди не могут достичь навязанных обществом целей нормальными законными, им же установленными средствами. Он считает, что аномию вызывает разрыв между культурными целями общества и социально одобряемыми средствами их достижения. Это побуждает индивидов искать другие, незаконные способы удовлетворения своих потребностей. При аномии, даже если существует понимание общих целей, отсутствует общее признание правовых и моральных способов действия, которые ведут к этим общим целям.

Р. Мертон считает, что социальная аномия связана с социальной структурой общества, прежде всего с социальными группами, выделенными по морально-психологическим признакам, по их отношению к целям и средствам: в стабильном обществе цели и средства находятся в условном равновесии. Если нарушено равновесие целей и средств в действиях социальных групп, то в обществе возникает дисбаланс, ведущий к социальной напряженности и конфликтам.

Для достижения цели люди используют два вида средств: 1) легитимные, узаконенные и одобряемые обществом и 2) эффективные, ведущие к успеху любым путем. Как заметил Мертон, легитимность и эффективность средств достижения цели не всегда совпадают. Человек оказывается перед выбором, который он осуществляет в соответствии со своими потребностями, интересами и ценностными ориентациями. Если главными становятся цели, то средства подходят любые. Наоборот, если главное – средства, то цель утрачивает значимость. Мертон отмечает, что когда люди стремятся к финансовому успеху, но убеждаются в том, что его нельзя достичь на основе социально одобряемых средств, они могут прибегнуть к незаконным способам достижения этой цели, даже пойти на преступление. Нарушение равновесия между целями и средствами ведет к аномии.

В стабильном обществе соответствие средств и целей обеспечивает нормативное поведение. Если преувеличены цели, то возникает девиантное поведение («новации» – Мертон). Если преувеличены средства, то возникает поведение «ритуального» типа, например, в управлении – бюрократизм. Отрицание и целей, и средств ведет к уходу от жизни – «ретритизму», например, к алкоголизму, наркомании. Отказ и от целей, и от средств с одновременной заменой их на другие цели и средства ведет к революционному поведению, мятежу, перевороту. Поведение второго типа, когда главное – цели, а к выбору средств относятся пренебрежительно, ведет к асоциальному поведению, преступности.

Асоциальное поведение возрастает в тех случаях, когда превыше всего ставят символы (например, демократия провозглашается как высшая ценность), символы успеха (предпринимательство), в то же время общество не создает условий для достижения успеха легитимными способами, ограничивает или полностью устраняет доступ большей части населения к легитимным средствам. Именно эти явления имеют место в современной России, когда абстрактные ценности демократии и политическая целесообразность служат оправданием неудачных или непрофессиональных экономических решений, провозглашение ценности предпринимательской деятельности сопровождается налоговой политикой, удушающей честное предпринимательство.

Люди приспосабливаются к состоянию аномии разными индивидуальными способами: либо конформизмом (подчиняющимся поведением), либо различными видами отклоняющегося поведения (новаторство, ритуализм), в которых ими отвергаются общественно одобряемые идеи и цели. Мертон выделил пять основных способов «аномического» приспособления личности к среде: конформизм, инновация, ритуализм, ретритизм и мятеж.

Роберт Мертон разработал классификацию основных типов девиации, исходя из соотношения целей и средств в поведении человека, типичные ответные реакции в условиях аномии (имеется в виду принятие или отрицание людьми целей общества, социально одобряемых способов их достижения или одновременно и того и другого):Способ адаптации Общественные цели Социально одобряемые средства

Конформизм + +

Инновация + –

Ритуализм – +

Ретритизм – –

Мятеж ± ±

Знак «плюс» обозначает согласие, «минус» – отрицание. Таким образом, конформное поведение означает, что человек одновременно поддерживает и цели, и социально одобряемые средства их достижения. Совершенно очевидно, что конформизм представляет собой единственный тип недевиантного поведения.

Концепция Мертона открыла широкие возможности для объяснения социальной напряженности и конфликтов на базе разделения интересов в обществе. Она нашла применение в социологии права, социологии преступности и в других практически важных областях.

Н. Смелзер раскрывает механизм возникновения аномии на примере противоречивого отношения американцев к проблеме достижения богатства. Американцы с одобрением и восхищением относятся к финансовому успеху: достижение богатства является культурной целью. Социально одобряемые или установленные средства достижения этой цели подразумевают такие традиционные методы, как получение хорошего образования и устройство на работу в торговую или юридическую фирму. Однако когда человек сталкивается с реальным положением дел, становится ясно, что социально одобряемые средства недоступны для большинства населения. Многие люди не могут платить за хорошее образование, а лучшие предприятия принимают на работу ограниченное количество специалистов 6 .

Заметим также, что аномия в отдельных случаях может играть положительную роль в обществе, на что обратили внимание некоторые исследователи. Например, Кристиан Бэй считал, что определенная степень аномии необходима для некоторой свободы в обществе: в случае чрезмерного затвердевания норм индивидуальная свобода ограничена. Говард Беккер утверждал, что некоторая степень безнормности имеет место в любом обществе из-за несовершенства социализации, внутренних конфликтов и социальных инноваций.

Все приведенные высказывания свидетельствуют о многообразии подходов к понятию термина «социальная аномия». Совершенно очевидно, что это понятие многогранно и многозначно. Для того чтобы выявить актуальность данной темы, а именно понять, характерно ли состояние социальной аномии для нашей страны на современном этапе, в какой степени оно распространено, необходимы специальные исследования, изучение реакций населения на происходящие перемены.

Социальная аномия ведет к дезорганизации в обществе, которая снижает управляемость социальными процессами и эффективность управления. Управляемость социальными процессами основана на соблюдении всеми членами сообщества норм и правил поведения. Разрушение нормативной системы регулирования общественными отношениями и связанная с этим аномия снижает эффективность принимаемых решений и механизма их реализации.

Во все времена общество стремилось устранять нежелательные формы человеческой деятельности и их носителей. Методы и средства обусловлены социально-экономическими отношениями, общественным сознанием, культурой и ценностными ориентациями в обществе, интересами правящей элиты. Причины и сущность девиантного поведения всегда привлекали внимание исследователей. Философы и юристы, медики и педагоги, психологи и социологи рассматривали и оценивали различные виды социальной патологии: преступность, бродяжничество, алкоголизм, наркоманию, проституцию, самоубийство и др. Все эти явления получили широкое распространение в условиях социально-экономических реформ в 90-е годы и стали объектом первостепенной важности среди нерешенных проблем государственного и муниципального управления.

В отечественной истории преступность, алкоголизм, наркомания существовали в течение длительного времени, изучались преимущественно в рамках соответствующих дисциплин – криминологии, наркологии, суицидологии. На современном этапе наряду с ростом позитивных девиаций (политическая активность населения, экономическая предприимчивость, научное и художественное творчество) усиливаются девиации негативные – насильственная и корыстная преступность, алкоголизация и наркотизация населения, подростковая деликвентность, аморальность. Снизилась социальная защищенность граждан.

Вместе с тем нельзя забывать, что существование любой социальной системы есть динамическое равновесие процессов сохранения и изменения. Девиации являются всеобщей формой, механизмом, способом изменчивости, а следовательно, и жизнедеятельности, развития каждой системы. Чем выше уровень ее организации, чем система динамичнее, тем больше значат изменения как средство сохранения.

Однако управляемость и эффективность управления в социальных системах все же связываются в первую очередь с нормативным регулированием социальных процессов. Исходным понятием является социальная норма. В теории организации сложилось единое – для естественных и общественных наук – понимание нормы как предела, меры. Для физических и биологических систем это допустимые пределы структурных и функциональных изменений, при которых обеспечивается сохранность объекта и не возникает препятствий для его развития. Это естественная (адаптивная) норма, отражающая объективные закономерности сохранения и изменения системы.