Смекни!
smekni.com

Молодежное сообщество пранкеров в России: «Возьми трубку и зажги мир...» (стр. 4 из 7)

Пранкеры обычно между собой называют «великих жертв» не по именам и фамилиям, а по прозвищам. Чаще всего прозвище образуется от какого-то характерного ругательства жертвы. Так, московская пенсионерка, сказавшая одному из позвонивших пранкеров «А у тебя глотка спидовая!», получила прозвище Спидовая (реже – Спидовая бабка); уже упоминавшийся пенсионер из Кимовска стал называться Раком после обещания «поставить раком» позвонивших, один из московских преподавателей среди пранкеров известен как Пиздопидор за ругательство «Пиздопидор залупоглазый» и т.п.

Если «жертвы» обычно слабо представляют, кто и зачем их достает телефонными звонками, то сами пранкеры, напротив, стараются как следует узнать своих «кумиров», активно интересуясь их настоящей и прошлой жизнью. Разговаривая с «жертвой», они стараются не просто вывести ее из себя, но и косвенным образом узнать какие-то подробности ее биографии (поговорить о месте прошлой работы, о родственниках, о любимых спиртных напитках и т.д.). Таким образом, циклы пранков, записанных от самых популярных «жертв», начинают напоминать радиосериал, когда день за днем поклонники «жертвы» узнают новые подробности ее биографии, которые, как правило, впоследствии «обыгрываются» во время новых звонков.

Для многих ценителей пранков эта своего рода «сюжетность» истории «великих жертв» имеет большое значение, делает регулярное прослушивание пранков увлекательным занятием. Для тех, кто начал слушать пранки в тот момент, когда культ «великой жертвы» уже сформировался, часто пишется что-то вроде ее краткой биографии, позволяющей понимать те или иные реалии, упоминаемые в пранке. В качестве характерного примера можно привести такого рода «биографию» Истерички, размещенную на одном из пранкерских сайтов:

«Фамилия точно неизвестна. Эта жертва пранка проживает на юго-востоке Москвы в районе Жулебино на Жигулёвском бульваре. В 2005 году ей было около 40 лет. Отличается в разговоре однобразием и предсказуемостью. Наталья не просто использует одни и те же фразы, но даже повторяет их с одним и тем же выражением. Такое впечатление, что когда-то заучила и крутит одну и ту же пластинку постоянно.

В основном в пранках старается унизить пранкера, что он не мужик и т.п.

У неё есть сын-подросток Дима, который через своего знакомого и узнал о пранкерах. Ему записали целый диск с пранками.

Как-то пранкеры приходили к ним домой, но Наталья не стала разговаривать, а просто захлопнула дверь. Ребята решили поднять настроение не слишком общительной тётеньке и в качестве сюрприза, уходя, выдавили ей майонез в почтовый ящик.

В целом жертва пранка не какая-то там сверх, но бывают вполне смешные моменты в записях с ней»[30][331].

Фразы «жертв» и их значение для пранк-сообщества

«Великие жертвы» в пранкерской среде ценятся в первую очередь не за интересную биографию, а за яркую речевую характеристику. Наибольшей популярностью пользуются «жертвы», активно использующие в своей речи нестандартные ругательства (например, «хероподгандонное захуище», «сучефанка, блядь, ебаная», «ебаньком угондошенный» и т.п.). Интерес пранкеров может вызывать запоминающаяся интонация, с которой говорит «жертва», или ее необычное поведение при разговоре. Так, например, Борис Чернюк, глуховатый пенсионер из Москвы, вероятно, страдал расстройством памяти и через несколько минут разговора забывал, кто и зачем ему звонит, повторяя: «Кто Вы есть?», а Спидовая Бабка то довольно натуралистично описывала, как донимающий ее пранкер вступает в инцестуальные отношения со своей матерью, то настойчиво повторяла: «Анафем, проклят!». Такое необычное речевое поведение вызывает смех у слушателей пранков и желание послушать другие записи с ними. Если продолжить аналогию между циклом пранков и радиосериалом, то пранк – это комедийный сериал, где «жертва» оказывается в статусе характерной актрисы, «звезды шоу», а звонящие ей пранкеры выступают в качестве меняющихся статистов, чья умелая актерская игра тоже может доставить удовольствие слушателям.

Наиболее запоминающиеся фразы «великих жертв» становятся теми кирпичиками, из которых строится культура пранкеров. Прежде всего, они активно задействованы пранкерами при устном общении друг с другом, что можно сравнить с использованием крылатых фраз из фильмов в разговорной речи простых граждан[31][332]. Следует отметить, что если цитаты из кинофильмов довольно часто изменяются в рамках языковой игры (например, при ироническом переосмыслении)[32][333], то фразы «жертв» в речи пранкеров оказываются весьма устойчивыми, их стараются произнести максимально точно, часто говорящий старается воспроизвести и интонацию жертвы.

Использование фраз «жертв» в повседневном общении имеет несколько функций. С одной стороны, как и любой субкультурный жаргон, речь пранкеров, в которых активно употребляются цитаты из пранков, позволяет отделить «своих» от «чужих». Тот, кто хорошо знает пранки, поймет фразу «Вся ваша кедовская республика под колпаком»[33][334] и посмеется над ней, для остальных же это выражение останется загадкой. С другой стороны, многие из фраз «великих жертв» кажутся смешными и яркими и тем, кто ничего не знает об их происхождении. Таким образом, пранкер, использующий в речи такие необычные и забавные фраз, завоевывает дополнительный популярность среди окружающих:

«Фразы жертв я использую ежедневно и при разных обстоятельствах. Очень помогают мне в учёбе. Даже когда учился в школе, именно фразы Романа Петровича[34][335] и Деда-ИВЦ помогли мне получать хорошие оценки. И сейчас в университете такая же ситуация» [Shaxid, Уфа, 18 лет, опыт – 3 года].

«Я сам не заметил, как начал говорить фразами жертв в определённых ситуациях. Ну а куда без этого? Тем более, что порой лучше выразить своё состояние, чем через культовую фразу просто невозможно. Очень часто я лично использую фразы ПП[35][336] =) например, вместо "ты с ума сошёл" говорю "уу... ну это пиздец.... пиздец не лечится" и т.д. Плюс, в обиходе появляется масса других фраз (не цитат), связанных с пранком. Например от камрада Клауса (CLAUS) я услышал что-то, типа "да если это *так-то* – то я Нина Васильевна[36][337]". Никуда от этого не деться)) да и не хочется» [ВПиХ, Москва, 18 лет, опыт – 2 года].

Илл. 48. Креатив «SuperCrayFish» («СуперРак»), в основе которого постер фильма «Супермен возвращается» (2006). Использована фотография лица Рака, в руки герою вложены скалка и детский крем «Тик-так», которые Рак грозил применить против пранкеров; в качестве слоганов

Илл. 49. Креатив «Пранкеры, берегитесь», отсылающий к стилистике гангстерского кино. Использована фотография лица Рака, из сумки главного героя торчит скалка и счет за телефонные переговоры

Фразы «жертв» активно используются и во время общения пранкеров в Интернете, Многие постоянные посетители форума на Prank.ru устанавливают их себе в качестве так называемой «подписи» (заранее введенный текст автоматически появляется в конце каждого сообщения данного пользователя). Часто после самой фразы жертвы ставится значок копирайта (значок «©» часто упрощается до «(с)»), указывающий на то, что это цитата; в некоторых случаях указывается и авторство фразы. Вот несколько типичных примеров[37][338]. У недавно зарегистрированного пользователя Dvdvitya по умолчанию стоит подпись: Пока не поздно обратись к психиатору – такую хуйню несешь (с) Анусова. Пранкер Leonidych использует в качестве подписи к сообщениям на форуме целый диалог из записанного им пранка с Раком: «Я: – "Алло, Валерий Палыч?" Рак: – "Что тебе надо, щенок?" Я: – "Я не щенок, я новый пранкер" Рак – "Ты самое говно! Тебя мама сделала как выкидыш! Разговаривай с румынской стенкой и изучай румынский язык" =))))». Модератор форума Славян использует в качестве подписи характеристику себя из пранка с Раком: «Славян как был наркоманом, так и остался наркоманом (с) Вольнов Валерий Павлович».

Эти примеры показывают, что использование фраз жертв в качестве подписи на форуме может указывать на статус пользователя в сообществе. Начинающий пранкер Dvdvitya использует свою любимую фразу из чужого пранка, пользователь Leonidych, цитируя свой диалог с Раком, доказывает, что у него уже есть опыт общения с одной из «великих жертв», а подпись одного из самых авторитетных пранкеров Славяна свидетельствует о том, что «великая жертва» Рак удостоил его персональной характеристики.

Активно используются фразы «жертв» и во время общения на форуме, обычно их также отмечают значком копирайта. Чаще всего фразы жертв, имеющие обычно оскорбительный смысл, адресуют новичкам, пишущим на форуме нелепые сообщения. По их реакции на цитату из пранка можно определить, в какой степени они включены в жизнь сообщества.

Приведем характерный пример. 26 августа 2008 года на сайте Prank.ru регистрируется пользователь sahar85. Сразу после регистрации он создает на форуме новую тему «Бабка АТС»[38][339], где утверждает, что смог найти утерянные еще в 1998 году контакты этой легендарной «жертвы»[39][340], а также сделать с ней новые записи. В качестве доказательства он дает ссылку на звуковой файл, который якобы и является новым пранком с Бабкой АТС. Пользователь Макс Хантер, послушав запись, обвиняет sahar85 в подлоге (файл оказывается уже известным пранком, записанным другим пранкером от другой «жертвы») и пишет ему: «КУПИ ДЕТСКИЙ КРЕМ!». Отвечая на критику, sahar85 недоуменно реагирует на реплику про детский крем: «Это ты к чему?» Пользователь Cursed, поддерживая обвинение в подлоге, пишет: «А детский крем стабильно нужен ты задумайся». Пытаясь исправиться, sahar85 дает ссылку на другую запись, которая тоже оказывается подложной. Комментируя происходящее, пользователь gooverup резюмирует: «Вообщем, крем тикитак тебе нужен».