Смекни!
smekni.com

Право и природа человека в работах Бенджамина Франклина (стр. 3 из 3)

В данном случае система ценностей индейцев рассматривается как фактор, который определяет допустимость мер принуждения и ранжирует их. Франклин предлагает установить положение, по которому такие небольшие долги «не подлежат возвращению силой закона». Он рассчитывает на то, что там, где не применяется законное принуждение, «нечестность становится еще более позорной»27. Другими словами, предлагается вообще ограничить действия норм права там, где, в конечном счете, более эффективными могут оказаться традиции и нормы обычного права.

Эти предложения Франклина означают, что меры правового принуждения должны примерно соответствовать существующей в обществе системе ценностей, представлениям людей о соотношении опасности преступления и следующего за этим наказания. Противоречащее этим представлениям чрезмерно строгое наказание он считает неприемлемым.

Можно предположить, что несоответствие преступления и наказания может повлечь за собой неприятие законодательства в целом, а возможно и всей системы государственной власти. Следствием такого несоответствия может быть совершение более опасных преступлений, чем те, о которых говорит в данном случае Франклин.

Его «Заметки по некоторым из предшествующих наблюдений, подробно показывающие влияние нравов на население», акцентируют внимание именно на том, что значение нравов, моральных стереотипов чаще всего оказывается решающим для развития общества, в том числе и для «гражданской конституции»28.

Однако Франклин в принципе не рассматривает достаточно распространенную ситуацию, когда меры государственного принуждения, по оценке общественного мнения, наоборот, рассматриваются как недостаточно жесткие. А ведь можно предположить, что это влечет за собой аналогичное или еще более резкое неприятие самих государственных институтов.

Примером такого рода является современное положение дел в России, где существенно расходятся разные мнения в вопросе о допустимых наказаниях. Многочисленные социологические опросы достаточно убедительно свидетельствуют о том, что большая часть общества считает необходимым применение жестких мер, в том числе, и смертной казни по отношению к тем, кто совершает наиболее опасные преступления, прежде всего, умышленные убийства. Однако те, кто принимает соответствующие решения, практически игнорируют это мнение. Наоборот, прослеживается последовательное смягчение наказаний законодателями. Смертные приговоры выносятся, но не исполняются, поскольку с 1996 г. действует соответствующий мораторий. То есть, в данном случае мнение значительной части общества резко расходится с законодательной и правоприменительной практикой, что, тем не менее, не влечет за собой изменений норм права. Хотя неэффективность существующих методов борьбы с преступностью подтверждается статистикой. Здесь наблюдается негативная динамика, проявляющаяся с начала 90-х гг. в росте числа наиболее опасных преступлений: убийств, грабежей и т. д.

Можно предположить, что столь явное расхождение мнения общества и действий государства - одна из причин такого широко распространенного в России явления, как правовой нигилизм.

Обобщая вышеизложенное, можно сделать выводы, что правовые воззрения Франклина основаны на глубоком понимании социальных отношений и проблем как явлений, органично связанных с природой человека.

Хотя в специальных исследованиях, посвященных анализу научных достижений Франклина, акцент делается на его достижениях в области естественных наук, не меньшего внимания заслуживают и его достижения в сфере правовой мысли. В своих рассуждениях и конкретных предложениях, так или иначе затрагивающих проблемы законодательства, Франклин неизменно опирается на знание основных природных закономерностей.

Широкий кругозор и системное мышление обусловили наглядно проявляющееся в его работах понимание права как феномена, отражающего причинно-следственные связи общего порядка.

Природа человека также является для Франклина объективно существующей реальностью, которая и должна быть учтена законодателем. В этом отношении он является последовательным сторонником идей Дж. Локка. Это влияние проявляется, в частности, в его категоричном утверждении, что человеком движет исключительно страдание, любая другая мотивация сводится к попытке избежать страдания. Это позволяет сделать вывод, что предусмотренное законодательством наказание преступника, по своей сути, является именно сознательно причиняемым страданием и ничем иным быть не может.

В связи с этим утверждение в действующем Уголовном кодексе РФ (ч. 2 ст. 7) о недопустимости физических страданий применительно к лицу, совершившему преступление, выглядит как декларация и дань требованиям международных источников права.

Прагматизм Франклина проявляется в отсутствии свойственных эпохе Просвещения деклараций о необходимости изменения природы человека, и, прежде всего, самой эгоистической мотивации его поступков.

Неоднократно повторяемое Франклином утверждение о выгодности, в конечном счете, честности можно считать основанием для причисления его к числу тех мыслителей, которые не видели неразрешимого противоречия между требованиями морали, инструментами социального регулирования и интересами человека.

Франклин исходит из посылки о неизменной природе человека, однако отмечает, что мораль меняется по мере развития общества. Это принципиально важно, поскольку, по логике Франклина, право увязывается с системой ценностей, распространенной в обществе. Применительно к современной России это означает, что право должно скорее следовать за общественной нравственностью, нежели навязывать обществу чуждые ему ценности. Даже благие намерения законодателей, игнорирующих это обстоятельство, в данном вопросе чреваты отторжением со стороны общества самого права как такового.

Список литературы

Замечания на выступления, судьи Фостера в защиту права насильственной вербовки матросов // Франклин В. Избранные произведения. - М., 1956. - С. 261.

Там же.

!0 Там же.-С. 262.

Там же.

Там же. - С. 264.

Там же. - С. 265.

Там же. - С. 266.

Там же. - С. 263.

Там же. - G. 264.

1 ^Исторический очерк конституции .и правительства Пенсильвании с момента её возникновения //: Франклин В. Избранные произведения. - М., 1956.-С. 159.

{Письмо неизвестному] // Американские просветители. -М., 1968.-Т. 1.-С.98.

Размышления над первой декадой Тита Ливия // Макиавелли Н. Государь. Размышления над первой декадой Тита Ливия. - Минск, 2003. - С. 183-184.

Заметки по некоторым из предшествующих наблюдений, подробно показывающих влияние нравов на население // Франклин В. Избранные произведения. — М., 1956. - С. 580.

Там жё. - С. 561.

Там же.-С. §61. й Там жб. - С. 182.

Hcfopiwafcttfi очерк конституции и правительства 1|ёйСйМЬванйй й момента её возникновения // Франклин В. Избранные прВМзведения. - М., 1956. - С. 166.

.Исторический очерк конституции и правительства Пенсильвании е момента её возникновения // Франклин В. Избрание произведения. - М., 1956. - С. 104.

Замечания по плану . будущего убавления делами индейце! // Франклин Избранные произведения. - М., 1956. - С. 284.

Замечания по плану будущего управления делами ийдейцев // Франклин В. Избранные произведения. - М., 1956. - С. 284.

8 Заметки по некоторым из предшествующих наблюдении. подробно показывающие влияние нравов на населе зйе II Франклин В. Избранные произведения. - М;, 1956. - С. 558.


[1]Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собствен­ности и государства. - М., 1973. - С. 4.

[2]Байтин М.А. О современном понимании права // Жур­нал российского права. - 1999. - № 1. - С. 99-100.

[3]Миронов О.О. // Завтра. - № 34. - 2001.