Смекни!
smekni.com

К определению человека XXI века: философия образования в поисках целеполагающих стратегий (стр. 2 из 2)

Эта ситуация предполагает переосмысление связи категорий «деятельность» и «коммуникация» в контексте такого определения человека. Односторонность анализа общества и культуры будущего теоретиками развития информационного общества [4] заключается в замене социальной деятельности коммуникативной активностью, что исключает человека из статуса субъекта деятельности, ответственного за будущее Земли, но сохраняет его в пространстве уже созданных структур и институтов. Единство коммуникации и деятельности как выражения природы человека не является их простой суммой, но представляет собой процесс восхождения как перехода от коммуникации к деятельности, активизирующей личностные позиции человека, его знания и высокие ценности для самоопределения в современном мире. Homo communicativus поэтому, не утрачивая своего человеческого начала, становится человеком дея- тельно-коммуниктивным. А экология его коммуникаций — которая сегодня все более актуализируется — может быть осмыслена не только как регулятор содержания сообщений, направляющий их в сторону ценностных ориентиров и норм, но и как основа самосознания homo communicativus, предотвращающая его развитие как пассивного потребителя информации.

Становление homo communicativus представляет собой не очередной этап — «виток», поворот в переопределении человека, но синтез накопленных в истории Культуры личностных качеств. Их единство — условие и основа развития обновленной формы гуманизма, сохраняющей приоритет человека по отношению к любым проявлениям коммуникативной среды. Инвариантным в этом отношении является качество человека быть субъектом, проявления которого в реальности расширяются за счет проходимых исторических этапов и опыта соответствующих им, предшествующих моделей. Без этого синтеза определение homo communicativus будет односторонним и потому неистинным.

Эти процессы и тенденции дают основания для постановки проблемы о том, что подлинным пространством развертывания homo communicativus является духовно-культурное Возрождение — содержание общества и культуры, переводящее ориентиры гуманизма в приоритетные основания детерминации бытия в целом. Возрождение XXI века, естественно, не может быть простым возвратным порывом, возвращением к идеям и образам итальянских и европейских гуманистов XIV-XVI веков, но и не может быть абсолютным отрывом от их наследия. В центре Возрождения как проекта XXI века — та же идея антропоцентризма и ведущей роли личности человека-творца, осваивающего гармонию в природнокультурных и космических процессах. Но сегодня для сохранения планетарного человечества эта роль должна быть развернута не на индивидуальность, а на человечество как ценность, на универсальность его природы и потребность в творческом эколого-ноосферном освоении Земли, культуры и себя как целостности. Именно в этой логике homo communicativus можно вновь понимать как культурно-природный микрокосм, который воспроизводит — переживает, содержательно оценивает, осваивает всю ту сеть коммуникаций, которая пронизывает планету и жизнь мирового сообщества, обеспечивая самосознание, взаимопонимание и включенность homo communicativus во все его планетарные процессы, включая сохранение природного и культурного наследия.

Связь homo communicativus Возрождения XXI века с обществом и культурой выражается не столько в ролевых проявлениях, сколько в причастности к коммуникативной целостности и полнокровности бытия, что, вероятно, и является на уровне нашей цивилизации завершенным выражением развития целостности — тотальности: человек - культура - общество - природа - космос - человек-как-космос. Сохраняя свою уникальность и индивидуальность, homo communicativus не только открывает себя через коммуникации с близкими и со всем миром, обживает свой город, страну, планету как Дом, осваивает новые коммуникации-траектории своей деятельности, но постоянно вносит в нее определения ценностей и идеалов других субъектов.

Другой чертой гуманизма современного Возрождения является обеспечение максимально возможной свободы, необходимой для самореализации личности и выбора ею коммуникативных стратегий. Развитие коммуникативной культуры и технологий дает возможность для открытия новых достижений высокого мира Культуры планетарного сообщества с его культурным разнообразием и традициями. Иначе говоря, основа современного гуманизма — это социокультурное и технологически-коммуникативное обеспечение человеческих качеств homo communicativus как субъекта.

Субъектная основа человека поэтому выступает как неснимаемая основа, изменяющаяся в процессах освоения достижений культуры и обеспечивающая возвышение человека над все более усложняющейся информационно-коммуникативной средой. И если гуманисты Возрождения XV-XVI веков мыслили совершенствование личности как ее индивидуализацию, утверждение ее достоинства и чести, то современное Возрождение дополняет эту логику, вскрывая в историческом процессе его основную ось — движение человека к самому себе, к универсальности своей культуры-природы и развертывание собственно человеческих качеств. Поэтому Возрождение XXI века, закладывая эту основу как детерминанту развития, выступает и своеобразным развитием антропного принципа: пространство развития человека должно быть всегда соизмеримо с человеком, должно поддаваться его разумно-творческому воздействию, преодолевающему стихийно-иррациональные процессы. Это не значит, что homo communicativus снимает личностно-неповторимую сторону своей жизни. Наоборот, она раскрывается лишь в той мере, в какой человек открывает и осваивает, обнажает для мира свою природно-культурную сущность через высокую нормативность и содержательность коммуникаций. Таким образом, homo communicativus — не только этап, но и уровень процесса саморазвития и самопостижения человеком универсальности своей культуры-природы. Расширив пространство коммуникаций, этот этап выявляет и новые стороны человека и человечества, и эколого-ноосферные нормы освоения ими социокультурной среды. Поэтому в пределе оказывается, что этап становления homo communicativus совпадает с другим определением человека — человек космопланетарный; это второе определение человека выступает как новое пространство и смысл субъектной самореализации первого. И приоритетом в пространстве адекватного для него развития может быть только приоритет Культуры — детерминанты Возрождения XXI века.

Сегодня — в условиях глобализации планетарного бытия — масштаб и алгоритм обозначенных процессов изменяется: развитие человека и культуры делает процесс категориального саморазвития опыта передачи знаний и умений в образовании осознанным предметом социально-гуманитарного познания. И в этом качестве новая модель человека как целевая установка философии образования может развиваться в приоритетах и даже «под контролем» культурной политики с ее бытие-утверждающими и человечески выраженными перспективами. Таким образом, изменение определения природы человека — это ответ философии на вызовы нашей эпохи с ее драматической и предельно неустойчивой ситуацией. И смысл такого ответа — как и логика его формирования и осуществления — в утверждении возможности сохранения Человеком своего субъектно-деятельностного статуса, способности к возвышению над современными наличными социальными обстоятельствами и созданию пространства-времени Культуры в обновленных категориальных формах возрождающей статус истины, добра и красоты.

Список литературы

Баркова Э.В. Классика в пространстве современного художественного зрения и умозрения // VIII Румянцевские чтения: мат-лы Международной научно-практической конференции «Экономика, государство и общество в XXI веке». М.: РГТЭУ, 2010. С. 251-259 .

Баркова Э.М. Философия культуры в экологоориентированной перспективе // Культура. Наука. Интеграция. 2012. № 2. С. 14-21;

Бессонов Б.Н. История и философия науки: учебное пособие для магистров. М.: Юрайт, 2012 . 560 с.

Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М.: Изд-во ГУ ВШЭ, 2000. 608 с.

Крылов В.Л. Убить искусство. М.: Астрея, 2005. 304 с.

МихайловаМ.В. Эстетика классического текста. СПб.: Алетейя, 2012. 296 с.

Пантин В.И, Столярова Т.Ф. Вырождение или Возрождение? М.: Культурная революция, 2006. 304 с.

Солопов Е.Ф. Сущность философии: Наука о всеобщем в его отношении к обществу. М.: ЛИБРОКОМ, 2013. 176 с.

9. Французские ученые забастовали во имя романа «Принцесса Клевская». — http://www.infox.ru/science/past/2009/02/13/sarkozy_princesse_de_cleve.phtml.