Смекни!
smekni.com

Деньги и их функция (стр. 2 из 4)

1) потребительная стоимость служит формой проявления своей противоположности - стоимости;

2) конкретный труд выступает как форма проявления своей противоположности - абстрактного труда;

3) частный труд становится проявлением своей противоположности - непосредственно общественного труда. Эти особенности эквивалентной формы стоимости наиболее ярко проявляются в деньгах и имеют решающее значение для понимания сущности денег.

С возникновением денежной формы стоимости весь товарный мир разделяется на два полюса - товары и деньги. Каждый из обыкновенных товаров непосредственно выступает только как потребительная стоимость; что же касается стоимости, то она находится в товарах в скрытом виде и обнаруживается лишь посредством приравнивания их к всеобщему эквиваленту - деньгам.

В условиях товарного хозяйства, основанного на частной собственности на средства производства, труд непосредственно выступает как частный труд. Однако в силу общественного разделения труда все товаропроизводители по существу работают друг на друга и, следовательно, их труд имеет также общественный характер. Но этот общественный характер труда частных товаропроизводителей скрыт: производя тот или иной товар вслепую, наугад, без предварительного учета потребностей общества, товаропроизводитель не знает и не может знать, нужен ли продукт его труда обществу. Он узнает об этом лишь на рынке и только через посредство обмена товаров на деньги. Поэтому тот частный труд, который заключен в денежном товаре, служит формой проявления общественного труда. Следовательно, в противоположность всем прочим товарам деньги выступают как непосредственное воплощение общественного труда.

Из всего изложенного выше следует, что деньги как специфический товар, служащий всеобщим эквивалентом, имеют следующие особенности:[10]

1) в их потребительной стоимости проявляется стоимость всех других товаров;

2) заключенный в них конкретный труд служит всеобщей формой проявления абстрактного труда;

3) содержащийся в них частный труд выступает как труд в непосредственно общественной форме.

Противоположность между обыкновенными товарами и деньгами проявляется и в их потребительной стоимости. Каждый товар способен удовлетворять лишь какую-либо определенную человеческую потребность и, следовательно, имеет только особенную единичную потребительную стоимость. Такую потребительную стоимость сохраняет и денежный товар: из золота, например, выделывают кольца, браслеты, зубные пломбы, часы и т.д. Однако, кроме того, денежный товар имеет специфическую потребительную стоимость, которая обусловлена уже не его вещественными свойствами, а той особой общественной ролью, которую деньги играют в товарном хозяйстве. Эта потребительная стоимость денег как таковых состоит в их способности непосредственно обмениваться на все товары и посредством этого обмена удовлетворять любые потребности их владельцев. Каждый обыкновенный товар как продукт частного труда не обладает способностью непосредственно обмениваться на продукты всех других видов труда: товары обмениваются друг на друга лишь при посредстве денег. Напротив, деньги и только они обладают непосредственной и всеобщей обмениваемостью.

Таким образом, в противоположность всем прочим товарам, имеющим лишь особенную потребительную стоимость, деньги обладают всеобщей потребительной стоимостью.

Благодаря этому деньги становятся формой разрешения внутреннего противоречия, заключенного в товаре, которое наглядно обнаруживается в процессе обмена. Для каждого товаропроизводителя его собственный товар служит не потребительной, а меновой стоимостью или средством обмена, при помощи которого он приобретает другие товары; напротив, чужие товары служат для него потребительными стоимостями. Но потребности товаропроизводителя разнообразны, в то время как сам он обычно производит только один какой-нибудь вид товара. Например, столяр производит только мебель, имеющую лишь ограниченную, особенную потребительную стоимость, тогда как сам он нуждается и в хлебе, и в мясе, и в одежде, и в обуви, и в сырых материалах, инструментах и т.д. Однако обменять стол на любые товары было бы возможно лишь в том случае, если бы он обладал потребительной стоимостью для всех членов общества, т.е. всеобщей потребительной стоимостью, и был всеобщим эквивалентом. Так обстоит дело и со всеми прочими товарами. Но все товары не могут служить одновременно и особенными потребительными стоимостями и всеобщим эквивалентом.

Это противоречие находит разрешение в раздвоении товарного мира на обыкновенные товары, с одной стороны, и денежный товар - с другой. С выделением из товарного мира всеобщего эквивалента впервые появляется такой специфический товар, который действительно является предметом всеобщей потребности и обладает всеобщей потребительной стоимостью. Поэтому обмен товара на деньги дает товаропроизводителю возможность приобрести затем любой нужный ему товар.

Только косвенным, окольным путем - посредством обмена товара на деньги - обнаруживается, имел ли труд частного товаропроизводителя общественное значение. Если товаропроизводитель произвел вещи, утратившие полезность для общества, то он не сможет продать их, обменять на деньги, а потому сам не сможет получить продукты труда других членов общества. Напротив, коль скоро товаропроизводитель обменял свой товар на деньги, то это свидетельствует о том, что заключенный в данном товаре труд был нужен обществу, и дает возможность товаропроизводителю в свою очередь приобрести продукты труда других членов общества. Через деньги же обнаруживается и то, в какой мере данный труд был нужен обществу. Если, например, определенный товар был произведен в излишнем количестве, то даже в случае продажи его на рынке он будет приравнен к меньшему количеству денег, чем это соответствует стоимости товара, и таким путем товаропроизводитель обнаружит, что частично труд его был затрачен впустую. Таким образом, только через обмен товаров на деньги товаропроизводители получают общественное признание своего труда.[11]

Называя деньги продуктом общественного труда, организованного товарным хозяйством, В. И. Ленин следующим образом характеризует их роль: “Продукт отдельного производителя, предназначенный на чужое потребление, может дойти до потребителя и дать право производителю на получение другого общественного продукта только принявши форму денег, т.е. подвергшись предварительно общественному учету, как в качественном, так и в количественном отношениях. А учет этот производится за спиной производителя, посредством рыночных колебаний”.

Из всего сказанного следует, что деньги - это такой специфический товар, который монопольно выполняет роль всеобщего эквивалента и служит орудием стихийного учета общественного труда частных товаропроизводителей.

Это объективное явление, вытекающее из самой природы товарного хозяйства, получает в сознании людей извращенное отражение. То, что золото как деньги обладает специфическим общественным свойством непосредственной и всеобщей обмениваемости, представляется людям таким же естественным свойством самого золота, как свойство магнита притягивать к себе железо. Деньги рассматриваются ими как вещь, по самой своей природе наделенная магической способностью обмениваться на все другие вещи.

Деньги начали служить орудием эксплуатации еще в докапиталистических формациях. При посредстве денег купцы и ростовщики эксплуатировали массу мелких производителей: купцы - путем покупки продуктов их труда ниже стоимости, ростовщики - путем присвоения в форме процентов по ссудам части труда мелких производителей. Деньги служили орудием эксплуатации мелких производителей также со стороны рабовладельческого и феодального государств, взимавших с крестьян и ремесленников большие налоги. В условиях развитого рабовладельческого строя деньги являлись средством покупки рабов и в связи с развитием работорговли играли существенную роль в расширении сферы рабовладельческой эксплуатации. Что касается феодального общества, то на поздней его стадии, с переходом от отработочной и продуктовой ренты к денежной, деньги вклиниваются уже и в отношения между феодалом и его крепостными, становясь орудием выжимания прибавочного труда.

Для развитого феодализма типично отделение города от деревни и превращение городов в центры ремесла и торговли. Сосредоточенные в городах и специализировавшиеся в определенной отрасли производства ремесленники должны были регулярно продавать продукты своего труда на рынке. В свою очередь и крестьянам приходилось систематически продавать часть продуктов своего хозяйства на рынке как для того, чтобы покупать в обмен на них ремесленные изделия, так и для уплаты денежной ренты помещикам и налогов государству. Таким образом, мелкие производители попадали во все большую зависимость от рыночной стихии.

Так как общественный учет труда частных товаропроизводителей осуществляется в стихийном порядке, через обмен товаров на деньги, то это неизбежно ведет к классовому расслоению товаропроизводителей.

Величина стоимости товаров, а, следовательно, и количество денег, получаемых производителями в обмен на свои товары, зависит от общественно необходимого рабочего времени, последнее же, как правило, не совпадает с индивидуальными затратами труда.[12] В силу этого те производители, которые обладают лучшими средствами производства и чьи индивидуальные затраты труда меньше, чем общественно необходимое время, получают в результате продажи своих товаров большее количество денег; напротив, те производители, которые обладают худшими средствами производства и чьи индивидуальные затраты труда превышают общественно необходимое рабочее время, получают меньшее количество денег. Неизбежное на основе действия стихийного закона стоимости классовое расслоение товаропроизводителей еще более усиливается вследствие колебаний рыночных цен товаров и их отклонений от стоимостей. “Эти неведомые производителю, независимые от него рыночные колебания, - указывал Ленин, - не могут не порождать неравенства между производителями, не могут не усиливать этого неравенства, разоряя одних и давая другим в руки деньги = продукт общественного труда”.