Смекни!
smekni.com

История формирования и сущность золотого инварианта (стр. 2 из 7)

В Германии ходили гульдены, затем – марки. В Англии – пенни и нобли, затем – соверены и гинеи. В Испании – дублоны (пистоли). В Мексике – песо. В России – империалы. В США чеканился игл – монета достоинством 10 долларов, а также 20-долларовый «двойной орел». Особенно много золотых монет была отчеканено в разных странах в 19 в. с принятием так называемого золотого стандарта, когда золото стало единственным всеобщим эквивалентом, а серебряные монеты превратились в разменные.

Первая русская золотая монета – златник князя Владимира Святославича (980–1015) массой около 4 г. Это очень редкая монета: сейчас в музеях страны находится всего 10 златников, что указывает на ее малую распространенность. От златника произошла русская единица массы – золотник (4,266 г). Затем золотые монеты появились при правлении Ивана III, которыми он награждал как медалями своих приближенных. Однако собственного золота в стране не было, монеты приходилось чеканить из чужого, привозного золота, в обращение они не поступали и имели преимущественно политическое значение. Соответственно, тиражи золотых монет в течение длительного времени были небольшими, и эти монеты очень редки. Иногда золотые монеты специально чеканились для награждения отличившихся воинов. Так, за морскую победу при Гангнуте в 1714 для участников сражения были изготовлены 100 золотых монет достоинством в один червонец и 400 монет достоинством в два червонца.

Положение изменилось, когда в стране были найдены большие запасы золота – сначала на Урале, потом в Сибири. Первое российское золото из россыпи было получено только в 1814. Сначала золотые месторождения не пользовались у правительства большим вниманием: официальная точка зрения исходила из того, что золото в недрах целесообразнее оставить потомкам. Однако вскоре это мнение изменилось, очевидно, ввиду развития торговли и промышленности. В результате золотые монеты получили широкое хождение, а их тиражи стали исчисляться не тысячами, а миллионами.


Глава II. Золотой стандарт

2.1 Сущность

Золотой стандарт — денежная система, при которой роль всеобщего эквивалента играет золото, в обращении же находятся золотые монеты, а также кредитно-бумажные деньги, разменные на металл по твердому соотношению.

Наряду с полным золотым стандартом возможны и исторически существовали его варианты с сохранением лишь части характеристик. Новейшее исследование, проведенное в ходе работы американской Комиссии по золоту (1981 —1982 гг.), перечисляет пять видов золотого стандарта с несколькими подвидами в зависимости от наличия или отсутствия ряда важнейших элементов'. Кроме того, золотой стандарт имеет два главных и во многих отношениях различных аспекта — внутренний и международный.

Проблема золотых денег и основанной на них денежной системы многократно была предметом бурных политических дискуссий и научных споров. Так было в 10-х годах XIX в. в Англии, когда в дискуссии участвовали крупнейшие экономисты эпохи во главе с Рикардо, в 40-х годах в период споров «банковской» и «денежной» школ. В США в 90-х годах прошлого века она выдвинулась даже на передний план политической жизни и занимала важное место в борьбе вокруг президентских выборов 1896 года. В 1897 году в России по инициативе министра финансов С. Ю. Витте была проведена денежная реформа и введен полный золотой стандарт, что тоже было связано с большими дискуссиями. Крах золотого стандарта в 30-х годах XX в. вызвал серию международных конференций капиталистических стран и поток литературы. Хотя послевоенное денежное устройство капиталистических стран и международная валютная система не были в сколько-нибудь реальном смысле основаны на золоте, проблема золотого стандарта сохранила свою остроту.

Несмотря на необъятность научной литературы о золоте как деньгах и о золотом стандарте, многое в этой области остается спорным. Нет согласия даже о сущности золотого стандарта, о временных границах его действия и причинах крушения, не говоря уже о современном и будущем статусе золота. Споры по этим вопросам и теперь бывают исполнены не только научной глубины, но и эмоций. Кроме того, всегда считалось и считается, что по такому вопросу может грамотно высказаться любой интеллигентный человек. К примеру, такие безусловно компетентные в своем деле люди, как Бернард Шоу или Шарль де Голль, наверно поостереглись бы говорить о ядерной физике, но по вопросу о золотом стандарте они высказывались весьма категорично. То, что будет изложено на последующих страницах, может служить своего рода введением в проблемы современной денежной и международной валютной системы капитализма.

2.2 Основные элементы

Время золотого стандарта «размыто» с обоих краев — в начале эпохи и в конце. При расширительном толковании начало этой эпохи относят к XVIII веку или, во всяком случае, к 1816—1821 годам, когда в Великобритании был восстановлен после наполеоновских войн размен банкнот на золото. Но в других крупных странах серебро еще оставалось основой денежной системы наряду с золотом и даже единолично. Золото еще не было абсолютно- преобладающей формой мировых денег. Такие условия сложились лишь к 60-м годам. Как сообщает Дж. Гэлбрейт, юридически золото было признано единственной формой мировых денег на одной довольно мало известной конференции в Париже в 1867 году. Начало полного («классического») международного золотого стандарта многие авторы относят близко к этой дате, хотя серебро вело арьергардные бои до конца столетия и даже позже, а во внутреннем обращении многих стран (особенно в Азии) так и не было вытеснено золотом.

Во-первых, кратковременность золотого стандарта никак не исключает того, что золото фактически было деньгами до его введения и что оно сохранило в измененном виде функции денег после его ликвидации. Во-вторых, в эту эпоху золото отнюдь не было единственной и даже количественно преобладающей формой денег; под его эгидой происходило быстрое развитие различных видов кредитно-бумажных денег. В-третьих, золотой стандарт даже в период своего расцвета существовал в полной мере лишь в группе промышленно развитых стран; остальным приходилось волей-неволей приспосабливаться к порядку, установленному сильными мира сего.

Система золотого стандарта включала несколько основных элементов. Не во всех странах и не все время они были полностью в наличии, но действовала несомненная тенденция к их распространению.

В обращении находились золотые монеты. Они были главной формой денег, по отношению к которой кредитно-бумажные деньги и деньги из других металлов играли функционально подчиненную роль. По оценочным данным, в 1913 году на три главные страны (США, Англия и Франция) приходилось 62% мирового монетного обращения, что по абсолютной величине составляло 3,5 тыс. т. Значительно было также количество золотых монет в Германии. В России было в обращении сравнительно мало золотых денег (0,4 тыс. т, или 7% мирового итога).

Все остальные виды денег разменивались на золото по номиналу. Первую линию этого размена обеспечивали частные коммерческие банки, всегда державшие запас золотых монет. В конечном счете, размен обеспечивали центральные банки, хранившие национальные запасы золота. На долю США, Англии и Франции приходился в 1913 году 51 % мировых централизованных запасов. Как видим, эта доля ниже, чем их доля в обращении монет. Дело в том, что Англия, являвшаяся центром международной валютной системы, по традиции обходилась весьма скромным золотым запасом.

Таким образом, максимально эпоха золотого стандарта охватывает около двух столетий, минимально — полстолетия. Но суть дела состоит в том, что это была денежная система, которая в основном соответствовала определенной стадии развития капитализма — стадии промышленного (домонополистического) капитализма. Приблизительно на рубеже XIX и XX столетий она сменилась стадией монополистического капитализма. Золотой стандарт как бы по инерции существовал и даже расширялся в первом десятилетии нашего века. Но вся последующая эпоха, начавшаяся первой мировой войной и социалистической революцией в России, эпоха общего кризиса капитализма, — есть время умирания золотого стандарта, поскольку теперь он уже не соответствует условиям и потребностям капиталистического хозяйства.

В начале нынешнего века многим наблюдателям казалось, что создана, наконец, идеальная денежная система как внутри главных стран, так и на международной арене. Ее простота, налаженность, автоматизм, независимость от произвола чиновников - вызывали восхищение отнюдь не только у платных наемников капитала. Она казалась красивой, как правильное математическое построение, как хорошо работающая машина. Эта красота была не без пороков, но об этом позже. Она, как обычно бывает в жизни, оказалась недолговечной.

Централизованные золотые запасы были главным резервом мировых денег и международных платежных средств. В 1913 году золотые запасы всех стран мира оценивались в 6,8 млрд. долларов. А резервы иностранной валюты — всего лишь в 0,8 млрд. Но доллар здесь использован лишь как счетная единица: реальных резервов в долларах у центральных банков практически не было, а почти все резервы были выражены в фунтах стерлингов и хранились в лондонских банках.

Золотое содержание каждой денежной единицы было установлено законом и поддерживалось, как правило, неизменным на протяжении десятилетий и даже столетий. В связи с этим были также устойчивы соотношения между денежными единицами (валютные паритеты). Золотое содержание фунта стерлингов составляло округленно 7,323 г чистого золота, а доллара — 1,505 г, паритет фунта в долларах, как частное от деления первой величины на вторую, — 4,87. Столь же твердые соотношения связывали фунт и доллар с французским франком, германской маркой и другими ведущими валютами.

Существовала свободная взаимная обратимость валют (свобода обмена одной валюты на другую) по рыночным курсам. Они отклонялись от паритетов в очень узких границах, обычно не более 1%. Курсы не могли отклоняться больше, потому что должник, который обязан был заплатить долг в иностранной валюте, всегда имел выбор: либо купить на свои национальные деньги эту валюту, либо купить и переслать золото. Например, в течение 1889—1908 годов, курс фунта стерлингов в Париже отклонялся от паритета не более чем на 0,67%. Курс доллара в Париже («курс на Нью-Йорк») отклонялся от паритета больше — до 1,18%. Эта разница объяснялась тем, что пересылка золота между Парижем и Нью-Йорком стоила дороже, чем между Парижем и Лондоном.