Смекни!
smekni.com

Налоговая политика в реформировании социально-экономической системы Украины (стр. 3 из 4)

Еще один проблемный аспект. Чтобы сделать детенизацию бизнеса экономически целесообразной для его собственника, нужно существенно снизить уровень перераспределения ВВП. В противном случае сработает логика поведения налогоплательщика в условиях почти гарантированной безнаказанности налоговых правонарушений: зачем платить больше?

Правда, если рассмотреть проблему теневого функционирования субъекта рынка шире, то можно заметить следующее:

1) существует хотя бы гипотетическая вероятность выявления налоговыми органами фискальных злоупотреблений, со всеми его негативными последствиями;

2) сокрытие от налогообложения части доходов ограничивает возможности капитализации бизнеса (теневое хозяйствование - это "рай" для мелких предпринимателей, не стремящихся расширять экономическую деятельность);

3) немало нарушений налогового законодательства осуществляются не вследствие фискального нигилизма налогоплательщика, а для "выживания" в жесткой конкурентной среде.

В силу всего этого со значительной тенизацией экономических отношений бороться можно, нужно лишь правильно расставить акценты ("кнуты и пряники") в такой борьбе. Причем поощрять путем снижения налоговой нагрузки целесообразно не предпринимательскую деятельность как таковую, а в первую очередь - решения субъекта рынка в отношении капиталовложений в бизнес.

Важно, чтобы либерализация налогообложения прибыли стимулировала не "проедание" денежных средств и "поддержание на плаву" всех действующих предприятий, а инвестиции в производство. Снижение до 20% ставки налога на прибыль уже вряд ли может выступить весомым стимулом к предпринимательству и детенизации экономических отношений (ведь в обществе распространилось недоверие к налоговым инициативам), а фискальных потерь не избежать. Тем более, что фискальная эффективность налога снизилась с 5,52% ВВП в 2005 г. до 4,87% ВВП (до уровня 2003-2004 гг.) в 2008 г. К тому же высокие темпы экономического роста 2000-2004 гг. во многом обусловливались постепенным расширением производства за счет загрузки мощностей, не задействованных во времена кризиса 90-х годов. Теперь этот резерв практически полностью использован, и нужно искать новые налоговые рычаги ускорения воспроизводственных процессов на инновационно-инвестиционной основе. Таким рычагом может быть, в частности, снижение ставки налога на прибыль для субъектов рынка, закупающих оборудование. Приемлемы для введения в Украине также налоговые механизмы поощрения инвестиций в инновационный сектор и экологические (энергосберегающие) технологии в формах ускоренной амортизации и уменьшения налогооблагаемой прибыли, используемых в странах ЕС.

Кроме того, необходимо уменьшать нагрузку на субъектов рынка отчислений в государственные социальные фонды. Мы считаем нужным ввести единый социальный платеж, с постепенным снижением его ставки в зависимости от возможностей не обеспеченного его поступлениями финансирования социальных выплат за счет доходов бюджета. Такая фискальная инициатива (с одновременным усилением налогового контроля), обеспечив выравнивание условий функционирования официальной и неофициальной экономик, будет способствовать детенизации предпринимательства и росту ВВП, а также (что очень важно) не будет исключать увеличения социальных выплат.

Сложнее бороться с теневым малым бизнесом, использующим упрощенные формы налогообложения. Но и их можно усовершенствовать. По нашему мнению, актуальными следует считать предложения взимать налог в виде дифференцированной платы за спецпатент (аналога известных в мировой практике вариантов налогообложения "по стандарту") в зависимости от характеристик, установленных для микрофирм, а также дифференцировать ставки единого налога в укрупненных сферах предпринимательской деятельности, с дальнейшим (сначала экспериментальным) переходом к налогообложению разницы между выручкой от реализации и стоимостью факторов, используемых в производстве для более крупных субъектов малого бизнеса.

Также (подчеркнем еще раз) не обойтись без формирования позитивного фискального имиджа государства путем принятия системных решений. Налоговая политика должна предусматривать как оптимизацию параметров и механизмов налогообложения (поощрение легального предпринимательства), так и совершенствование налогового администрирования (упрощение и автоматизацию процедур, применение антикоррупционных мер и повышение санкций за нарушения налогового законодательства для исключения возможностей уклонения от уплаты налогов). Необходимо создавать позитивные прецеденты трансформации налогообложения для "пробуждения" фискального сознания.

4. Проблемы повышения эффективности перераспределительных процессов

В условиях роста ВВП в странах с утверждающейся рыночной экономикой создается иллюзия, что налоговая система адекватна экономико-институциональной среде, и лишь либеральные налоговые реформы могут способствовать улучшению динамики экономического развития. Причем все большее расширение базы налогообложения послужит финансовой основой для решения всех социальных и структурных проблем в перспективе. Но на самом деле в условиях сохранения гипертрофированного социального сектора, значительной тенизации предпринимательства, недофинансирования обновления инфраструктуры и научных исследований потенциал экономического роста достаточно ограничен, а напряженность вследствие углубления диспропорций в социально-экономической системе усиливает угрозу нарастания радикальных настроений в обществе. Поэтому страны, не находящие оптимального баланса между экономическими и социальными приоритетами фискального регулирования, становятся особенно уязвимыми к ухудшению мировой конъюнктуры и рискуют "пасть жертвой" социальных протестов.

В 2000-2004 гг. в Украине основными приоритетами налоговой политики были постепенная либерализация налогообложения, при одновременном устранении наиболее угрожающих для фиска возможностей уклонения от уплаты налогов (ситуативное улучшение налоговой среды хозяйствования за счет роста ВВП и незначительных сдвигов в направлении совершенствования механизмов налогообложения и техники налогового администрирования). В 2005 г. стратегию минимальных трансформаций сменила политика радикальных налоговых реформ. Ликвидацию крупнейших диспропорций в налогообложении сопровождали попытки силовыми методами преодолеть коррупцию в фискальных органах, а дополнительно аккумулируемые налоговые поступления направлялись на увеличение социальных расходов бюджета (в условиях замедления роста ВВП). 2006-2008 гг. характеризовались возобновлением динамического экономического развития при относительно стабильном налогообложении, а в условиях конъюнктурного спада 2009 г. имели место попытки перманентного повышения налоговой нагрузки, вызванные нежеланием пересматривать "популистские" социальные расходы государства.

В силу приведенного бессистемные, часто противоречивые, фискальные решения принимались еще и сомнительным способом: радикальные реформы чередовались с попыткой сохранить достигнутую (неоптимальную) стабильность. Если постсоциалистические государства ЕС постепенно, иногда допуская ошибки, трансформировали фискальное регулирование, то Украина "бросалась" из одной крайности в другую, что ограничивало потенциал роста ее ВВП в перспективе. Более того, даже хорошо заметные просчеты, связанные со значительным повышением уровня налогообложения в 2005 г., не вынудили пересмотреть подходы к трансформации его отечественной системы. Складывается впечатление, что реформаторы не принимали во внимание ни постулаты и результаты новейших исследований экономической науки, ни передовой мировой опыт в отношении повышения эффективности перераспределительных процессов.

Сегодня опубликовано немало работ по вопросам временного аспекта фискальных реформ. В частности, Е. Балацким доказано, что налогоплательщики негативно воспринимают как радикальные изменения в налогообложении (даже если налоговая нагрузка уменьшается), так и чрезмерную консервативность в регулировании налоговой сферы. При этом в первом случае дестимулирующим фактором предпринимательской деятельности и экономического роста выступают ограниченные возможности выработки стратегии бизнеса, а во втором - отсутствие ожиданий улучшения налоговой среды. Кроме того, проводить радикальные реформы и рассчитывать на быстрое возобновление экономической активности в условиях многочисленных диспропорций в рыночном хозяйствовании тоже вряд ли целесообразно.

Еще одну опасность таят в себе частичные трансформации: переходные фискальные формы могут сохраняться годами, поскольку нередко обеспечивают достижение экономического равновесия, которое выгодно для отдельных экономических субъектов, но не для общества в целом. В подтверждение этой мысли можно привести пример с функционированием отечественных упрощенных форм налогообложения малого бизнеса. Поэтому при принятии изменений к действующему налоговому законодательству необходимо тщательно просчитывать их экономические, социальные и фискальные последствия на краткосрочный промежуток времени и на более отдаленную перспективу, а также следить за тем, чтобы эти изменения органично вписывались в действующую налоговую систему, улучшая ее.