Смекни!
smekni.com

Налоговая политика и ее нюансы (стр. 4 из 6)

Миф о том, что в других странах люди платят все налоги и не уклоняются от их уплаты

Очень трудно представить, кому из запустивших этот миф в обиход пришла в голу мысль о том, что в других странах все без исключения «честно» платят налоги. Однако данный миф, как когда-то сформулированный Марксом призрак коммунизма, бродит по умам и украинских политиков, которые живут не на свою депутатскую зарплату, и журналистов, большинство из которых до сих пор получают основную часть зарплаты в конвертах и не стесняются открыто об этом говорить, и проникает в умы граждан. И так глубоко, что откровенно начинаешь их жалеть, поскольку они свято верят в то, что начисления на зарплату — это налоги, которые уплачивает предприятие, и не понимают, что эти налоги, которые якобы уплачивает предприятие, фактически уплачиваются за счет их зарплаты и т.п. и т.д.

Хотелось обратить внимание, что при высказывании данного мифа с экранов телевизоров употребляются слова «честно», «в соответствии с нормами законодательства», «по закону». При этом существенным является то, что ни одно их этих слов не имеет четкого воспринимаемого всеми одинаково значения, иначе говоря, используемые слова — это оценочные категории.

Почему же используются слова, не имеющие однозначного значения? Ну, во-первых, сформулированный миф — это своего рода обобщение поступков людей в других странах, поэтому, обобщая поступки, например, 280 млн населения США, просто невозможно высказаться однозначно. А во-вторых, честно, в соответствии с законом или по закону налоги платить физически невозможно, поскольку сами законы — это набор правил поведения, которые воспринимаются индивидуально каждым. И что самое главное — в любом законодательстве любой страны мира всегда найдутся нормы и положения, которые можно трактовать двояко, то есть как в сторону увеличения фискального давления, так и в сторону его снижения. Поэтому «честно» — это оценочный коэффициент, и данную оценку проводит даже не суд, а изначально рядовой налоговый инспектор, проверяющий уплату налогов предприятием или физическим лицом. После того как инспектором сделана оценка, например, в сторону увеличения фискального давления — начислен штраф, оценку правильности уплаты налогов осуществляет само налогообязанное лицо, и если оно считает, что налоги уплачены правильно, то обращается в суд, который проводит окончательную оценку правильности уплаты налогов. При этом судебная практика Украины показывает, что решение по аналогичным делам может быть принято как в пользу налогоплательщика, так и в пользу налогового органа. А значит, даже на уровне судебной власти не существует единого подхода к такой категории, как «честно» уплаченные налоги. Таким же образом, оценочной является и такая категория, как налоги, уплаченные в соответствии с нормами действующего законодательства, и налоги, не уплаченные в связи с нарушение норм того же законодательства, поскольку суд именно с этой позиции разбирает вопрос о правомерности доначисления штрафных санкций и в зависимости от обстоятельств приходит к различным выводам.

В любом случае честно — в соответствии с законом налоги платить невозможно, потому что каждый совершенный поступок оценивается по различным критериям и различными людьми, которые при оценке высказывают свое субъективное мнение, и для одного что-то будет честным, для другого бесчестным и несоответствующим нормам действующего законодательства.

Все выше приведенное можно отнести к философским рассуждениям, но в отличие от чистой философии сделанный вывод подтверждается практикой.

Например, все мы знаем о Ньюркской фондовой бирже, динамику движения котировок акций на которой отражает индекса DJ. В расчет этого индекса входят акции 500 компаний, котируемых на этой бирже, 2/3 из которых являются американскими. Рост индекса показывает повышение цены акций, а его снижение — уменьшение цены акций. На рост акций влияет много показателей, одним из самых важных является показатель капитализации компании (рыночная стоимость). Если капитализация растет, то соответственно увеличивается стоимость акций. В сою очередь, капитализация компании — это ни что иное, как показатель, отражающий стоимость активов предприятия. В результате мы получаем, что увеличение стоимости активов, которыми владеет предприятие, приводит к увеличению его стоимости и как следствие — к росту курса акций этой компании.

Законодательством США предусмотрен такой налог, как налог на увеличение капитала, и взимается он с прироста капитала за год. Однако в 2002 году индекс DJ вырос, значит, капитализация компаний увеличилась, иными словами база для обложения налогом на капитал должна была возникнуть в любом случае, но, как это ни странно, ни одна из американских компаний, акции которой принимают участие в расчете индекса DJ, по итогам 2002 года не заплатила этот налог. То есть американские корпорации нашли способы увеличить стоимость принадлежащих им активов, но при этом умудрились не заплатить налог на капитализацию, поскольку для целей налогообложения их капитал не вырос, либо был перекрыт обязательствами, которые не повлияли на котировки акций.

Налицо очевидный результат минимизации налогов или правильно сформулированной и разработанной налоговой политики (налогового планирования).

Другой пример: не все знают, что Украина — далеко не самая заботящаяся о своих пенсионерах и безработных страна. В Украине социальные сборы — нагрузка на зарплату составляют примерно 35%, в тоже время во Франции нагрузка на зарплату наемных работников составляет порядка 70%, то есть в два раза выше, чем в Украине. И конечно часть французских бизнесменов не хотят мириться с таким положением вещей, поэтому открывают компании в соседней Бельгии, где налоговая нагрузка на зарплату значительно ниже, и работники таких компаний в буквальном смысле этого слова ездят на работу в соседнюю страну и там получают зарплату. В итоге бюджет Франции не приобретает дополнительные суммы, а наоборот теряет значительные суммы налогов.

Следующий пример. Германия известна как страна с одной из самых консервативных и сложных систем налогообложения и при этом с высокими ставками налогов. Поэтому наиболее продвинутая часть немецких бизнесменов отказываются от открытия новых фирм или официального развития бизнеса на территории Германии и открывают компании, которые аккумулируют финансовые потоки и получают основную прибыль в Англии.

Германия является примером еще одного неразумного подхода к налоговой политике: в связи с высокими налоговыми ставками на продажу автомобилей получается забавная ситуация — новые немецкие машины в соседней Италии стоят примерно на 20% дешевле, чем в самой Германии. Поэтому жители приграничных областей ездят в Италию и покупают там немецкие машины, что с уплатой таможенных пошлин оказывается дешевле, чем покупать ту же машину в Германии. Лига немецких автопроизводителей обратила на это внимание чиновников, но те ничего не могут сделать, поскольку исправление этой ситуации требует изменения налоговой политики государства. Интересно, как апологеты налоговой политики Украины расценят такой поступок немецких граждан с позиции честной или нечестной уплаты налогов, ведь, по сути, приобретая машины в Италии, немцы уклоняются от уплаты налогов в Германии.

Эти примеры достаточно четко показывают и то, что в любой стране мира не любят платить налоги и не платят их при любой возможности, более того, сами придумывают способы, чтобы не платить налоги в своей стране.

И хорошо, что люди сейчас используют цивилизованные способы снижения налоговой нагрузки, поскольку история наполнена огромным количеством примеров, когда из-за неразумной налоговой политики свергали правительства и рушились целые государства. Самым ярким примером того, что необходимо знать меру при взимании налогов, является, как ни странно, самое значимое событие русской истории, конечно после крещения Руси. Я говорю об освобождении Руси от татаро-монгольского нашествия, началом чему послужила Куликовская битва. Учебники истории, рассказывающие об этом периоде, просто кишат материалами о том, что свободолюбивые славяне спали и видели себя свободными, постоянного сопротивлялись захватчикам, строили планы освобождения и т.п. и т. д. И вот, в конце концов, дух свободы превозмог страх перед захватчиками и Московский князь вместе с другими князьями прилегающих территорий собрались и отправились на Куликово поле. Глупо было бы отрицать сам факт битвы, но в отношении мотивов сражения и поднятия на него «всего мира» можно сказать, что это полная ахинея. По какой-то странной причине большинство официальных историков умалчивают, что причиной, по которой Москва поднялась на бой, является весьма тривиальная и совершенно не связанная со свободой — татарский хан, в то время управляющий Ордой, запросил дань, в пять раз превышающую ту, которую платила Москва до этого. Поэтому все быстро сообразили, что уплата такой дани попросту приведет к их голодной смерти и решили немного повоевать.

Давайте сделаем простой расчет: татарский хан, на свою беду, хотел собрать с Москвы дань в такой сумме, изъятие которой привело бы к голодной смерти населения города. Если мы представим, что он хотел забрать у них весь доход — 100% (сразу могу сказать, что потребовал он меньше). При этом данная величина в пять раз превышала сумму обычной дани. Значит, до этого сумма дани (налога), взимаемая с населения, не превышала 20% от их дохода. То есть после того, как сумма взимаемого налога превысила допустимый предел — 20% от дохода, граждане Москвы, послали хана куда подальше и всех нафиг поубивали.

В нашей стране сумма взимаемых, налогов значительно выше этих 20%, как впрочем и в других государствах.