Смекни!
smekni.com

Образование, свойства и добыча алмазов (стр. 9 из 11)

К сожалению, с открытием в 50-х гг. ХХ в. крупных вилюйских месторождений и быстрым развёртыванием на их основе промышленной добычи алмазов центр тяжести поисковых работ переместился на территорию Якутии. Поэтому в пределах Иркутской области поиск промышленных месторождений алмазов приостановился, хотя здесь имеются более благоприятные геологические условия для их залегания, чем в Якутии. Кроме того, на юго-западе Иркутской области имеются другие достаточно перспективные территории, расположенные в зоне сочленения Сибирской платформы с Саяно-Байкальской складчатой областью (Присаянская субпровинция). Есть все основания полагать, что в Иркутской области высока вероятность открытия крупных промышленных месторождений алмазов кимберлитового и лампроитового типов. Не исключена вероятность обнаружения источников алмазов других типов – эклогитов, ультрабазитов, высококалиевых вулканитов [75].

В пределах Иркутской области поиски алмазов возобновились только в 1980-х годах, но охватывали южную часть области (Присаянье) и велись медленными темпами из-за недостаточного финансирования. Всего с начала поисков в Иркутской области найдено около 1,5 тыс. кристаллов алмазов (масса некоторых – до 7,5 карата) и множество минералов-спутников.

В Иркутской области выявлено 4 потенциально алмазоносные субпровинции [10, 18]. В их пределах возможно открытие коренных месторождений кимберлитового и лампроитового типов:

Ангаро-Тунгусская субпровинця. В её пределах находится 4 потенциально алмазоносных района: Нижнетунгусский, Илимо-Катангский, Ия-Ангарский и Прибайкальский. В этих районах изучались небольшие участки бассейнов рек Ерема, Апка и Нижняя Кочема. Обнаруженные здесь кристаллы алмазов приурочены к среднепалеозойскому и мезозойскому периодам. Чуть в стороне от Ангаро-Тунгусской субпровинции, около границы Иркутской области, в междуречье Ангары и Подкаменной Тунгуски, открыто Чадобецкое кимберлитовое поле, к северо-западу от которого выделен Тычанский потенциально алмазоносный район.

Якутская субпровинция. В её состав входят южная часть Мало-Ботуобинского и Верхнечонский алмазоносные районы. Здесь ожидается выявление коренных источников алмазов кимберлитового типа среднепалеозойского возраста.

Присаянская субпровинция. В её пределах выделено два потенциально алмазоносных района: Чуно-Бирюсинский и Окино-Китойский. Поиски велись в бассейнах рек Оки, Ии, Уды, Муры, Ковы, Чуны и Бирюсы. Найдено свыше 500 кристаллов алмазов. Основная их часть приурочена к докембрийскому и среднепалеозойскому циклам кимберлитового магнетизма. В пределах Окино-Китойского района, в верховьях Оки, выявлено кимберлитовое поле.

Байкало-Патомская субпровинция. Она включает в себя часть Патомского (на границе Иркутской области и Якутии) и Мамский потенциально алмазоносные районы. Здесь возможно открытие месторождений алмазов кимберлитового и лампроитового типов.

Таким образом, Иркутская область может стать новым перспективным алмазоносным регионом России, который по своим запасам сможет соперничать не только с Архангельской провинцией, но и с Якутской.

2.3.2. Алмазы Поморья.

Архангельская алмазоносная провинция (ААП), первая в Европе алмазоносная провинция коренных месторождений алмазов, расположенная на северной окраине европейской части России (Приложение 10). Приурочена к северо-западу Русской плиты (часть Мезенской синеклизы) и Балтийского щита (Терский берег Кольского полуострова). Объединяющим признаком подавляющего большинства магматических тел является их залегание в виде трубок взрыва с резко подчинённым развитием силлов и даек. Открыта архангельскими геологами в начале 1960-х гг., включает месторождение алмазов имени Ломоносова и месторождение алмазов имени В. Гриба. Объединяет разнообразные вулканические проявления, развитые вдоль побережья Белого моря: на Зимнем и Летнем берегах Онежского полуострова, Терском берегу Кольского полуострова [59]. Проявления вулканизма приурочены к Беломорской рифтогенной системе (Приложение 11), сформировавшейся в позднем протерозое (1000-1300 млн. л.н.) как узкие линейные поднятия и прогибы северо-западного простирания в древнем архейско-раннепротерозойском (древнее 1650 млн. лет) гранитогнейсовом кристаллическом фундаменте Русской плиты. Прогибы – Кандалакшский и Онего-Двинский грабены, Зимнегорский авлакоген – заполнены мощными (1-4 км) толщами терригенных пород рифея.

В позднедевонскую эпоху (360-375 млн. л.н.) произошла новая активизация: на покрытых густым тропическим лесом равнинах Юго-Восточного Беломорья происходили многочисленные мощные вулканические извержения, образовавшие вулканические трубки. Обугленные фрагменты (щепки) упавших в вулканические жерла деревьев сохранились до наших дней и позволили определить возраст кимберлитовых и других вулканических трубок, а вместе с ним и время позднедевонской интенсивной тектогенно-магматической активизации Беломорья. Многочисленные жерла потухших вулканов сохранились в виде трубок взрыва, которые сопровождаются магматическими телами, выполняющими субвертикальные и межпластовые трещины в осадочных породах [12, 16, 57].

Для ААП характерно исключительное разнообразие петрографических типов магматических проявлений: здесь почти одновременно (по геологическим меркам) происходили внедрения расплавов разного состава, при застывании которых образовались вулканические тела кимберлитов, пикритов, мелилитов, пород промежуточного состава: кимберлитов-пикритов («кимпикритов») и кимберлитов-мелилитов («киммелилитов»), а также толеитовых и субщелочных базальтов. Даже близко расположенные вулканические тела могут сильно различаться по минеральному составу глубинного (мантийного) материала, а по химическим элементам различия исчисляются десятками и даже сотнями [12]. При детальном изучении вулканических пород оказалось, что в каждом из полей Зимнего берега вулканиты от высокоалмазоносных кимберлитов до неалмазоносных мелилититов, пикритов и базальтов занимают определённую часть единого ряда, характеризующегося уменьшением содержания ультраосновных элементов (Mg, Ni, Cr, Co) и увеличением содержания «базальтовых» (Si, Al, Ca, Na, Fe, Sc). Одновременно с уменьшением степени ультраоосновности в вулканических породах уменьшается и содержание глубинного материала (вкрапленников оливина, мантийных ксенолитов и минералов – спутников алмаза), а содержание продуктов кристаллизации расплава в близповерхностных условиях (оливин-2, мелилит и нефелин) увеличивается.

На Зимнем берегу существуют 2 контрастные по присутствию пикроильменита группы кимберлитовых пород: безыльменитовых (глинозёмная серия: кимберлиты – киммелилититы – флогопитовые киммелилититы – беспироксеновые оливиновые мелилититы) и ильменито-вых (железотитанистая серия: кимберлиты – кимпикриты – мелилитовые кимпикриты – мелилитовые пикриты).

Кимберлиты глинозёмной серии образуют Золотицкий куст, состоящий из 10 трубок. Это (с севера на юг): «Первомайская», «Белая», «Кольцовская», имени Ломоносова, «Поморская», «Пионерская», имени Карпинского 1 и 2, «Архангельская», «Снегурочка», из которых наиболее богатые входят в месторождение алмазов имени Ломоносова (Приложение 12), которое в настоящее время активно разрабатывается. Остальные трубки этой серии не алмазоносны, что соответствует общей закономерности. Алмазы содержатся лишь в 8-10% кимберлитовых трубок [71].

Алмазоносные кимберлиты железотитанистой серии представлены пока одной трубкой месторождения алмазов имени В. Гриба, остальные кимберлиты этой серии убогоалмазоносны. Наиболее ультраосновные кимберлитовые породы образовались за счёт дробления и частичного плавления развитых на глубине 100-150 км мантийных дунитов и перидотитов и по составу приближаются к ним. Эти породы являются и самыми алмазоносными.

Распределение вулканитов разнообразного состава по Зимнему берегу имеет закономерный (зональный) характер. В центральной части развиты породы железотитанистой, а по перифирии – глинозёмной серии. Аналогичным образом, вероятно, распределены по площади района на уровне верхней мантии 2 типа глубинного субстрата: в центральной части – обогащенный, по периферии – истощённый. Проявлен и другой тип симметрии – линейный, обусловленный тенденцией уменьшения степени ультраосновности вулканических проявлении в районе с запада на восток от наиболее магнезиальных кимберлитов Золотицкого куста через кимберлиты железотитанистой серии, кимпикриты, киммелилититы к типичным базальтам. Аналогичного типа породы развиты и в других районах ААП.

В Нёнокском районе открыто более 20 трубок, сложенных туффизитами, туфами, туффитами фельдшпатоидных оливиновых мелилититов. Редко встречаются породы эффузивного облика. По соотношению вкрапленников оливина и клинопироксена породы образуют ряд: беспироксеновые оливиновые мелилититы – оливиновые мелилититы – мелилититы. Из глубинного материала присутствуют только редкие зёрна высокоглинозёмистого хромдиопсида и хромшпинелида; пикроильменит и пироп отсутствуют. Породы района неалмазоносны. Первоначальные сведения о находках алмазов и пиропов в трубках взрыва дальнейшими работами не подтвердились [50].

На Терском берегу (Кольский полуостров) известно около 60 трубообразных, дайкообразных и штокообразных тел, сложенных мелилититами, редко слюдяными кимберлитами. Преобладают породы эффузивного облика, реже встречаются вулканокластические породы (туффизиты, ксенотуфы). Размер тел от 10 до 200 м, форма удлинённая, сильно удлинённая, очень редко близкая к изометричной. Породы Терского берега образуют петрографический ряд: слюдяные кимберлиты – кимпикриты – беспироксеновые оливиновые мелилититы – оливиновые мелилититы – мелилититы. Из глубинного материала в кимберлитах присутствуют оливин, отдельные зёрна хромшпинелида, пиропа, хромдиопсида и алмаза. В мелилититах – только редкие зёрна хромшпинелида и хромдиопсида. Две трубки убогоалмазоносны [50].